Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
23-Aug-2022 13:08
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
>
Одним из основных предположений <Пауля> Тиллиха было апологетическое
предназначение богословия. По его мнению, оно призвано формулировать
свои концепции таким образом, чтобы они были актуальны в современной
ситуации. Под «ситуацией» Тиллих подразумевал конкретные проблемы и вопросы,
волновавшие людей той или иной культуры, «научные и творческие, экономические,
политические и этические формы выражения трактовки человеком своего существования».{}
Он резко критиковал фундаменталистов и «керигматическое богословие» (неоортодоксию)
за пренебрежение важностью этой ситуации и попытку, по его словам,
бросаться в людей христианством, как камнем, вместо того чтобы отвечать
на вопросы, волнующие представителей современной культуры.{}
С точки зрения Тиллиха, главной задачей богословия, напротив, должны быть
ответы на вопросы; оно должно приспосабливать христианское учение к особенностям
современного мировоззрения, в то же время не поступаясь своей основополагающей
истиной и уникальной природой.
> Апологетическое
богословие предполагает некую общность между христианским учением и современной
культурой, в которой оно находит свое выражение. Наличие такой общности
было еще одной исходной предпосылкой теории Тиллиха. По крайней мере,
полагал он, проистекающее из источника божественного откровения богословие
может и должно отвечать на вопросы современности. Если бы это было
невозможно, богословие бы безнадежно устарело, поскольку оно не может
отвечать на вопросы, которые никто не задает. К счастью, говорил
Тиллих, ответы на фундаментальные вопросы, поднимаемые современным человеком,
можно найти, в частности, в символах божественного откровения.
>
Еще одной исходной предпосылкой богословия Тиллиха была ключевая роль философии
в решении апологетической задачи богословия. В противоположность Барту,
он считал, что богословие нуждается в философии для формулировки
вопросов, на которые оно призвано отвечать, а также потому, что именно
философия определяет многие, если не все, формы этих ответов. По этой
причине Тиллих относился к философии с большим уважением: «Ни один
богослов не заслуживает к себе серьезного отношения, даже будучи великим
христианином и великим ученым, если из его трудов не следует,
что он высоко ценит философию».{} Выступая против фидеизма
{Философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся
на простом убеждении в истинах откровения. –
Пр.р.р.} таких мыслителей, как Паскаль, он говорил:
«Бог Авраама, Исаака и Иакова это еще и Бог
философов».{}
> В этой
связи следует упомянуть еще одну исходную предпосылку. Наибольшую пользу
богословию могла принести конкретная философская форма онтология {Учение
о сущем, т.е. о бытии как таковом; раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории,
структуру и закономерности. – Пр.р.р.},
особенно экзистенциальная онтология. Более того, определение философии
у Тиллиха практически совпадало с определением онтологии: философия
это «подход к познанию реальности, в котором она сама выступает
в качестве объекта познания»,{} а онтология
это «анализ тех структур бытия, с которыми мы сталкиваемся
при каждом контакте с реальностью».{}
>
Тиллиха не устраивало ни одно определение или способ применения философии,
которое не затрагивало бы онтологию, потому что именно она занимает
центральное место в философии,{} а ее проблемы
и вопросы так или иначе присутствуют во всех остальных философских
подходах.{}
> Итак, в основе
своей онтология и есть философия наука о бытии. Она поднимает
онтологические вопросы: что значит признать существование чего-либо, что
по-настоящему реально, если убрать всё внешнее и наносное; что такое
бытие, лежащее в основе реальных вещей, и какие структуры изначально
присутствуют во всём сущем? В связи с этим Тиллих заявлял: «Философия
поднимает вопрос бытия в целом и внутренне присущей ему структуры. Она отвечает
на него в контексте категорий, структурных законов и универсальных
понятий. Ответ на каждый вопрос должен быть дан с точки зрения онтологии».{}
>
По мнению Тиллиха, богословие нуждается в онтологии, скорее, с точки
зрения поднимаемых ею вопросов, чем предлагаемых ответов. Полезным примером может
служить его трактовка вопроса «небытия», решить который пытались еще древнегреческие
философы, и который был вновь поднят, хотя и в другой формулировке,
экзистенциалистами XX века. Тиллиха не удивлял этот вечный интерес к небытию,
поскольку «боязнь небытия заложена во всём конечном и ограниченном».{}
Для человека естественно задаваться вопросом о своем статусе по отношению
к бытию, ведь в минуты глубочайших раздумий он осознаёт свое ограниченное,
преходящее, време́нное состояние. Он может «перестать быть» с той же
легкостью, что и «быть». Более того, небытие является частью нашего
существования, потому что угрожает нам в каждый момент нашей жизни.
> Размышления о небытии поднимают вопрос силы бытия,
побеждающей угрозу небытия и поддерживающей жизнь всех смертных существ.
Эта сила не может быть конечной, она и есть само бытие или основа
бытия. Без нее конечное существование было бы повержено в небытие, или ничто.
Короче говоря, онтологический вопрос о небытии и силе бытия, по мнению
Тиллиха, непосредственно связан с вопросом о Боге. Более того, он считал,
что без онтологического вопроса ответ, предлагаемый богословием (Бог), не может
быть понят. Тиллих говорил следующее: «Только те, кто пережили шок ограниченности,
тревогу, сопровождающую осознание своей конечности и угрозы небытия,
могут понять, что́ значит Бог».{}
>
Итак, онтология абсолютно необходима современному апологетическому богословию.
Это особенно справедливо в условиях господства экзистенциальной философии
в XX веке. Более того, экзистенциальная онтология, говорил Тиллих, «просто
находка для христианского богословия»,{} поскольку
поднимает вопросы, на которые богословие, опираясь на божественное откровение,
лучше всего способно ответить. Таким образом, онтологические вопросы и ответы
создают общность философии и богословия: «Структура бытия, а также категории
и концепции, ее описывающие, прямо или косвенно волнуют каждого
философа и богослова. Никто из них не может обойти вниманием онтологический
вопрос».{} Конечно же, подходы философии и богословия
к вопросу бытия различны. Философия выбирает позицию беспристрастной объективности,
тогда как богословие изучает высшее бытие, силу, предотвращающую угрозу небытия,
со «страхом и любовью, переходящей в страсть».{}
Тем не менее, в поисках достойного решения онтологических проблем и вопросов,
полагал Тиллих, необходимо выступать в обеих ролях философа и богослова.
Каждый творчески мыслящий философ рано или поздно задается богословскими
вопросами,{} а каждый богослов должен выступить в роли
философа, чтобы проанализировать экзистенциальную ситуацию человечества и связанные
с ней вопросы. Философия и богословие это два различных,
но неотделимых друг от друга взаимозависимых предмета, или аспекта,
полноценной онтологии.
> И, наконец, последней исходной
предпосылкой богословского учения Тиллиха была особая, с точки зрения онтологии,
природа человеческого существования. Наиболее ярким выражением этой идеи можно
считать утверждение, неоднократно встречающееся в «Систематическом богословии»,
о том, что «человек это микрокосм».{}
Тиллих хотел сказать, что силы и структуры бытия в человеке проявляются
иначе, чем в других существах. Люди непосредственно участвуют в функционировании
структур бытия, расположенных как над ними, так и под ними, так что
их бытие дает представление о высшем бытии: «Человек участвует в жизни
вселенной через рациональную структуру разума и реальности... Он участвует
в жизни вселенной, потому что ему открыты универсальные структуры, формы
и законы».{} Поэтому в центре онтологических
исследований должно находиться человечество, если, конечно, их авторы ставят
своей задачей формулировку вопросов и ответов, связанных с высшей реальностью
и самим бытием.
> Эти исходные предпосылки лежали
в основе всего учения Тиллиха. Но содержавшаяся в них значительная противоречивость
часто становилась предметом научных споров. Отождествление философии с онтологией
и особенно утверждение о неотделимости философии от богословия
вызвало сильное недовольство у большинства философов, в частности, в англоязычном
мире.{} В то же время многие богословы упрекали
его в том, что он сделал христианское богословие пленником «онтологических
теорий» и тем самым пренебрег как авторитетом богословия, так и библейским
персонализмом. {Рейнгольд Нибур мягко критикует Тиллиха за превращение
библейской драмы в онтологические рассуждения в своей работе “Biblical Thought and Ontological Speculation in Tillich’s
Theology” in Kegley and Bretall, Theology of Tillich, 216-27.
Кеннет Гамильтон обвиняет Тиллиха в том, что он позволил философской
системе онтологических рассуждений («философии логоса») определять и контролировать
содержание христианского учения. См. Kenneth Hamilton, The System
and the Gospel, A Critique of Paul Tillich (New York:
Macmillan, 1963), esp. 227-39.} Возможно, наиболее резкая критика
заключается в том, что при ближайшем рассмотрении онтология Тиллиха
оказывается эклектичной. Он пытался объединить совершенно несовместимые философские
направления, а именно традиционную онтологию Платона, Августина, немецких
философов-идеалистов и современные экзистенциальные онтологические теории
Хайдеггера и Сартра.{}
[ Стенли
Гренц, Роджер Олсон. Из кн. "Богословие и богословы XX века"
/esxatos
(членам клуба); twirpx
(нужна регистрация), сс. 168-172, из гл. 4, "Расширение
понятия имманентности. Новое в традиционном либеральном богословии" Подчеркивание —
редактора рассылки. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Го́ре
вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пла`тите десятину
с мяты, укропа и тмина, а самое важное в Законе: справедливость,
милосердие и верность — отбрасываете! А делать надо это, и
о другом не забывая! Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара,
но проглатываете верблюда! Го́ре
вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы чистите снаружи
чашу и блюдо, а внутри они наполнены тем, что вы в своей алчности
награбили! Слепой фарисей! Вычисти сначала внутренность чаши, тогда
и снаружи она будет чиста! Го́ре
вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы как побеленные гробницы:
снаружи они кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей
и всяческой мерзости! Так и вы: снаружи вы кажетесь людям
праведниками, а внутри полны лицемерия и порока. Го́ре
вам, учителя́ Закона и
фарисеи! Святоши! Вы строите гробницы для пророков и
украшаете надгробия праведников. Вы говорите: "Если бы
мы жили во времена наших отцов, мы не были бы повинны в крови
пророков". Вы сами свидетельствуете против себя: вы —
сыновья тех, кто убивал пророков. Так завершайте то, что начали ваши
отцы! Вы, змеи и отродье змеиное! Не избежать вам осуждения
и ада!* (Мф.23:23–33/&/)