Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
21-Dec-2018 16:20
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
21/8
декабря – 24-й день Рождественского поста
(по юлианскому календарю).
>
Традиционно считается, что окончательная версия книг Самуила появилась в результате
компиляции нескольких не зависящих друг от друга «источников». Целью
их объединения было показать роль Давида в переходе общества от
племенного устройства к монархическому. В свою очередь мы можем выделить
в тексте несколько источников, соединенных в последовательный рассказ.
> 1Цар 1–15 рассказывает об изменениях, произошедших в обществе
до появления Давида, впервые упомянутого в главе 16. <....>
<......>
>
Хотя «историчность» этих текстов и находится под вопросом, социальный
конфликт, вызванный политическими преобразованиями, в нём совершенно очевиден.
В последние годы ученые потратили множество усилий на социологический
анализ периода формирования и укрепления власти Давида. Очень возможно, что
централизованная власть была выгодна для экономики и политики того времени.
С другой стороны, некоторым слоям общества могло казаться, что подобная централизация
власти возвращает ее в руки городской элиты, господствовавшей в ханаанейских
городах‐государствах, против чего прежде столь яростно боролся Израиль.
В любом случае вопрос о царской власти не был простой религиозной
формальностью. Он затрагивал насущные потребности социальной жизни общины.
>
Антимонархический источник мог отражать настроения крестьян, привыкших к существованию
местного управления, для которых вновь поставленный царь был «узурпатором»,
стремившимся присвоить собственность и доходы крестьянской общины (1Цар
8). Подобное критическое отношение к «большому начальству» со стороны
«местных властей» продолжает существовать и по сей день.
>
Главный персонаж, стоящий в центре спора о социальной системе, —
Саул. Помазанный по воле ГОСПОДА, он фактически
никогда не мог поступать как царь. В Первой книге Самуила Саул
не только оказывается заложником спора о царской власти, но он оказывается
и обреченным на неудачу из‐за Давида, постоянно присутствующего
в повествовании, даже до его фактического появления. Рассказчик дважды
говорит о приходе Давида, человека, к которому благоволит ГОСПОДЬ,
Израиль и сам рассказчик:
>
И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления ГОСПОДА
Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы ГОСПОДЬ
царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию
твоему; ГОСПОДЬ найдет Себе мужа по сердцу Своему,
и повелит ему ГОСПОДЬ быть вождем народа
Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом (1Цар 13:13-14).
>
Тогда сказал Самуил: ныне отторг ГОСПОДЬ царство Израильское
от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя (1Цар
15:28).
>
Возможно, что Саул служит всего лишь фоновой фигурой для рассказа о Давиде;
до самого появления в рассказе Давида ему так и не удается
занять значимого места ().
> Второй большой
раздел и, по мнению ученых, первый из двух основных источников книг
Самуила — рассказ о воцарении Давида. История начинается с пасторального
сюжета 1Цар 16:1-13, благодаря которому Давид вводится в повествование,
которое, по общему мнению, достигает своей кульминации в 2Цар 5:1-5.
Основная сюжетная линия рассказывает о превращении Давида из «мальчика‐пастуха» (1Цар 16:11)
в «царя‐пастыря» над Израилем (2Цар 5:2).
По мере этого превращения растут его власть, известность и привилегии.
Он беспрепятственно движется по своему пути, благополучно минуя все поджидающие
его несчастья. Богословскую идею, стоящую за текстом о «возвышении»,
можно было бы сформулировать как желание показать воплощение намерения
ГОСПОДА дать власть Давиду. Однако под этим поверхностным
богословским слоем можно увидеть следующее: «возвышение» Давида было связано с целым
рядом совершенных им коварных и безжалостных поступков. Все они были
детально и художественно воспроизведены рассказчиком, желавшим показать,
что «возвышение» было спланировано заранее, аккуратно и беззастенчиво,
являя собой пример человеческой интриги, прикрытой божественным замыслом. Рассказ
многослоен, временами ироничен. Божественное предопределение переплетено с людскими
причудами, о которых рассказывается с видимым удовольствием и с ожиданием
от читателя живейшего участия.
> Но всё‐таки главная
составляющая рассказа о возвышении Давида — история борьбы за власть
между ним и Саулом в условиях, когда у обоих претендентов имелись
преданные сторонники и оба были помазаны Богом. С самого начала рассказчик
благоволит к Давиду, в итоге побеждающему. Однако и Саул не сдается
легко. <...>
см.
также: ∙ полностью
глава кн. Брюггемана / сокр. в вып.
ХП 6.320/b46. /Однако
сама по себе горячность утверждений Давида о собственной непричастности
к убийствам заставляет историков усомниться в его честности./
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Благодаря
вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был
получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. Благодаря
вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в
палатках с Исааком и Иаковом — им было обещано то же наследие. Ведь
Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города,
архитектором и строителем которого является сам Бог. Благодаря вере и
сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать, хотя была уже не в том
возрасте. Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово. Вот
почему от одного человека, уже почти что мертвеца, родилось потомство
столь же бесчисленное, как звёзды в небе и песок на морском берегу. Все
они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное
далеко впереди себя, и приветствовали его, и согласились с тем, что они
не более чем чужаки и пришельцы на земле. Совершенно ясно, что люди,
которые так говорят, ищут родину. Если бы они всё время вспоминали о
той, которую покинули, то у них был бы случай вернуться. Но
теперь они жаждут лучшей родины — небесной. от почему Бог
не стыдится зваться их Богом: Он приготовил для них город.* (Евр.11:8-16/*/)
*********************************************
/*/
включает апост. чтение четверга. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.