Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
06-Aug-2022 15:56
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 25 июля
2022 г. ст.ст., воскресенье 8-е по Пятидесятнице. литургические
чтения: 1Кор.1:10-18;
Мф.14:14-22.
> Святая трапеза: вместе или по отдельности? Слово Господне
> Многие отрывки, в которых Павел говорит об общей
трапезе, нельзя свести к дихотомии «иудеи/язычники», восходящей к проблемам
с кашрутом. На мой взгляд, чрезвычайно важно, что в одном
из нескольких случаев, когда апостол Павел открыто ссылается на слово
Господне (1Кор 11:18–26) и тем самым стремится оставаться
верным преданию, контекст спора по поводу общей трапезы никак не связан
с «проблемой» иудеев и язычников. Кошерная и некошерная пища здесь
не упоминается вовсе.
> Павел говорит о проблемах, возникающих при общей
трапезе, но связаны они с темами, затронутыми в этом же послании
ранее (1Кор 1:10–17). Нестроения и деление на «фракции» в коринфской
общине, по-видимому, влияло и на общие трапезы.{} По мнению
Павла, коринфяне, собираясь за одним столом, не вкушают Вечерю Господню
(οὐκ ἔστιν κυριακὸν
δεῖπνον φαγεῖν,
11:20), поскольку на самом деле не «трапезничают вместе». Павел сокрушается
о том, что они не разделяют трапезу: каждый ест и пьет то,
что принес с собой. Это доказывает, что Вечеря Господня задумывалась
именно как общая трапеза: предполагалось, что участники ее не только
сидят за одним столом, но и едят всё, что на нём выставлено!{}
Коринфская манера организации застолья, по-видимому, воспроизводила образцы и ценности
общественной иерархии, характерные для застолий греко-римской элиты. Распределение
пищи, правила поведения за столом и прочее явно служили для отражения
и утверждения существующей иерархической социальной системы.{} В результате
в коринфской общине образовалась пропасть между
имущими (например, теми, кто мог вволю пить вино) и неимущими (скажем,
теми, кто оставался голодным). Некоторые коринфские последователи Христа поняли
«личную свободу» как дозволение для богатых и сильных самоутверждаться –
в том числе за общим столом – за счет бедных и слабых!
> Некоторые понимают преходящий аспект проблемы, выраженный
глаголом προλαµβάνειν
{"брать/хватать прежде других"@@,
ст. 21 – Пр.р.р.р.}, как указание
на то, что в сути проблемы – встреча представителей различных
социальных классов на христианском собрании. То, что одни ели, пока не пришли
другие, можно понимать так, что вторым приходилось работать допоздна, в то время
как первые находились в более привилегированном положении: либо вообще не работали
своими руками, либо по крайней мере раньше заканчивали работу. Вопрос Павла
в стихе 22: «Разве у вас нет домов…» (µὴ γὰρ
οἰκίας οὐκ ἔχετε)
и именование тех, кто чувствует себя униженным, придя позже и обнаружив,
что остальные уже сыты и пьяны, «неимущими» (τοὺς
µὴ ἔχοντας), вполне могут указывать
на социальный статус. Хотя невозможно сказать, в чём именно состояла
разница между двумя группами, очевидно, что имело место неравновесие сил и унижение
более слабых членов общины.
> Итак, «застольная проблема» – не в пище.
Она связана с тем, что «другие» христиане, с низким положением
в обществе, не могут присоединиться к «совместной трапезе» с остальными,
видимо, более влиятельными членами общины, которым не приходится «работать
руками».{} По всей
видимости, в первую очередь Павла заботят последствия такого злоупотребления
влиянием. «Опоздавших» унижают: это полностью противоречит духу христианского
движения – по сути, это презрение не только к более
слабым братьям и сестрам, но и ко всему собранию в целом,
это отвержение его ключевых ценностей!
{Аналогичным образом Павел аргументирует в 1Кор 12:12–26. <...>}
Сто́ит отметить, что унижение других осуждается безоговорочно: Павел не призывает
униженных смиренно терпеть, храня чувство собственного достоинства, не говорит,
будто это уподобляет их Христу.{}
Злоупотребление властью – не адиафора {В философии
стоиков адиа́фора – безразличные вещи, ничего не значащие для
достижения счастья (например, бедность и богатство); в христианстве –
то, что несущественно для веры и спасения. – Пр.р.р.},
с которой должны мириться христиане. Апостол Павел решительно и резко
протестует против негостеприимства, – то есть против отказа брату или сестре
в уважении, выраженному в отказе разделить с ними пищу за столом.
Такой отказ он считает унижением брата или сестры́.
> Асимметрия власти за столом
> Хотя в этом пассаже Павел не говорит о «сильных
и бессильных», сам текст, безусловно, имеет параллели со спором
о «сильных и бессильных», связанном с общей трапезой в Послании
к Римлянам (Рим 14:1–15:13). Если, садясь за общий стол, христиане
по каким бы то ни было причинам создают соблазн для братьев и сестер
(Рим 14:15) или унижают их (1Кор 11:22) – они поступают
так, как не подобает христианину. За общим столом необходимо подражать
гостеприимству самого Христа (Рим 15:7).
> Ссылка на слово Господне в контексте, связанном
не с едой, а с социальными последствиями общей трапезы, на мой взгляд,
ясно указывает на то, что важнейшей заботой Павла в данном случае (в полном
соответствии с преданиями, запечатленными в Евангелиях) были проблемы
властных и иерархических структур общества.{} И в этом пассаже, и в
других Павел настаивает на том, что в собраниях (ἐκκλησίαι)
Божьих нет места социальному неравенству, характерному как для греко-римской
элиты, так и для общества в целом.{}
> Как и в других аспектах жизни во Христе,
о которых идет речь в Первом послании к Коринфянам, здесь
христианам, как кажется, непросто «претворять в жизнь» учение благой
вести и вносить его в свою повседневность. Скотт Барчи и другие
привлекают внимание к трудностям процесса этой «трансляции» или адаптации
к культурным нормам.{}
Реальная общая трапеза, разделение хлеба и вина́ в воспоминание
о Господе, – это ключевой момент жизни во Христе не только
на символическом уровне, но и прежде всего на уровне социальном. И в послании
мы не видим разделения на символический и социальный аспекты общей
трапезы: для Павла они нераздельны.{}
> Важность вопросов, связанных с общей трапезой, в апостольских
посланиях Павла явно указывает на то, что и сам он, и его общины
устраивали такие трапезы в воспоминание о совместных трапезах Иисуса
и его первых учеников <во время> его земной жизни. Акцент
на этой теме вполне согласуется с ее подчеркиванием в Евангелиях
и говорит о том, что перед нами – отголоски предания
об историческом Иисусе. По-видимому, как христианские общины Павла, так и те,
что связывали себя с евангельскими преданиями, хранили традицию, которая
сложилась еще при жизни Иисуса. За столом вспоминали Иисуса –
точнее, воспоминания о нём воплощала в себе сама трапеза, как ясно
видно из 1Кор 11:23–25. Предания о важности этого аспекта жизни
и служения Иисуса последовательны и непротиворечивы.
> <Как> у синоптиков, так и в Евангелии
от Иоанна повествования и речения неизменно, в самых разных контекстах,
придают особое значение совместным трапезам, и это подтверждает, что
совместные трапезы были отличительной характеристикой движения,
по крайней мере, во время появления письменных
Евангелий. Так, мы читаем, как фарисеи приглашают Иисуса поужинать с ними
у них дома (Лк 14:1), и в одном случае слышим имя хозяина:
Симон фарисей приглашает Иисуса на ужин, тем самым получая возможность
поговорить с ним о том, что волнует обоих (Лк 7:36–50).
Обычай совместных трапез, принятых у Иисуса и его последователей,
безусловно, привлекал внимание тех, кто не присоединялся к движению,
и вызывал вопросы о смысле и значении этой характерной особенности
(Лк 7:34; Мф 11:19). Более того, отмечали, что порой Иисус
разделял трапезу с такими людьми, с которыми, по мнению как минимум
части иудейского общества, садиться за один стол не стоило (Мф 9:10–11;
Мк 2:15–16; Лк 5:27–30). Иоанн упоминает о совместных трапезах
в нескольких случаях, например, когда Иисуса принимают в доме Марфы,
Марии и Лазаря (Ин 12:2). Центральная роль гостеприимства очевидна
в рассказах о насыщении множества народа (Мф 14:13–21; Лк 9:11–17;
Мк 6:33–44; Ин 6:2–14), а также в притчах, не в последнюю
очередь – в притче о брачном пире (Лк 14:16–23)
и в притче о блудном сыне, которая, заметим, заканчивается пиром (Лк 15:11–32).
Еще одна важная тема – порядок, в котором должны сидеть/возлежать
за столом гости и хозяева (см. Лк 14:7–11 и пар.)
> Эти предания явно были важны для христианских
общин конца I в. И более того, апостольские послания Павла не раз
упоминают о совместных трапезах и связанных с ними проблемах, и мы узнаём,
какие традиции, обычаи и заботы были характерны для раннехристианского
движения.{}
Внимание к теме общих трапез и связанным с ними обычаям, засвидетельствованное
в посланиях Павла, а также то, что апостол требует от участников
трапезы, особенно от тех, кто социально выше, «подобающего» поведения, и ссылается
на слово Господне, – это если и не решающий, то, по меньшей
мере, очень сильный аргумент в пользу того, что перед нами –
традиция, восходящая к древнейшим преданиям об Иисусе, а может
быть, и к самому́ земному Иисусу.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
Иисус
сказал: "... из уст человека исходит то, чем полно его сердце.
Добрый человек выносит доброе из хранилища добра, а злой
человек выносит злое из хранилища зла. Говорю вам, за всякое
праздное слово ответят люди в День Суда. Потому что словами своими
будешь спасен и словами своими осужден". (Мф.12:34-37/**/)
*
* *
*Иисус, выйдя на берег, увидел
большую толпу. Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто был болен.
Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики. — Место
здесь пустынное, сказали они, а время уже по́зднее.
Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят себе поесть. —
Им незачем уходить, ответил Иисус. Накормите их вы.
— У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы,
говорят они Ему. — Принесите Мне их сюда, сказал
Он. Иисус велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две
рыбы и, подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил и дал
хлеб ученикам, а ученики народу. Все ели, насытились
и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков. А едоков
было пять тысяч человек, не считая женщин и детей.* (Мф.14:14-21/*/)
*********************************************
/*/
содержит часть воскресного евангельского чтения. /**/
из рядового еванг. чтения субботы.