Как оговаривалось в прошлой
статье, мы переходим к методам детской психологии. Метод в переводе с греческого «путь к чему-либо» – это общий подход, способ исследования.
Существует два метода исследования в детской психологии: наблюдение и эксперимент.
Описание метода наблюдения.
В прошлой статье упоминалось о книге В.Прейера «Душа ребенка», вся его книга есть ни что иное как наблюдение над собственным сыном. Наблюдение может дать очень серьезные результаты, главное знать, что и как наблюдать. Выделяют несколько разновидностей
методов наблюдения.
Во-первых, наблюдение может быть сплошным или выборочным.
Сплошное наблюдение охватывает
все стороны поведения ребенка, его задача – описать картину поведения. Как вы понимаете, фиксировать все движения очень сложно, а обрабатывать ещё сложнее. Фиксируется наиболее важные и значимые особенности поведения, то новое, что можно увидеть в момент наблюдения. Не обязательно, что это окажется определяющим, нужно просто фиксировать и продолжать наблюдение.
Выборочное наблюдение заключается в определении заранее направления, стороны поведения. Выбираете заранее, что будете наблюдать, например действие ребенка с игрушками, выражение эмоции, особенности речи и пр. Фиксируете поведение ребенка в специальной естественной ситуации, в определенный отрезок времени: во время игры с детьми, родителями и пр.