Главный
тезис сегодняшней лекции, с него начнем и им закончим, –
мы не знаем, что имел в виду Иисус под верой. Мы не знаем
и не можем знать, что имел ввиду Иисус под верой, потому что знание
это точно утеряно. Почему "точно утеряно"? Потому что Он говорил:
"Кто верует, тот горы будет переставлять, исцелять людей... будут брать
змей... если что смертоносное выпьют, не повредит им..." То есть
у верующих вот такие вот замечательные знамения должны быть. Христос
говорил в Евангелии от Марка, в 13 главе, что если вас поведут
на судилище, то вы не думайте наперед, что́ вам говорить,
не обдумывайте, потому что сам Дух Святой будет говорить вместо вас.
Вот это я понимаю, верующий! Сейчас таких верующих нет, и никто
и не ждет подобного. То есть то, о чём говорил Иисус, –
это некоторое забытое слово и, судя по тому, каких Он ждал результатов
веры и как сам демонстрировал эту веру, мы совершенно утеряли то,
о чём Он говорил. Нам остается только интерпретации веры, или,
в худшем случае, социогенная рефлексия на феномен веры как социального
явления. Потому что мы спрашиваем друг друга – это уже
какая-то коммуникативная реальность, это уже не совсем вещь в себе,
которую можно оценивать. Постольку поскольку мы коммуницируем, фактор превращается,
постепенно превращается, превращается... в какой? – в социоморфный,
и конечно, подобные устройства.. у меня, как у тебя. ... Как
ты любишь свою собаку? Ну, я ее люблю вот так: глажу
ее, ношусь с ней, иногда даже случайно целуюсь с ней, спонтанно,
так бывает... Ты тоже так, ну? – Да я, тоже так. Вот только
целуюсь я редко... и т.д. Ну всё, эти два человека соотнесли понятия,
понятие "любовь к собакам", например, стало социоморфным, то есть
обрело какую-то социальную фабулу, социальное клише, сказание об этом. То есть
был феномен, который знаю я и знаешь ты, а вместе мы породили
некоторую модель этого феномена. Если нас будет четверо, или сорок четыре
тысячи, феномен будет всё более и более аморфным, неуловимым, и непроверяемым.
Вот почему, собственно говоря, категории веры, Бога, религии –
всё это достаточно тонет, потому что это вещи, которые поплыли в социум,
стали тиражированы, потеряли свою феноменологичность, они стали больше
социальным конструктом, ноэмой@,
так сказать, всего того, что́ о них говорят, они то, что́
они есть. Например, вот апостол Павел говорит в Послании к римлянам,
что в нас Святой Дух молится, вопия "Авва, Отче", а я вот
не помню, чтобы именно во мне Дух Святой что-то такое говорил.
Я ни в коем случае не против того, что у вас или у ваших
соседей по подъезду Дух Святой именно так и говорит, но опять
мы видим глухую отсылку, то есть закрытую отсылку на духовность.
В сочинениях святых отцов есть постоянно отсылка на духовность,
на духовные переживания, на всевозможные молитвы, благодать, покаяние,
прочие-прочие вещи, но, когда мы пытаемся это социализировать, то есть
пояснить, а что там имелось в виду, мы не можем уловить, что там
имелось в виду, потому что в том микроконтинууме, в котором
существовали синайские монастыри или сирийские монастыри, они между собой
имели слова-коды, которые что-то означали. Еще раз говорю: чем меньше сообщества,
тем более точны эти слова-коды. Например, в маленькой семье, в которой
есть папа и мама и нет детей, ... у них может существовать
такие вот свои слова выражения ласки, внутрисемейные термины, которые
только они понимают, когда они говорят эвфемизмами, то они это понимают,
а другие не понимают. ... Так вот, эти глухие отсылки к духовности,
они и есть отсылки к вере. Когда мы говорим о вере, мы говорим
непонятно о чём. Даже когда говорим уже о собственный вере, потому что,
когда мы пытаемся понять, во что веровал Иисус Христос, понятное дело, что
ни в то же самое, что мы, и потому что если бы мы верили
в то же самое, у нас бы получилось то же самое. Мы можем
сказать, что мы мало верим, но Он как раз и говорил, что дело
не в количестве: если у вас веры даже с горчичное зерно, то есть
самое малое количество... то есть дело не в количестве. Но у нас
всё время говорят о количестве! Надо много верить! ... Поэтому вера
как категория – это закрытая ссылка. {"Закрытая
отсылка/ссылка" это как "неработающая/битая ссылка"
в интернете. См. ст. "Вымирание
ссылок" в Википедии. Пр.р.р.}
Это второй тезис. Мы не можем знать, как верит Иванов, Сидоров, Петров...
Более того, я думаю, что даже если вы произнесете формулу своей веры
для самого себя, вы можете не узнать эту веру, вы можете почувствовать,
что вы выразились квадратно, неудачно, и если Сидоров, Иванов, Петров
будут писать о своей вере, говорить о ней, всё равно это будет
неправильно, неаутентично.
Вера не обладает постоянством, это не нечто,
что у меня есть или чего у меня нет. То есть, если сегодня
я могу воспылать верой, как в случае с Петром – "даже
если все Тебя предадут, я никогда..." – вот он сильно верующий...
а потом он слышит "ку-ка-ре-ку" и предает. Что, он перестал
быть сильно верующим? Да, перестал быть сильно верующим. Это динамическая ситуация,
и ее нельзя измерить. Поэтому вера не может быть – глубокая,
мелкая, стопроцентная, пятидесятипроцентная. Вера не меряется количеством.
... Здесь нет обычных инструментов, применяемых к этой категории. Т.е. мы
не можем говорить: у меня увеличилась вера. Конечно, можно линейную
шкалу представить: она как бы у меня то увеличивается, как температура,
то падает... тогда нет проблем – просто накручивай, накручивай.
Но когда мы видим людей с накрученной верой, мы видим, что дело,
собственно, не в накручивании, потому что интенсивность веры –
это далеко не всё, важно и ее направление. Люди могут верить в суеверия,
в приметы, например. И очень сильно верующие очень часто пугают нас тем,
во что они верят и что они ради веры готовы делать. Но и даже
в этой двухмерной системе – во что и степень –
тоже невозможно обнаружить точные координаты, потому что, когда мы говорим
"во что", мы все совпадаем с Символом веры: "Верую
во единого Бога Отца Вседержителя...", но когда начинаешь копать,
там, конечно, архаичные образы, хтонические чудовища, всевозможные архетипы, припоминания,
аллюзии, переносы... и т.д. Всё зависит от того, какой интерпретационный
язык вы накинете на этот феномен, точнее сказать, от какого интерпретационного
языка ваш феномен веры пострадает.
Что еще сказать в качестве
вступления? Скажу еще, что у нас отсутствует возможность повторить за Иисусом
Его веру, потому что мы видим, что и у апостолов нет никаких
таких особенных фишек... да, они там описываются... вот Пётр ходил по водам,
вот он верил, потом – бац – он как-то перестал верить
и стал тонуть, и его Христос как бы обвиняет, что он как бы
плохо верил... Но если о Петре из-за того, что он стал тонуть, сказано,
что он плохо верит, тогда мы с вами собственно верить и не начинали!
... Потому что никто даже и пяти шагов не прошел по водам. Обычно
православные говорят: да мы, конечно, смиренные... Но давайте без этого,
давайте по-нормальному. Христос упрекнул Петра в маловерии. Если Петр, прошедший
по волнам небольшую дистанцию, – маловер, тогда мы вообще
как бы действительно не начинали! Более того, и не рассчитывали...
Вы когда-нибудь пробовали идти по водам? Ну так чтобы всерьез. Наверное,
нет. Пробовали двигать горы? Нет. Пробовали воскрешать человека или исцелять
его силой молитвы, возлагать на него руки? Конечно, в протестантских
традициях люди пробуют... Но эффект такой же, как у православных, которые
не пробуют. Так вот, что нам остается? Нам остаются апостольские
и более поздние интерпретации Христовой веры, того, во что верил Христос.
И здесь проводится совершенно какая-то волюнтаристская черта между тем,
во что верил Иисус и что Он называл верой... (мы сейчас коснемся
этих евангельских строк) – и тем, что называет верой
уже апостолы.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*О
да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи! Вы уже воцарились
и без нас! Хотел бы я, чтобы вы воцарились! Тогда и мы царствовали
бы вместе с вами. Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам, место
в самом хвосте процессии, словно людям, приговоренным к смерти на арене.
Ведь мы стали зрелищем для всего мира и для ангелов,
и для людей. Мы ради Христа дураки, а вы во Христе такие разумные.
Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье. Мы по сей
день голодаем и жаждем, мы ходим в отрепьях, нас избивают, мы без крова,
мы в поте лица зарабатываем на хлеб собственными руками. Нас бранят
мы благословляем, преследуют терпим, на нас клевещут
отвечаем добрыми словами. Мы стали для мира как мусор, мы
до сих пор отбросы общества.* (1Кор.4:8-13/*/)
*
* *
*Благодарение Богу – Он
всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа и
всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
Потому что мы и есть то благовоние, которое Христос приносит в
жертву Богу среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
Для одних мы – смертоносный запах смерти, для других –
живоносное благоухание жизни. И кто для такого годится?!! Мы
ведь не торгуем вразнос, как очень многие, поддельной Божьей Вестью.
Нет, мы говорим искренне, наше слово от Бога, мы действуем перед
лицом Бога вместе с Христом.* (2Кор.2:14-17/#/)
*
* *
*В это время пришли к Иисусу ученики. —
Кто больше всех в Царстве Небес? — спросили они. Иисус, подозвав
ребенка, поставил его перед ними и сказал: — Верно вам говорю,
пока не изменитесь и не станете такими, как дети, не
войдете в Царство Небес. Кто умалит себя и станет таким, как
этот ребенок, тот больше всех в Царстве Небес.* (Мф.18:1–4/&&/)
*********************************************
/*/
Содержит часть апост. чтения воскресенья. /#/
Пересекается с апост. чтением понедельника. /&&/
Из евангельского чтения субботы.