Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4218 *во всём в мире вера видит, узнаёт, принимает дар Божий* 17-19/VIII/22 (ср-пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Aug-2022 10:24

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 6 августа 2022 г. ст.ст., пятница.
  Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
  Литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9.

 

 

 

С праздником!

 

 

 

 

 

> В день праздника Преображения, согласно древнему обычаю, совершается в православных храмах освящение фруктов и овощей. И это побуждает нас спросить себя: в чём смысл этого древнего обряда, что значит вообще освящение? Освящение плодов на Преображение — только один из таких обрядов благословения и освящения. Если раскрыть богослужебную книгу, называющуюся "Требник", книгу, в которой собраны все эти службы, то мы найдем там особые службы и обряды для освящения нового дома, поля, огорода, колодца. Словно ко всему миру обращена Церковь благословением, освящением, словно над всем распростерта благословляющая рука Божия.

> Почему с незапамятных времен испытывали люди нужду в освящении? Скажем сразу, что для безбожной пропаганды все эти обряды безоговорочно отождествляются с суевериями, в которых, как она говорит, — вся сущность религии. А суеверие от страха: человек боится. Боится отравы, боится неурожая, боится пожара, боится других людей, и вот религия, дескать, предлагает ему помочь избавиться от этого страха. Окропи фрукты, или огород, или дом святой водой — и Бог защитит их, и тем самым — тебя. Как видите — грубое невежество, суеверие и... обман.

> Однако, представляя дело так, безбожная пропаганда никогда не приводит ни самих молитв, ни обрядов, связанных с этими якобы суевериями. Выходит так, что какие-то обманщики-священники, духовенство эксплуатируют страх и невежество, оперируя непонятными, магическими заклинаниями. Но если вслушаться в эти молитвы, вглядеться в эти обряды, если хоть раз в жизни пережить радость этого светлого, солнечного Преображенского полдня, когда совершается освящение, то ясно становится, что обманывает не Церковь, а примитивная и злобная безбожная пропаганда. Что именно эта пропаганда, а не молитва Церкви — пронизана страхом, недоверием, потребностью развенчать все, что выше, чище, глубже ее упрощенного материалистического, скучного подхода к миру и к жизни. Ибо первое, что мы видим, слышим, переживаем в обрядах и молитвах освящения, — это радость и благодарность. А там, где страх, там не может быть радости и благодарности. И наоборот, там, где радость, — там уже нет страха. "В страхе, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — есть мучение". Но вот именно мучения, недоверия нет в Преображенском свете.

> Но о чём радость? И за что благодарение? В одном стихотворении Осипа Мандельштама, посвященном главному христианскому богослужению  — литургии, есть такая удивительная строчка: "Взять в руки целый мир, как яблоко простое..." Тут, может быть, лучше всего, ибо так просто, так по-детски указан источник радости и благодарения, пронизывающих христианскую веру. В яблоке, но, конечно, не только в яблоке, но и во всём в мире вера видит, узнаёт, принимает дар Божий, наполненный любовью, красотой, мудростью, говорящий о той безмерной любви, что создала мир и жизнь и дала нам их, как нашу жизнь. Сам мир есть как бы плод Божественной любви к человеку, и только через мир узнаёт человек Бога и любит Его ответной любовью... И любит свою жизнь, а тем самым и жизнь мира претворяет в дар Богу.

> Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому всё в мире, да и мы сами, становится будничным, низменным, пустым. Яблоко становится только яблоком. Хлеб — только хлебом. Человек — только человеком. Мы знаем их вес, наружность, функции, мы всё знаем о них, но мы их уже больше не знаем, ибо не видим света, просвечивающего через всё в мире. И вечное назначение веры и Церкви в том, чтобы эту греховную, унылую привычку преодолеть. Чтобы снова дать нам увидеть то, что разучились мы видеть и чего больше не видим, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить то, что больше не в состоянии переживать.

> Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнаёт вера в них хлеб жизни, узнаёт жертву и дар, узнаёт причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи  — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что всё в нём "хорошо весьма", и обрадовался и возблагодарил Бога,  — так и мы, как будто в первый раз, видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

> Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее — одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. "Небо и земля исполнены славы Твоей", — поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нём слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.

> А как же со злом? — спросят меня. Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим Его, полюбим Его, отдадим себя Ему — и во всём в мире увидим свет Его присутствия, Его любви, Его победы.

протопр. Александр Шмеман. "Освящение плодов".
Оп. в кн. "Воскресные беседы".  ]

 

 + + + прот. Вячеслав Рубский. Доклад "Суеверие и вера", 2016 г.:
        есть подробная аннотация \\ тот же доклад с лучшим кач-вом звука

 

к темам праздника:
 + + + прот. Вячеслав Рубский:
        Что не так с Преображением (беседа о Мк.9, аудио)
         "Преображение" (1:08:),
          "Преображение и Богочеловечество" (аудио, для платных подписчиков);
           "Преображение и святость" (2018)
 + + + священномученик Григорий (Лебедев):
        образ преображения души, пошедшей за Христом
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир
 + + + свящ. Александр Шмеман: Нет иного пути
 + + + В.Н.Кузнецова:
        божественное подтверждение статуса Иисуса
 + + + свящ. Александр Мень: Преображение Господне (+ссылки)
 + + + он же: Ученики перед тайной (+ссылки)
 + + + присутствие вечности во времени;

      
митр. Сурожский Антоний (Блум): общение с Богом преображает нас
        messia.ru/rasylka/010/2605.htm (+ссылки)
 + + + он же: Христос сказал им: "Пойдем отсюда..."
         messia.ru/rasylka/007/1936.htm#0 (+ссылки)
 + + + из православного богослужения праздника
        messia.ru/rasylka/005/1238.htm#0 (+ссылки)

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

       Преобразился Ты на горе́, Христе Боже,
       показав ученикам Твоим славу Твою,
       насколько это было для них возможно.
       Да воссияет и нам, грешным,
       свет Твой вечный,
       по молитвам Богородицы.
       Податель света, слава Тебе!

*

       Соединив в Себе две природы неслиянно,
       Ты показал нам на горе Фаворе
       уголь горящий Божества,
       сжигающий грехи, но души просвещающий,
       и тем изумил Моисея с Илиею
       
и верховных из учеников.

*

 Придите ко мне и веруйте, народы!
  На гору святую, небесную взойдя,
 станем духовно во граде живого Бога,
  
и будем созерцать умом
 невещественное Божество Отца и Духа,
  
в Сыне Единородном сияющее.

 Ты привлек меня любовью, Христе,
 и изменил божественным к Тебе стремлением.
 Но сожги огнем невещественным грехи мои
 и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,
 чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой./*/

                                * * *

*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
 для жизни и подлинного богопочитания –
 через познание Того, кто призвал нас
 Своей собственной славой и добродетелью,
 благодаря которым дарованы
  драгоценные и величайшие обещания.
 Они дарованы для того, чтобы с их помощью
 вы стали сопричастными Божественной природе,
 избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
 И по этой причине приложи́те все старания,
 чтобы укрепить свою веру добродетелью,
 добродетель – знанием, знание – выдержкой,
 выдержку – стойкостью, стойкость – благочестием,
 благочестие – братской дружбой, дружбу – любовью.
 Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
 они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
 остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
 Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
 он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
 Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
 старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
 Будете так поступать – никогда не споткнетесь!
 Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход
 в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
 Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
 даже если вы и так всё это знаете
 и уже утвердились в той истине, что явилась вам.
 Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
 постоянно будить вашу память напоминаниями. ...
 Когда мы поведали вам
 о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе,
 мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок.
 Нет, мы сами стали очевидцами Его величия!
 Он принял от Бога Отца честь и славу,
 когда донесся к Нему голос величественной Славы:
 'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'.
 И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали,
 когда были с Ним на святой горе.
 Это еще больше убеждает нас в том,
  что подтвердились слова пророков.
 Вы посту́пите правильно,
  если будете относиться к ним,
 как к светильнику, что горит в потемках,
 пока не просияет День
  и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.*
                          (2Пет.1:3-13,16-19/**/)

* * *

*...пришли к Нему саддукеи,
  которые говорят, что нет воскресения мертвых.
Они задали Ему такой вопрос:
  – Учитель, – сказали они, – Моисей нам сказал:
  "Если умрет у кого-нибудь бездетным брат,
  пусть женится брат на его жене,
  чтобы дать брату потомство".
  Было у нас семь братьев.
  Первый женился и умер бездетным,
   оставив жену своему брату.
  Так же и второй, и третий, и все семеро.
  А после них умерла и женщина.
  После воскресения женой которого из них она будет?
  Ведь мужьями ей были все семеро!
  – Вы заблуждаетесь,
   потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы, –
ответил им Иисус. –
  Когда Бог воскрешает мертвых,
   они уже не женятся и не выходят замуж.
  Они подобны ангелам на небе.
  А что касается воскресения мертвых,
  разве вы не читали того, что сказал вам Бог?
  Он сказал: "Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова".
  Но Бог – Он Бог не мертвых, а живых.* (Мф.22:23–32/&/)

*********************************************

/*/ Из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия (Тимрота).
/**/ Из апостольского чтения праздника.

/&/ Из евангельского чтения пятницы (вэтом году переносится на чт
).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4218.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное