Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
19-Aug-2022 10:24
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
*
6 августа 2022 г. ст.ст., пятница. Преображение
Господа нашего Иисуса Христа. Литургические чтения: 2Пет.1:10-19;
Мф.17:1-9.
С праздником!
> В день
праздника Преображения, согласно древнему обычаю, совершается в православных
храмах освящение фруктов и овощей. И это побуждает нас спросить себя:
в чём смысл этого древнего обряда, что значит вообще освящение? Освящение
плодов на Преображение только один из таких обрядов благословения
и освящения. Если раскрыть богослужебную книгу, называющуюся "Требник",
книгу, в которой собраны все эти службы, то мы найдем там особые службы
и обряды для освящения нового дома, поля, огорода, колодца. Словно ко
всему миру обращена Церковь благословением, освящением, словно над всем распростерта
благословляющая рука Божия.
> Почему с незапамятных времен
испытывали люди нужду в освящении? Скажем сразу, что для безбожной
пропаганды все эти обряды безоговорочно отождествляются с суевериями, в которых,
как она говорит, вся сущность религии. А суеверие от страха:
человек боится. Боится отравы, боится неурожая, боится пожара, боится других людей,
и вот религия, дескать, предлагает ему помочь избавиться от этого страха.
Окропи фрукты, или огород, или дом святой водой и Бог защитит
их, и тем самым тебя. Как видите грубое невежество, суеверие
и... обман.
> Однако, представляя дело так, безбожная пропаганда
никогда не приводит ни самих молитв, ни обрядов, связанных с этими
якобы суевериями. Выходит так, что какие-то обманщики-священники, духовенство
эксплуатируют страх и невежество, оперируя непонятными, магическими заклинаниями.
Но если вслушаться в эти молитвы, вглядеться в эти обряды, если
хоть раз в жизни пережить радость этого светлого, солнечного Преображенского
полдня, когда совершается освящение, то ясно становится, что обманывает не Церковь,
а примитивная и злобная безбожная пропаганда. Что именно эта пропаганда,
а не молитва Церкви пронизана страхом, недоверием, потребностью
развенчать все, что выше, чище, глубже ее упрощенного материалистического,
скучного подхода к миру и к жизни. Ибо первое, что мы видим,
слышим, переживаем в обрядах и молитвах освящения, это радость
и благодарность. А там, где страх, там не может быть радости
и благодарности. И наоборот, там, где радость, там уже нет страха.
"В страхе, говорит святой апостол Иоанн Богослов,
есть мучение". Но вот именно мучения, недоверия нет в Преображенском
свете.
> Но о чём радость? И за что благодарение?
В одном стихотворении Осипа Мандельштама, посвященном главному христианскому
богослужению литургии, есть такая удивительная строчка: "Взять
в руки целый мир, как яблоко простое..." Тут, может быть, лучше
всего, ибо так просто, так по-детски указан источник радости и благодарения,
пронизывающих христианскую веру. В яблоке, но, конечно, не только в яблоке,
но и во всём в мире вера видит, узнаёт, принимает дар Божий,
наполненный любовью, красотой, мудростью, говорящий о той безмерной любви,
что создала мир и жизнь и дала нам их, как нашу жизнь.
Сам мир есть как бы плод Божественной любви к человеку, и только
через мир узнаёт человек Бога и любит Его ответной любовью... И любит
свою жизнь, а тем самым и жизнь мира претворяет в дар Богу.
> Наше
падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому всё в мире,
да и мы сами, становится будничным, низменным, пустым. Яблоко становится
только яблоком. Хлеб только хлебом. Человек только человеком. Мы знаем
их вес, наружность, функции, мы всё знаем о них, но мы их уже больше
не знаем, ибо не видим света, просвечивающего через всё в мире.
И вечное назначение веры и Церкви в том, чтобы эту греховную, унылую
привычку преодолеть. Чтобы снова дать нам увидеть то, что разучились мы видеть
и чего больше не видим, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить
то, что больше не в состоянии переживать.
> Вот освящает
священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнаёт вера
в них хлеб жизни, узнаёт жертву и дар, узнаёт причастие жизни вечной.
Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград,
овощи и на миг сам храм претворен снова в таинственный
сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча
его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза
и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что всё в нём
"хорошо весьма", и обрадовался и возблагодарил Бога,
так и мы, как будто в первый раз, видим мир как отражение Божьей
мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой
радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.
> Нет,
не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда,
и не отвергаем ее, а напротив, ее одухотворяем, ибо в ней
с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. "Небо и земля
исполнены славы Твоей", поем мы каждый день в церкви. В том
смысл освящения, что в нём слава эта пробивается через наше заснувшее
сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь
становится хвалой, радостью и благодарностью.
> А как
же со злом? спросят меня. Как со страданием, как со смертью?
На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно
примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа
над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире,
в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит
нас с Ним, если мы увидим Его, полюбим Его, отдадим себя Ему
и во всём в мире увидим свет Его присутствия, Его любви, Его
победы.
[ протопр. Александр Шмеман. "Освящение
плодов". Оп. в кн. "Воскресные беседы". ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Преобразился Ты на горе́, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы.
Податель света, слава Тебе!
*
Соединив в Себе две природы неслиянно,
Ты показал нам на горе Фаворе уголь
горящий Божества,
сжигающий грехи, но души просвещающий,
и тем изумил Моисея с Илиею и
верховных из учеников.
*
Придите
ко мне и веруйте, народы! На
гору святую, небесную взойдя, станем
духовно во граде живого Бога, и
будем созерцать умом невещественное
Божество Отца и Духа, в Сыне
Единородном сияющее.
Ты привлек
меня любовью, Христе, и изменил
божественным к Тебе стремлением. Но
сожги огнем невещественным грехи мои и
насытиться наслаждением в Тебе сподоби, чтобы
я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой./*/
* * *
*Его Божественная сила одарила нас
всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания –
через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой
и добродетелью, благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие
обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали
сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями
этого мира. И по этой причине приложи́те
все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель –
знанием, знание – выдержкой, выдержку – стойкостью,
стойкость – благочестием, благочестие – братской
дружбой, дружбу – любовью. Ведь если вы этими качествами
обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем
Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным. Тот
же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он предал забвению, что
омыт от своих прежних грехов. Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете так
поступать – никогда не споткнетесь! Ведь тогда вам будет
щедро даровано право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя
Иисуса Христа. Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
даже если вы и так всё это знаете и уже утвердились в той истине,
что явилась вам. Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
постоянно будить вашу память напоминаниями. ... Когда мы поведали
вам о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе, мы
не повторяли чьих-то замысловатых побасенок. Нет, мы сами стали очевидцами
Его величия! Он принял от Бога Отца честь и славу, когда донесся
к Нему голос величественной Славы: 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём
Моя отрада'. И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда
были с Ним на святой горе. Это еще больше убеждает нас в том,
что подтвердились слова пророков. Вы посту́пите
правильно, если будете относиться к ним, как к светильнику,
что горит в потемках, пока не просияет День и не взойдет у
вас в сердцах Утренняя звезда.*
(2Пет.1:3-13,16-19/**/)
*
* *
*...пришли к Нему саддукеи,
которые говорят, что нет воскресения мертвых. Они задали Ему такой вопрос:
Учитель, сказали они, Моисей нам сказал:
"Если умрет у кого-нибудь бездетным брат, пусть женится
брат на его жене, чтобы дать брату потомство". Было
у нас семь братьев. Первый женился и умер бездетным,
оставив жену своему брату. Так же и второй, и третий, и все семеро.
А после них умерла и женщина. После воскресения женой которого
из них она будет? Ведь мужьями ей были все семеро!
Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы,
ответил им Иисус. Когда Бог воскрешает мертвых,
они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе.
А что касается воскресения мертвых, разве вы не читали того,
что сказал вам Бог? Он сказал: "Я Бог Авраама, Бог
Исаака и Бог Иакова". Но Бог Он Бог не мертвых, а
живых.* (Мф.22:23–32/&/)
*********************************************
/*/
Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия
(Тимрота). /**/ Из
апостольского чтения праздника. /&/
Из евангельского чтения пятницы (вэтом году
переносится на чт).