Что пользы
человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит?
Разве не всё отдал бы он, лишь бы вернуть себе жизнь?!
(Мф.16:26;
Мк.8:36-37. Перевод В.Кузнецовой)
>
Эти стихи, возможно, представляют собой пословичные выражения. Действительно,
перед лицом смерти и богач, и властелин мира с радостью отказались бы
от власти и богатства, лишь бы остаться жить. Иисус переосмысляет
это пословичное выражение, и жизнь здесь – это жизнь будущего
века. Выбор, перед которым стои́т человек, чрезвычайно важен, ведь, как говорится,
ставка больше, чем жизнь.
[ В.Н.Кузнецова. "Евангелие от Матфея. Комментарий". & "Евангелие от Марка.
Комментарий" ]
>I. Вспомните,
какие чувства вы обычно испытываете, когда кто-то хвалит вас, когда вас одобряют,
признаю́т, аплодируют вам. Сравните эти ощущения с состоянием
души, когда вы радуетесь восходу или закату солнца, любуетесь прекрасным
ландшафтом, смо́трите захватывающий фильм или читаете увлекательную
книгу. Почувствуйте вкус этих ощущений.
>
Теперь сравните второе чувство с первым, с тем, что вы испытывали,
когда вас превозносили. Осознайте, что первый тип ощущений возникает от самовозвеличивания,
самовосхваления. Это мирское чувство. Второе же чувство порождается самореализацией.
Это духовное чувство.
>
II. Еще один контраст: вспомните, что вы испытываете,
когда добиваетесь успеха, достигаете намеченной цели, выигрываете матч или пари,
стано́витесь лучшим из лучших.
>
А теперь сравните это с радостью погружения в любимую работу –
работу, которой вы полностью захвачены и которой отдаете все свои силы и знания.
И вновь постарайтесь увидеть качественные различия между мирским и духовным.
>
III. Еще одно отличие: представьте себе, что
обладаете властью, что вы – руководитель высокого ранга. Вы смо́трите
на людей сверху, подчиненные выполняют ваши приказы. Представьте, что
вы популярны, что вы купаетесь в лучах славы. Представили? Что
вы чувствуете?
>
А теперь сравните это мирское чувство с радостью от встречи с лучшим
другом, с самыми близкими людьми: вы наслаждаетесь этой встречей, в вашей
компании царят веселье и смех.
>
А. Сравнив оба чувства, попробуйте понять истинную
природу мирских ощущений – заносчивости и тщеславия. Они противоестественны.
>
Эти чувства зародились в обществе и поддерживаются им для того,
чтобы заставить вас больше работать, чтобы облегчить за вами контроль. В отличие
от созерцания красоты природы, радости встреч с близкими людьми или удовольствия
от любимой работы, подобные ощущения не делают человека по-настоящему
счастливым и вызывают лишь нервное возбуждение, беспокойство и пустоту.
>
Б. Теперь понаблюдайте за собой в течение всего
дня или недели и вспомните, как много поступков, которые вы совершили,
занятий, которыми вы увлекались, не были загрязнены жаждой этого возбуждения,
этих порождающих пустоту переживаний, желанием привлечь внимание, получить одобрение,
добиться известности, популярности, успехов и власти.
>
В. Посмотри́те на людей вокруг вас. Есть ли
среди них те, кто не стал жертвой подобных мирских страстей?
>
Знаете ли вы человека, не поддающегося искушению славой, не стремящегося –
сознательно или подсознательно – к постоянному удовлетворению
своих амбиций?
>
Подумайте об этом, и вы поймете, что люди стремятся завоевать
мир, но в этой гонке теряют свои души. Их жизнь становится бездуховной
и пустой.
>
А теперь прочтите одну притчу из жизни и подумайте над ней.
>
Группа туристов едет в автобусе по прекрасной местности. Вокруг живописные
озера и горы, поля и реки. Но шторы на окнах
автобуса тщательно закрыты, и пассажиры не имеют ни малейшего понятия
об окружающей их красоте. Главной темой разговора в течение всей поездки
стал спор о том, кто больше других достоин занимать переднее кресло, кто заслуживает
большего уважения и почета. За этими пререканиями и прошло всё время
путешествия.
>
Это <(Мк.8:36)> сказано о мире сем и веке будущем –
двух извечных противниках. Первый уговаривает нас
на прелюбодеяние и растление, на сребролюбие
и обман, второй же от них отрекается. По этой самой
причине мы не можем быть друзьями обоих, но следует нам, отрекшись от первого,
вступить в общение со вторым. Полагаю, что лучше нам будет возненавидеть
здешнее, поскольку оно незначительно, недолговечно и тленно, возлюбить же –
тамошнее, то есть нетленные блага.
[ свт. Климент
Римский. 2-е послание к Коринфянам.@ Цит. по: Библейские комментарии отцов Церквии других авторов
I-VIII веков. Н.З. II – Ев. от Марка. – Герменевтика,
2001 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Он
строго наказал ученикам никому не говорить о том, что Он
Помазанник Божий. С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам,
что Он должен идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий
от рук старейшин, старших священников и учителей Закона и что
там Его убьют, но на третий день Он встанет из мертвых. Петр,
отведя Его в сторону, стал Ему перечить: - Упаси Боже, чтобы с
Тобой такое случилось, Господь! Но Иисус, обернувшись, сказал Петру:
- Прочь с глаз, Сатана! Ты сбиваешь Меня с пути,
ты думаешь не о Божьем, о людском! Затем Иисус сказал Своим ученикам:
- Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе,
пусть возьмет свой крест - и тогда следует за Мной.
Кто хочет спасти свою жизнь, тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее обретет.
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей
повредит? Разве не всё отдал бы он, лишь бы
вернуть себе жизнь?! Потому что Сын человеческий придет
в сиянии славы Отца Своего с Его ангелами и воздаст каждому по делам
его.* (Мф.16:20-27/+/)
*********************************************
/+/
содержит евангельское чтение среды и часть чтения четверга.