Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Проблемы обучения и развития ребенка. Понятие: «зона ближайш


Здравствуйте уважаемые читатели.

В прошлой статье мы остановились на понятии «передача культурных ценностей от родителей к детям», что называется процессом обучения и воспитания.

Сегодня я расскажу вам о проблемах развития и обучения ребенка.

Психическое развитие ребенка, без активной передачи достижений человеческой культуры невозможно. Само существование этих достижений для ребенка бесполезны, без передачи их через «посредников», которые уже впитали  в себя достижения человеческой культуры.

«Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры» – это посредничество и есть процесс обучения.

Процесс обучения происходит зачастую спонтанно: ребенок учится говорить, играть, рассуждать, совсем не подозревая, что он учится. При взаимодействии ребенка  с взрослым  он не просто действует с предметами, взрослый открывает для ребенка человеческий смысл каждого действия и предмета, тем самым открывает ему человеческую культуру.

Эльконин Даниил Борисович определял процесс обучения, как  момент взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованной взрослым (не знаешь, что это такое? Узнай здесь).

Обучение – это не передача информации и формирование навыков, это взаимодействие ребенка со значением и культурным смыслом, которое существует для него в идеальной форме.

Проблема развития и обучения всегда была центральной проблемой в психологии воспитания ребенка, решалась она по-разному.

Вот три основных теории, три подхода к решению данной проблемы:

  • Первая теория нам уже известна, её автор Жан Пиаже.

Пиаже понимал психическое развитие, как развитие интеллекта, путем перехода от одной стадии к другой. Обучение ребенка возможно, лишь опираясь на тот уровень развития интеллекта, на котором находится ребенок в данный момент.

Процесс развития и обучения в теории отождествляется. Развитие ребенка происходит путем накопления и приобретения навыков.

  • Третья теория – связана с именем великого советского психолога Льва Семеновича Выготского.

Согласно представлениям Льва Семеновича обучение не должно приспособляться к развитию ребенка, «плестись у него на хвосте», как говорил Выготский.

Безусловно, обучение должно учитывать уровень развития,не для того, чтобы на нем остановиться, а для того, чтобы вести развитие дальше, знать каким должен быть следующий шаг. Обучение должно «идти впереди» развития, вести его за собой!

Обучение можно считать хорошим, тогда и только тогда, когда оно создаёт зону ближайшего развития, идёт впереди него. Новый этап в обучении опирается на зону ближайшего развития и одновременно подготавливает новую, которая будет предпосылкой для дальнейшего развития. (the main point)[1].

Связь между обучением и развитием Выготский выразил в понятии «зона ближайшего развития». Ребенок сначала выполняет действие с взрослым, потом самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может делать с взрослым (руководство, указание, пример и т.п.) и  без него, что ему доступно в самостоятельной деятельности – есть зона ближайшего развития.

Развитие ребенка нельзя определять теми навыками, которыми он владеет на данный момент, нужно знать зону ближайшего развития, то, что он может делать с взрослым. Все, что ребенок делает с взрослыми, завтра будет делать самостоятельно.

Многочисленные психологические исследования дошкольников (с разными программами) доказывают, что колоссальное значение обучения влияет на психическое развитие ребенка.

Не стоит заблуждаться, что ребенка можно научить чему угодно, далеко не всё обучение способно вести за собой развитие, потому что между развитием и обучением есть собственная деятельность ребенка.

Об этом в другой раз.

Ребенок — это грядущее.  (В.Гюго)


В избранное