Психология жизни человека Теория высших психических функций Л.С.Выготского
Здравствуйте уважаемые читатели!
Все предыдущие рассмотренные теории психического развития ребенка, несмотря на свои различия и сходства, рассматривают человека, как функцию. Все теории ставят развитие ребенка в позицию зависимости от обстоятельств (внешние обстоятельства или инстинкты).
Но сколько было в мире случаев и ситуаций, что человек не имея ничего (физические дефекты, тяжелые обстоятельства, плохая наследственность и т.п.), добивался баснословных результатов. И наоборот, имея все, человек перестаёт развиваться и деградирует.
Выходит так, что среда и наследственность играют
не определяющую роль, а являются лишь необходимыми условиями для развития человека.
Сущность человека в том, что он сам определяет для себя, что ему важно, своё поведение и самого себя. И это самое прекрасное! Это делает нас свободными и сознательными!
Осознавая своё поведение в сознании, человек приобретает способность строить его произвольно,
освобождаясь от всех движущих сил среды и врожденных качеств.
Я думаю, вы знаете, как это происходит, просто не уделяете этому столько внимания. Человек, с помощью сознания смотрит на себя «со стороны». Фокус в том, что когда мы действуем на «автомате»,неосознанно, мы не можем отделить себя от реальности к сознанию. В эти моменты мы не можем осознать своё поведение, чтобы это сделать, нам нужно от него отделиться (посмотреть на себя со стороны).
Проблема детей, заключается в том, что врожденных способов, природных для такого «выхода» нет. Органические способности помогают ему совпадать, сливаться с условиями жизнедеятельности. Каждый ребенок проделывает путь по развитию сознания.
Проблему решил великий советский психолог Лев Семенович Выготский, основатель культурно-исторической психологии. Его идея знакового опосредования сознания человека, дала ответы на «вечные вопросы» в развитии психики ребенка.
Знаки – особые предметы, обладающие материальной и идеальной природой (двойной). С одной стороны, знак является материальным предметом, имеющим внешнюю форму (слуховую, зрительную и т.д.), с другой стороны знак несет в себе значение (образ), идеального представления предмета, явления или процесса.
*Знак является заместителем реальности, позволяет перевести реальность в идеальную форму.
Гениальность Льва Семеновича в том, что знаки – не только заместители предметов, но и орудия, средства внутренней психической жизни человека. Знаки в психологии выполняют рольпсихологического орудия, позволяющее осознать себя, свои действия и овладеть ими.
По концепции Выготского – поведение человека опосредованно знаками, т.е. осуществляется посредствам знаков. Человек собственное поведение превращает в особый предмет, отдельный от человека, в результате становится возможным отношение к себе, осознание поведения.
Речь является универсальным знаковым средством. Центральной
линией развития сознания, по Выготскому, у ребенка является речевое опосредствование. Фокус в том, что универсальное значение речи, освобождает человека от давления наличной ситуации, делая поведение осознанным. Говоря вслух или про себя, мы можем осознать и оценить своё поведение.