Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
27-Dec-2018 18:01
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
27/14
декабря – 30-й день Рождественского поста (по юлианскому
календарю).
>
Пророк Исайя родился в 765 г. до Р. Х. В год смерти царя
Озии (740) он был призван к пророчествованию в Иерусалимском храме ради
возвещения падения Израиля и Иудеи, кары за неверность народа.
Его деятельность охватывает сорокалетний период. Эти годы характеризуются
возрастанием угрозы, которую для Израиля и Иудеи представляла Ассирия.
Различаются четыре периода, на которые с большей или меньшей уверенностью
можно разделить речи пророка. 1) Первые его речи относятся к недолгому
промежутку времени между его призванием и началом царствования Ахаза в 736 г.
Тогда Исайя прежде всего выступал против нравственного распада, к которому
Иудею привело благосостояние, см. Ис 1–5 (большая часть). 2) Второй
период это время, когда царь Дамаска Рецин и царь Израиля
Факей хотели втянуть молодого Ахаза в союз против <Тиглатпалассара III>,
царя Ассирии. Когда Ахаз этому воспротивился, они на него напали, и он обратился
к Ассирии за помощью. Против этого выступил Исайя, тщетно пытаясь противодействовать
такой слишком человеческой политике. К этому времени восходит «книга Эммануила»
(7:1–11:9 (большая часть), а также 5:26-29 (?); 17:1-6; 28:1-4). После краха
своей миссии у Ахаза Исайя отошел от общественной жизни (ср. 8:16-18).
3) Обращение Ахаза за помощью к Тиглатпалассару поставило Иудею
под начало Ассирии и ускорило падение Северного Царства. После того,
как Ассирия в 734 г. захватила часть территории Северного Царства,
чужеземный гнет постоянно возрастал; в 721 г. под власть ассириян
подпала Самария. В Иудее преемником Ахаза стал Езекия, набожный царь, вдохновленный
духом реформ. Но политические интриги не прекращались; на этот раз делались
попытки добиться помощи Египта против Ассирии. Исайя, верный своим принципам,
хотел, чтобы его соотечественники, избегая всяких военных союзов, положились на Бога.
К этому начальному периоду правления Езекии относятся фрагменты (14:28-32);
(18; 20); (28:7-22); (29:1-<14?>); (30:8-17). После подавления
восстания, когда Саргон взял Азот (см. 20), Исайя в молчании удалился.
4) Новое его появление произошло в 705 г., когда Езекия был вовлечен
в антиассирийское восстание. В 701 г. Сеннахирим опустошил Палестину;
тем не менее царь Иудеи решился оборонять Иерусалим. Исайя укреплял
его в его решимости сопротивляться и обещал ему помощь Божию;
и действительно осада была снята. К этому последнему периоду относятся
пророческие слова из Ис 1:4-9 (?); 10:5-15,27б-32;
14:24-27 и те фрагменты из Ис 28–32, которые не относятся
к предыдущему периоду. <...> По иудейскому преданию <Исайя>
претерпел мученичество при Манассии.
> <... Исайя>
гениальный поэт <.....>. <Он> навсегда сохранил впечатления от эпизода
своего призвания в Храме, где ему были
явлены трансцендентность Бога и недостоинство человека. Его монотеизм
это нечто триумфальное и одновременно внушающее ужас: Бог Святой,
<..> Сильный, Он Царь. Человек тварь, запятнанная
грехом, и Бог требует, чтобы <человек> воспрял, ибо Он взыскует
праведности в отношении между людьми и чистоты сердца в богослужении.
Он хочет, чтобы люди следовали Ему, искали в Нём опору, верили Ему.
Исайя пророк веры; в тяжелых кризисах, которые переживает его народ,
он требует, чтобы люди полагались и надеялись только на Бога: это
единственная возможность спастись. Он знает, что испытание будет горьким,
но надеется на спасение «остатка», царем которого будет Мессия. Исайя
величайший из мессианских пророков. Мессия, Которого он возвещает,
потомок Давида. При нём на земле восторжествуют мир и правда и утвердится
познание Бога (Ис 2:1–5; 7:10–17; 9:1–6; 11:1–9; 28:16–17).
> Конечно,
подобный религиозный гений не мог не повлиять на свое время и не создать
школу. Его слова хранились и дополнялись. Книга, названная его именем
результат длительного творческого процесса, отдельные фазы которого уже не поддаются
полной реконструкции. Окончательный корпус напоминает книгу пророка Иеремии (в греческом
переводе) и книгу пророка Иезекииля: глл. 1–12 речи против
Иерусалима и Иудеи, глл. 13–23 речи против язычников, глл.
24–35 обетования. Но эта структура соблюдается не строго. С другой
стороны, анализ показал, что, судя по хронологии, книга не вполне соответствует
трудам Исайи. Ее собирали постепенно, используя несколько сборников изречений.
Некоторые словосочетания восходят к самому пророку, ср. Ис 8:16;
30:8. Его непосредственные ученики или последователи присоединили к ним
еще несколько сборников, в которых в ряде случаев слова учителя
снабжены толкованиями или дополнениями. Пророчества об иных народах
(Ис 13–23) вобрали в себя более поздние отрывки, особенно в глл.
13–14 против Вавилона (из эпохи Плена).
Далее, существуют обширные добавления: «Апокалипсис Исайи», глл. 24–27, который,
судя по литературной форме и по содержащемуся в нём учению,
не мог возникнуть ранее V в. до Р.Х.; пророческое откровение (Ис 33);
«малый апокалипсис» (Ис 34–35), в котором прослеживается влияние Второисайи.
Наконец, как приложение было присоединено сообщение об участии Исайи
в борьбе с Сеннахиримом (Ис 36–39), взятое из 4Цар 18–19;
в него был включен псалом послепленной эпохи от лица Езекии (Ис 38:9-20).
>
<Позже> эта книга была значительно расширена. Главы 40–55 не могут
принадлежать пророку VIII в. В них не только ни разу не упоминается
его имя, но и исторические рамки соотносятся с эпохой не ранее
чем через два века после времени его жизни: Иерусалим захвачен, народ в пленении
Вавилонском, на горизонте уже появляется Кир, который станет орудием
освобождения. Несомненно, всемогущество Божие могло бы переместить пророка в далекое
будущее, вырвать его из его времени, изменить его образы и мысли.
Но это предполагало бы раздвоение его личности и пренебрежение
его современниками а он ведь, как–никак, был послан
к ним. Всё это было бы беспрецедентно для Библии и к тому
же противоречило бы самому понятию пророчества, когда провозвещение будущего всегда
осуществляется ради настоящего. Эти главы содержат проповедь некоего неизвестного
по имени пророка, продолжающего тему Исайи и столь же великого, как он.
В исследованиях ему присваивается имя Второисайи (Девтероисайя).
Он проповедовал в Вавилоне в период между первыми победами Кира
(550 г. до Р.Х.), которые давали возможность увидеть грядущее крушение
вавилонского царства, и указом об освобождении 538 года, разрешавшим
первую реэмиграцию. <.....>
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Так
помните, братья мои любимые: пусть каждый человек торопится слушать, но
медлит с ответом, медлит с гневом. Гнев человеческий не способствует
праведной жизни, какой хочет Бог. И поэтому избавьтесь от всякой грязи
и обилия пороков. С кротостью принимайте Слово, которое укоренил в вас
Бог, потому что оно может спасти вас. Будьте исполнителями Слова,
а не только слушателями – такие люди сами себя вводят себя в заблуждение. Ведь
если кто-то слушает Слово, но не исполняет его, он похож на человека,
смотрящего на себя в зеркало: он рассмотрел себя, но ст`оит
ему отойти от зеркала – и он уже не помнит своего лица. Только тот,
кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий свободу, и
уже не отступился от него, то есть не забывчивый слушатель, а делатель
дела, – будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях. Если
кто-то считает себя набожным, но не умеет держать в узде свой язык, то
он обманывает себя и набожность его не более чем пустой звук. Вот если
ты заботишься о сиротах и вдовах в беде, если хранишь себя не запятнанным
грязью мира, тогда твоя набожность чиста и безупречна в глазах Бога и
Отца.*
(Иак.1:19-27/*/)
*********************************************
/*/
апост. чтение четверга. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.