детская психология Теории психического развития ребенка.Теория бихевиоризма
Здравствуйте уважаемые читатели!
Сегодня я познакомлю вас с ещё одной теорией психического развития ребенка – теория бихевиоризм, в переводе с английского означает «поведение», введенная
ученым Дж. Уотсоном.
Она основывается на теории И. Павлова, который проводил опыты на собаках. Павлов доказал,
что стимулы приобретают значение, когда они связаны с жизненно важными положительными или отрицательными подкреплениями.
Эксперимент.
Перед кормлением у одной группы собак звонили в звонок, а другую били током. У первой группы собак звонок начал вызывать слюноотделение, тогда как удар током вызывал защитную реакцию. Механизм связей назвали S – R, где S – стимул, R – реакция.
Американские ученные предположили, что
когда родители вознаграждают ребенка за хорошее поведение, они подкрепляют его стимул. При наказании же – тормозят. Таким образом, происходит процесс научения.
Позже ученные добавили в эту схему, одну переменную – V (среднее звено), потому что прямой связи между стимулом и реакцией проследить не удавалось. Схема приобрела вид S – V – R. Ученные трансформировали фрейдовские идеи, заменили принцип
удовольствия – принципом подкрепления(V). Подкреплением ученые назвали то, что усиливало тенденцию
повторения возникшей реакции (научение). Подкреплениями могут выступать – похвала, оценка взрослых, их внимание и пр.
Задача родителей заключается в поддерживание правильного, социально-приемлемого поведения и отвергать неприемлемое, таким образом учить ребенка жить в социуме и т.п.
Однако ученый А. Бандура полагал, что недостаточно наказания и награды, чтобы научить ребенка новому поведению. Дети более охотно имитируют (подражают) модель поведения другого человека (чаще родителей), заимствуя действия, мысли, чувства. В итоге ребенок, используя имитацию, может вообразить себя на месте подражаемого человека и испытывать
сочувствие к нему.
Теория бихевиоризм, имеет очень много схожего с теорией Фрейда, основное сходство в том, что ребенок сталкивается с реальностью, входит в общество,
в которое должен привести его взрослый.
По теории бихевиоризма ребенок постепенно накапливает навыки, чтобы стать частью общества. Другими словами идёт социальное обучение, отличающее от теории Фрейда.
Подведём итоги теории бихевиоризма.
1) Теория бихевиоризма раскрыла процесс научения, взглянуло на него с позиции науки: наблюдение фактов и процессов, но не учитывает собственную активность ребенка. Процесс научения происходит как бы сам собой…
2) Психическая составляющая не затронута. Представления,
переживания, интересы в теории не затронуты.
3) По теории создаётся впечатление, что человек робот. Сознание обошли стороной.
4) Такое ощущение, что теория создавалась для воспитания электората!
На этом уважаемые
читатели мы закончим, я думаю, вы заметили, какое отношение у меня к этой теории психического развития ребенка!
В следующий раз мы подведем итоги, всем изложенным теориям
и рассмотрим ту, которая объединяет в себе в полной мере обе движущие силы: природное начало и среда.