Трюки и приемы переговоров и продаж, практика
и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.
АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ
В INTERNET-ПРОДАЖАХ
(окончание)
ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ
ПОДЧИНЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ
С мотивами в персональных
продажах - беспредел Абрама Маслова.
- Как "кто
это такой"? Это наш бывший соотечественник, кажется - питерец, который
в Штатах поменял имя и взгляды человечества на иерархию мотивов. Теперь вы
вспомнили знаменитую пирамиду потребностей Абрахама Маслоу?
На первом этаже
пирамиды человек должен удовлетворить свои физиологические потребности - голод
и жажду.
Только после этого
он может почувствовать потребность самосохранения и искать безопасности, защищенности.
На сытый желудок
и в при относительной защищенности человека тянет удовлетворить потребности
социальные - испытать чувство духовной близости и любовь.
Тот у кого все
это есть, начинает нуждаться в уважении, самоуважении, добивается признания
и более высокого статуса.
Очень уважаемые
люди стремятся к самоутверждению - саморазвитию и самореализации.
Мой пересказ теории
Абрахама Маслоу отличается только тональностью: я описываю пирамиду иронически,
а Маслоу делал этот серьезно. Его серьезная теория растиражирована миллионными
тиражами, и ее изучают очень серьезные люди. Эти серьезные люди на основании
серьезной теории Маслоу строят серьезные схемы серьезных рекламных компаний.
Кстати, говорят, что перед самой смертью Абрахам Маслоу вспомнил еще один
этаж - добавил к пирамиде как еще одну потребительскую потребность "чувство
Бога".
Я не могу относиться
к теории Маслоу не иронически. Хотел бы, но не выходит, не получается. Может
быть так происходит из-за того, что я ориентирован на персональные коммуникации,
а Маслоу имел ввиду целое общество, социум, потребительскую аудиторию.
- Скажите, пожалуйста,
вам встречались люди с какими-то нарушениями пирамиды?
- Как это?
- Ну, например,
7 ноября с красными флагами по улицам ходят без "пирамидальных"
нарушений?
- Наверное, какие-то
нарушения есть...
- А вы еще раз
поглядите на труд Маслоу и подумайте - какие потребности у этих людей удовлетворены
и какие потребности управляют их поведением?
- Они голодные
- это точно. А управляет их поведением скорее всего желание потребность самоутверждения...
- Правильно. Так
не перевернута ли у них пирамида? Не поставлена ли с ног на голову? А сколько
у нас в стране голодных людей? Или - абстрагируемся от политики - и вспомним
творцов, ученых, поэтов, вспомним монахов и затворников, вспомним террористов
и романтиков. Ведь похожие нарушения есть у каждого из них. Согласны?
- Так Маслоу ошибся?
- Его пирамида
напоминает мне анекдот, в котором физик-теоретик докладывал об итогах изучения
модели движения пешехода сквозь толпу: "Модель еще не достроена, но картину
для пешехода сферы, который без трения пересекает толпу таких же сфероидов,
мы уже представляем..." Пирамида столь же идеальна. Она - что-то слишком
среднее. Как средняя температура по больнице почти всегда нормальна... Вот
мы с вами тут тоже занимаемся самореализацией. А вы скажите - который час?
- Уже семнадцать
часов и тридцать минут.
- За последние
три часа, прошедшие после обеда, не обострилась ли и не вышла ли на первый
план ваша физиологическая потребность в пище?
Смеются, черти:
- Вышла!
- И теперь, когда
я напомнил об этом, она даже затмила нашу самореализацию?
- Да-да-да!!!
- Значит, перед
тем, как попрощаться до завтрашнего утра, я вас попрошу: вечером подумать
- можно ли что-то противопоставить построенной на песке умозрительности пирамиде
Абрахама Маслоу?.. И если да, то что?
...Утром следующего
дня я не забуду о просьбе:
- Так на каком
теоретическом фундаменте мы можем работать с потребностями и мотивами? Кто
вчерашним вечером по моей просьбе от удовлетворения физиологических потребностей
перешел все-таки к самореализации, а не к "социальным потребностям"?
- Я... Но только
потому, что нас поселили в "однополом" общежитии... (sic!)
Под смех слушателей
я вкрадчиво интересуюсь:
- И что же нам
дали однополые мысли?
- А не может быть
никакой иерархии потребностей. Все это слишком плотно связано с конкретной
персоной и ее конкретным, сиюминутным состоянием. Я когда-то в студенчестве
вернулся домой в общагу как собака голодный, а в лифте - в совсем ничем не
защищенном лифте! - встретил подругу и мы...
- Верно. Это, в
добавок к перечисленным вчера, еще один вариант трансформации пирамиды Маслоу.
Замечательный вывод. Может и не стоит в следующий раз выбирать для слушателей
более пристойное жилье... А сейчас давайте более подробно поработаем с нашими
собственными потребностями и мотивами.
Я раздаю "пост-ит'ы"
- квадратики бумаги с клеевой кромкой. Это упражнение я когда-то позаимствовал
у А.И.Ладыгина.
- Вот каждому по
два листочка. Припомните, пожалуйста, две своих последних покупки, запишите
на каждом листке по одной. А под названием покупки - сформулируйте мотив,
по которому вы совершили это приобретение.
Попробуйте это
сделать и вы. Оказывается - это почему-то не очень легко. Слишком часто на
моих тренингах слушатели вместо мотива покупки бутылки водки пишут - "была
потребность". Но - КАКАЯ потребность? Пишут - "захотелось".
Но - ПОЧЕМУ?..
Сейчас мы с вами
обсудим большой блок мотивов, которые, в отличие от туманных мотивов Маслоу,
могут реально управлять человеком, которого мы хотим использовать как агента
влияния. Напомню - мы учимся превращать случайных потребителей наших рекламных
обращений в активистов, которые у себя на фирме будут активно продвигать наши
идеи, продукты, предложения.
Опорный реестр
мотивов позаимствуем у того же Романа Ронина.
Кстати, вы видели
хороший боевик под названием "Ронин"? Там есть объяснение: "Ронин
- это самурай, по вине которого погиб его хозяин, который не смог уберечь
своего патрона. Такой неудачник превращался из самурая в ронина и уже не мог
найти никакой иной работы, кроме работы наемного убийцы". Когда мне попалась
книга "Романа Ронина", я был удивлен тем, сколь разнится стиль ее
глав. Будто книгу писала группа людей. После фильма я стал подозревать, что
книгу написала группа бывших советских разведчиков, допустивших гибель своего
патрона - режима...
Посмотрим, чем
нам может помочь опыт ронинов. Итак, как можно использовать человеческую АЛЧНОСТЬ?
Слушатели моих
семинаров по-своему отвечают на этот и на каждый из последующих вопросов.
Выслушав ответ, который редко бывает ошибочным, я лишь слегка перефразирую
его. Слушатель, например, говорит:
- Алчного можно
купить.
Правильно, используем
обещание или же предоставление денег или иных ценностей.
В сетевых продажах
здесь очень важен следующий нюанс. Если мы апеллируем к алчности, то форма
этой апелляции, ее лексикон и стилистика должны быть абсолютно оригинальными.
Когда вы построили некое обращение, попытайтесь поступить с ним вот так -
вычеркните из него все обороты, которые вы уже встречали в сети. Остается
ли что-нибудь?
А как можно использовать
СТРАХ ЗА СЕБЯ?
Тут не пугайтесь.
Вы ведь помните, что мы работаем с теми материалами, по которым учились проводить
вербовку разведчики. У нас своя специфика, и кое-что мы обязаны переводить
на язык бизнеса. У разведчиков на заданный вопрос ответ таков: "Применяем
шантаж, а порою и угрозу либо факт грубого физического или утонченного психологического
давления". Как это перевести на наши реалии? Можно ли шантажировать или
пугать клиента? А почему нет? Вот так и сказать ему: "Вам будет мучительно
больно и стыдно вспоминать упущенный шанс!.."
Чем пугать наших
агентов влияния? Нужно просто разобраться - чего они боятся. Пожалуй, тотальный
страх сегодня связан с потерей работы. Вот и сложилась формула: "Предложи
это директору. Тот, кто не проявляет инициативы и не приносит свежие идеи
- долго на работе не держится".
Как утилизировать
СТРАХ ЗА СВОИХ БЛИЗКИХ?
В разведке это
делают с помощью "явной угрозы либо факта разнотипного насилия - в духе
похищения, избиения, изнасилования, кастрации, "сажания на иглу",
полного физического устранения...". Перевод на коммерческий язык я доверяю
вам выполнить дома.
Небольшая ремарка:
когда-то 5,6% OCR имел мой баннер с текстом - "Твои довольны твоей зарплатой?"
Как работать с
ФАКТОРОМ БОЛИ?
На языке коллег-шпионов
- "качественная пытка или угроза интенсивного болевого воздействия".
У нас суррогатом этого хорошего приема может быть фраза - "Подписываем
договор, и у вас больше не будет болеть голова по этому поводу!"
Как обыграть СЕКСУАЛЬНУЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ?
"Подсовыванием
полового партнера и различной порнографии с перспективой "расслабления",
шантажа или обмена"! Ну а чем это может быть в коммерции - догадайтесь
сами. Если не догадаетесь, то вот вам самый слабый вариант - поставить на
своем выставочном боксе совершенно сногшибательных стендисток.
Ну а как этот мотив
обыгрывается в баннерной рекламе в сетях - все мы знаем. И, наверное, каждый
согласится с тем, что в рекламных продуктах на эту тему чаще уже срабатывает
не откровенность, а недосказанность.
Чем для нас может
быть полезно БЕЗРАЗЛИЧИЕ оппонента?
Реализуем депрессию,
возникающую в результате инспирированных или спонтанных жизненных обстоятельств,
а иной раз и в результате психофизической обработки объекта. Вообще, безразличие
- удивительное состояние. Из-за него можно что-то сделать (ведь все равно!..),
а можно что-то не сделать или на что-то закрыть глаза.
Попробуйте поиграть
с такими запевками ваших продвижений - "А почему бы тебе не предложить
это боссу?.."
Что делать с партнером,
отличающимися ярко выраженным ВНУТРЕННИМ АВАНТЮРИЗМОМ?
Предоставляем ему
шанс для ведения им своей собственной игры. Играя на внутреннем авантюризме,
например, Деревицкого, добиться можно очень многого! И таких типов среди потребителей
ваших обращений гораздо больше, чем вы предполагаете. Попробуйте пощупать
их интересы к собственной игре. В рамках этого поля хороши провокации, вызов,
эксплуатация "чувства противоречия".
Могут ли быть использованы
СЧЕТЫ С ГОССИСТЕМОЙ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ? Проще понять, когда в шпионском
романе речь идет об идеологических разногласиях, о существующей неудовлетворенности
объекта своим нынешним положением либо завтрашней перспективой. Но "счеты
с госсистемой" в бизнесе? Не выйдет ли "себе дороже"? У меня
есть знакомый директор, который в случае проблем контакта с директором другой
фирмы, отправляет к его главбуху своего. Те очень быстро находят язык на почве
неприязни к сверхсложной системе налогообложения и неуклюжей отчетности, сближаются
сами и сводит своих руководителей.
СЧЕТЫ С КОНКРЕТНЫМИ
ЛИЦАМИ у всякого коммерсанта многочисленны и многообразны. Но мы говорим
лишь о тех счетах, на которых может сыграть продавец. Они связаны в основном
с конкурентами. Особенно - с конкурентными магазинами и фирмами, расположенными
поблизости. Чтобы продать директору магазина набор торгового оборудования
- витрины, стеллажи, морозильные лари и кассы, нужно напомнить о том, что
соседний магазин всем этим уже обзавелся. Далее используется разжигание таких
чувств как месть, зависть, неприязнь с непреодолимым желанием нанести "врагу"
определенный ущерб - хотя бы вооружаясь для продаж аналогичной или даже лучшей
техникой.
В беседах продавца
с покупателем есть несколько табуированных тематических зон. Это проблемы
расовые, национальные, религиозные, конфессиональные и все, что связано с
деньгами третьих лиц. Табу обусловлено не тем, что об этом просто нельзя говорить,
а скорее тем, что в этих тематических нишах очень легко ошибиться с выбором
позиции и вступить в конфликт с собеседником. Но это не означает, что основательная
предварительная разведка персоны не позволяет эффективно работать с этими
темами - нужно всего лишь точно определить позиции собеседника.
НАЦИОНАЛИЗМ
позволяет вести игру на глубинном ощущении национальной общности, ненависти,
гордости, исключительности. Эти игры особенно ярки в мире рекламы - скрытыми
и явными обращениями к "пятому пункту" буквально пропитана наружная
и телевизионная реклама, и еще - реклама на упаковке продуктов (цвета национального
флага, стилизованная символика). Меня всегда умиляла привычка директората,
сохранившаяся со времен большевизма вешать на стену за рабочим креслом или
ставить на тумбу у стола портреты государственных лидеров. Удивительно, что
эта привычка легко перенимается и усваивается даже руководителями новой генерации.
Может быть, в этом отражается еще и желание показать свою "причастность"
к кругу власти.
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ЧУВСТВА требуют более тонкой работы и могут быть направлены на пробуждение
неприязни к иноверцам, привязывании определенной ситуации к избранным доктринам
исповедуемой религии, а чаще к формированию чувства общности. Игра на религиозных
чувствах может ограничиваться столь неуловимыми инструментами, как характер
шрифта в печатном обращении или легчайший акцент продавца.
ГРАЖДАНСКИЙ
ДОЛГ в современных продажах в качестве мотива используется редко. Игра
на законопослушании станет эффективной тогда, когда поле закона станет более
комфортным для обитания коммерсанта. Но и сейчас можно услышать вот такую
фразу: "Вам выгодно покупать у нас - мы работаем "по-белому".
Я не верю, что
существует некая "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОРАЛЬ". Мораль своя у
каждого консорциума - у буржуа, у бандитов, у социальных и религиозных групп,
даже у каждого возраста. Вспоминается, как воин племени мумба-юмба определял
понятия "зло" и "добро": "Когда сосед угнал моих
быков - это плохо, когда я украл быков у него - это хорошо". Но что-то
общее есть и в моральных законах, и в моральных "понятиях". Это
общее мы вовлекаем в работу игрой на порядочности. Главное не забыть о том,
что слово "порядочность" чаще всего звучит из уст самых отпетых
мошенников. Меня всегда умиляла патетика вопроса: "Неужели вы мне не
доверяете?!" Когда я слышу эти слова, я говорю сам себе: "Саня,
ты имеешь дело с наглым "кидалой"!.."
ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУВАЖЕНИИ утилизируется простыми спекуляциями на идеальных
представлениях человека о самом себе. "На дурака не нужен нож. Ему с
три короба наврешь и делай с ним, что только хошь..."
КОРПОРАТИВНАЯ
(КЛАНОВАЯ) СОЛИДАРНОСТЬ - это уже реальность нашего бизнеса. Уже давно
ходят анекдоты о парнях из Днепропетровска. Одного из них при устройстве на
работу спрашивал:
- Как ваша фамилия?
- Сидоров.
- А откуда вы?
- Из Днепропетровская.
- Ну что ж вы,
молодой человек!.. Не успели еще устроиться на работу, а уже пугаете вашими
связями...
Клановую солидарность
мы используем в игре на конкретной элитарности. Все равно - реальной или воображаемой...
ЯВНАЯ СИМПАТИЯ
к вам, вашему делу, товару или услуге всегда помогает продажам. Для ее возбуждения
достаточно резонирующей подстройки к объекту.
ТЩЕСЛАВИЕ
позволяет нам провоцировать желание объекта произвести определенное впечатление,
показать свою значимость и осведомленность.
ЛЕГКОМЫСЛИЕ
покупателя - чуть ли не наиболее эффективное для продаж состояние. Приведите
человека в беззаботнейшее состояние неосмотрительности и болтливости - получите
многое. К этому же можно отнести задействование "хронотопа" - явно
повышенной доверчивости человека в некое время и в определенном месте ("случайный
попутчик").
Из-за УГОДЛИВОСТИ
к персоне продавца купить может лишь тот, на которого вы работаете еще и в
качестве "крыши". Четкая реализация подсознательной (волевой) и
осознанной (деловой и физической) зависимости от получателя в мире "белой"
коммерции встречается не часто.
"ПОМЕШАТЕЛЬСТВО"
НА ЧЕМ-ЛИБО, например, близкая возможность для коллекционера приобрести
(или потерять) страстно желаемую вещь, а также игра на фобиях - инструмент,
которым мы можем пользоваться или подсознательно, или просчитанно. Это настолько
продуктивные техники, что мы уделим им особое отвлечение.
В американском
"Hовом словаре врача" Блекстона содержится 217 терминов, обоозначающих
те или иные ФОБИИ (греч. - страх, боязнь чего-либо). Число больных
всевозможными психическими расстройствами в мире растет с каждым годом. А
фобии бывают преудивительные.
Если у вас нет
под рукой этого американского специального словаря, то, заглянув в обычный
толковый, вы там увидите:
Агорофобия -
боязнь открытого пространства.
Андрофобия -
боязнь мужчин.
Антропофобия
- боязнь вообще людей.
Гинекофобия
- боязнь женщин.
Гипнофобия -
боязнь сна.
Клаусторофобия
- боязнь закрытого пространства.
Клептофобия
- боязнь воров.
Hекрофобия -
боязнь покойников.
Hеофобия - боязнь
всего нового.
Hиктофобия -
боязнь ночи.
Пирофобия -
боязнь огня.
Хроматофобия
- боязнь красок
Поиграйте с этими
фобиями. Попробуйте провести на фирме "мозговой штурм", посвященный
поиску приемов использования каждой из перечисленных фобий применительно к
вашей фирменной специфике и товарной группе.
Мною часто управляет
эргофобия - боязнь труда. Благодаря ей я обогатил мировую культуру сомнительным
каламбуром:
"Я готов сколь
угодно много трудиться. Лишь бы не работать!"
Вам не придется
слишком много работать, если в своих сетевых рекламных обращениях и коммерческих
предложениях вы потрудитесь над завоеванием собственных агентов влияния.