Психология жизни человека Закон развития высших психических функций.
Здравствуйте уважаемые читатели!
В прошлой статье мы с вами начали, рассматривать теорию высших психических функций человека Льва Семеновича Выготского, и остановились на вопросах процесса присвоения
и освоения культурных средств и как происходит формирование человеческих способностей.
Как мы с вами уже знаем, поведение и психика человека не определяются генетическими задатками и средой его взаимодействий.
На первый план выходит сознание, в культурно-исторической психологии Выготский дал ответ по развитию сознания – знаковое опосредование.
Переходим к нашим вопросам, ведь сам ребенок не научится говорить (один из главных знаков), не поймет культурных ценностей мира, не овладеет своим поведением.
Как у ребенка происходит освоение и присвоение культурных средств?
Как у ребенка происходит формирование человеческих способностей?
В теориях психического
развития ребенка роль взрослого признаётся почти всегда. Развитие рассматривается, как процесс адаптации или социализации ребенка к внешним условиям, так сказать «миру взрослых».
Как вы, наверное, уже
знаете (если прочли о них ранее), во всех теориях ребенку противостоит мир: он подстраивается, трансформируется, подчиняется требованиям «мира взрослых».
В культурно-исторической
психологии роль взрослого изначально другая. Окружающая среда и социальный мир не перестраивают природу ребенка, они являются необходимыми условиями его развития. Окружающие люди и общество «не давят», не противостоят ребенку – являются главным источником формирования его внутренней жизни. C самого рождения ребенок часть общества и чем младше, тем более зависим от общества! (Вдумайтесь в это предложение).
Собственная деятельность ребенка, его потребности, человеческие способности возникают в результате присвоения человеческой культуры. Психическое развитие ребенка, человека – прежде всего культурное развитие.
Для ребенка носителями культуры выступают взрослые, они же её и передают. Ребенок становится человеком только благодаря окружающим взрослыми, в процессе взаимодействия с ними.
Лев Семенович Выготский открыл важнейший закон развития высших психических
функций.
Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия ребенка с взрослым и существует не в сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений – интерпсихическая форма. Впоследствии она (интерпсихическая форма) переходит во внутренний мир ребенка, становится его индивидуальным достоянием – интрапсихическая форма.
Закон развития высших психических функций имеет фундаментальное значение в детской психологии, вот как он звучал в формулировке Льва Семеновича:
«Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, (в 2-х планах), сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».
Формулировка содержит две важные мысли:
1) С самого начала психические процессы у человека социальны (по происхождению и содержанию).
2) Переход знаковых, внешних, социальных процессов во внутренние (психические).
Как это происходит?
1) Используя знаковые средства, взрослый воздействует на ребенка: обращаясь к нему, обращая на что-то внимание, побуждая его сделать что-то.
2) Ребенок перенимает от взрослого способы обращения, уже воздействует на взрослого сам.
3) Ребенок, используя способы обращения, воздействует на себя! (обращается сам к себе во внутреннем мире)
Взрослые направляют внимание детей на новые предметы, события, явления, правила поведения, человеческие ценности и т.д. Благодаря этому направленному вниманию взрослых, все это начинает существовать и у ребенка, приобретает для него значимость, позже становится его внутренним достоянием.
Передача от взрослых к детям культурных ценностей называется процессом обучения и воспитания, но об этом в другой раз.