Трюки и приемы переговоров и продаж, практика
и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.
ЧЕМ НАМ ПРЕДСТОИТ ЗАНИМАТЬСЯ?
Нам предстоит учиться. Что это такое?
Над этим вопросом часто стоит порассуждать вслух вместе с участниками
тренинга. Я сам получил и осознал этот материал в ходе тренинга для тренеров
в киевском Агентстве по развитию предпринимательства, чей методический
альбом был интересен и поучителен. Ниже мы используем цитаты, приведенные
в этом альбоме.
Gagne в 1973 году дал обучению следующее определение: Изменение взглядов
или способностей человека, которое можно сохранить и которое не может быть
отнесено исключительно к процессу роста .
Какие изменения мы получаем в ходе обучения?
Мы начинаем знать то, что раньше было неизвестным.
Мы начинаем уметь сделать то, что раньше делать не умели.
Мы начинаем уметь объединять два изученных элемента в новое понимание
способности, элемента знаний, концепции или поведения.
Мы начинаем уметь использовать или применять новое сочетание способностей,
знаний, концепций или поведения.
Мы начинаем уметь понимать и/или применять знаемое, будь то знания,
способность или тип поведения (по L.E.This, G.L.Lippit, 1966).
Для обучения мы с вами используем тренинг. Вот два определения, которые
помогают понять суть этого занятия.
Тренинг- это действия образовательного характера, цель которых - поведенческие
изменения (знания; знания того, что делать; знания того, как делать), объединяемые
или необходимые для выполнения совокупности действий, составляющих задачу,
роль, обязанность (J.Fernandez, 1988).
Тренировать - значит помогать людям, группам и организациям учиться
изменяться: быстрее достигать своих целей и лучше решать организационные
задачи, поставленные условиями среды; помогать совершенствоваться в знаниях,
способностях и мировосприятии иногда через передачу точного содержания,
иногда через опыт, но чаще - воздействуя на обе эти плоскости одновременно
(M.Bruscaglioni, 1989).
Среди главнейших условий эффективного тренинга (по C.Sordi, 1983):
1. Личное участие каждого слушателя в тренинге. Слушать, смотреть как
работают другие - этого мало. Нужно все попробовать самому.
2. Обеспечение обратной связи преподавателя и участников. Слушателю
необходима информация о себе, которая поможет проанализировать собственное
поведение.
3. Наличие эмоционального климата в группе. Выяснение собственных недостатков
- болезненный и вызывающий беспокойство процесс. Для среды тренинга необходим
климат, который допускает и поддерживает этот процесс
4. Опыт и практика как фундамент подачи материала. Для того, чтобы изменить
и накопить знания, необходимы опыт и практика.
5. Формирование нового поведения. Перед тем, как действовать в реальных
ситуациях, необходимо полностью изучить новые манеры поведения и выработать
автоматизма.
Очень важно то, что мы работаем не в школе, не с детьми. Со взрослыми
поведение преподавателя должно быть особым.
Во-первых, потому, что если взрослый не может принять решение сам, он
проявляет сопротивление и негодование.
Во-вторых, опыт, прибретенный в процессе обучения взрослых, является
ресурсом, значение которого постоянно растет.
В-треьих, огромное значение имеют методы, направленные на обучаемого
и его опыт (обсуждение, моделирование, конкретный опыт, активная методология
в целом).
В-четвертых, взрослые слушатели хотят изучать лишь то, что необходимо
им в реальной жизни. Значит, тренеру следует показывать актуальность передаваемых
знаний для решения конкретных задач).
В-пятых, взрослые ориентируются на обучение, сфокусированное не на предметах,
а на проблемах. Кроме того, взрослый -торопыга. Он участвует в тренинг-процессе,
чтобы справиться с проблемами путем немедленного применения изученного.
От взрослого слушателя не стоит скрывать, что тренинг - игра. Просто
следует дать возможность осознать неадекватность их повседневного поведения.
Обучение должно отличаться гибкостью. Взрослые группы гораздо более
пестры по своему составу. Этим обусловлено использование гибких методологических
приемов, которые можно адаптировать к индивидуальным особенностям слушателей.
Очень и очень важны ссылки на действительность, жизненные иллюстрации.
Наконец, относиться ко взрослому следует как ко взрослому - нельзя
смеяться над ними и умалять их достоинства.
При обучении предпринимателей и их продавцов, вспылвают новые особенности.
Припомним их вслед за А.А.Гибом.
Им не хватает времени.
У них недостает ресурсов.
У них колоссальные контрасты в уровне образования
Они не доверяют учебным структурам и всем препдавателям вместе взятым.
Они более склонны не к теоретизированию, а к практическому обучению,
что сочетается с высоким прагматизмом. И вместе с тем, они очень мало знают
о возможностях тренинга.
Разумеется, нельзя не учитывать совершенно особый язык, на котором говорят
в их кругах. Но главное в том, что тренинг - это утилизация жизненного
опыта.