Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
26-Dec-2018 16:10
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
26/13
декабря – 29-й день Рождественского поста (по юлианскому
календарю).
>
<...> В христианской вере понятие пророчества и пророков
занимает огромное место. Заметим, что в обычном употреблении слово "пророчество"
стало равнозначно слову "предсказание". Пророк
это в нашем сознании тот, кто предсказывает будущее, нечто вроде "ясновидящего".
Нужно со всей силой подчеркнуть, что хотя "предсказание будущего",
вне всякого сомнения, входит в религиозное, христианское восприятие и понимание
пророчества, оно, во-первых, не исчерпывает собою этого понимания, и, во-вторых,
не является в нём главным, центральным. Добрая половина Ветхого Завета состоит
из писаний пророков, но они совсем не сводятся к предсказанию будущего.
Суть, глубина пророчества в другом, и только по отношению к этому
"другому" можно по-настоящему понять отношение пророков и пророчества
к будущему. Суть пророчества в даре возвещения людям
воли Божьей, скрытой от человеческого взора в событиях человеческой
жизни и истории, но открывающейся духовному взору пророка. Эта суть
пророчества особенно хорошо выражена в религиозно гениальном стихотворении
Пушкина "Пророк":
> «"И Бога
глас ко мне воззвал: > "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
> Исполнись волею Моей, > И, обходя моря
и земли, > Глаголом жги сердца людей..."».
> Можно только удивляться тому, с какой полнотой и силой в этих
немногих прекрасных и бессмертных строчках выражена суть пророчества
и призвание пророка. Пророк это тот, кто услышал голос
Божий, то есть некий таинственный, к нему и только к нему
обращенный призыв, приказание. Голос этот говорит: "Восстань"; и это
значит выйди из суетной и пустой жизни, которой ты, как
и большинство людей, живешь, разорви путы обыденщины, скрывающей от нас глубокий,
потаенный смысл совершающегося. Затем этот голос говорит: "И виждь,
и внемли!" Это приказ видеть, это приказ слышать.
Видеть то, чего не видим мы нашим обычным, к земле и к земному
прикованным взором. Услышать то, что мешает нам слышать шум житейской суеты.
Увидь другое главное, услышь другое главное. И дальше:
"Исполнись волею Моей". Это значит сделай себя служителем
не твоих земных и человеческих соображений, планов, желаний, а Моего
Божественного замысла, Моей Божественной
воли. И завершает голос, обращенный к пророку: "И, обходя моря
и земли, глаголом жги сердца людей". Моря и земли это значит
весь мир, вся вселенная, всё творение Божие. И это значит, что хотя
пророк, как и каждый человек, ограничен временем и пространством, живет
в определенных условиях, является свидетелем определенных событий, Божественная
миссия его преодолевает эту ограниченность, обращена к миру. Или, может
быть, лучше сказать так: в самом малом он видит, он слышит, он различает
волю Божию, то есть смысл и значение этого малого для всего
мира, для каждого человека, для всей истории.
> Почитайте ветхозаветных
пророков. Они пишут о событиях: войнах, переворотах, убийствах, завоеваниях
в мировой перспективе каких-то маленьких государств, о людях
и событиях, давно всеми забытых и с точки зрения наших современных проблем,
современного знания в сущности, ничтожных. Все эти царства,
истории, войнам которых между собою посвящена огромная часть Библии, сегодня можно
облететь на самолете в два-три часа. Почему же мы должны всё это
не только знать и помнить, но еще признавать священным, богодухновенным
Писанием, словом Божиим? Да потому что пророки в этих малых
событиях сами видят и нам раскрывают волю Божию, уже не об этих
только народах и событиях, а о самом человеке, о самой жизни,
о самом мире. Для них, пророков, всё становится зна́ком,
откровением, призывом, уроком. Через малое раскрывается во всём своем неизреченном
величии замысел Божий о нас. Замысел не только о том, что совершается
сейчас, но также, и прежде всего, о конечной цели мироздания.
В этом смысле пророчество обращено и к настоящему, и к прошлому,
и к будущему.
> Это "ви́дение", эту волю Божью,
этот замысел Божий и раскрывает пророк, им жжет сердца людей.
Ибо это не просто "объяснение" и не просто "предсказание",
как у гадалок и ясновидящих. Это именно призыв, а раз призыв
то и суд. Это раскрытие воли Божией и призыв принять ее. Это обличение
зла и призыв к борьбе с ним. Это явление любви Божией и призыв
любить Его. Церковь решительно отвергает и осуждает хождение ко всевозможным
гадателям и предсказателям будущего. Почему? Да потому, что хождение
это предполагает фатализм, и это значит отрицание свободы.
Пророчество же, напротив, есть страстный призыв к свободе, к освобождению
от сковывающих человека фатализма и пассивности.
> "Если
не покаетесь, все <так же> погибнете!" Вот, в конце концов,
сущность пророчества. Оно всегда есть явление двух, и только двух путей,
между которыми всё время, всегда, в большом и малом призван
выбирать человек. Путь Божий и путь не-Божий, и потому противу-Божий.
>
"Если не покаетесь..." Но это значит, что человек может покаяться,
может преодолеть греховный фатализм, может перемениться, может выбрать
волю Божию. Миссия пророка жечь сердца людей этим призывом,
обращать их к этому выбору. Пророчество от Бога, от Святого
Духа. Ибо нашему земному знанию не дано видеть таинственного и Божественного
смысла всего того, что совершается в мире. Можно сказать даже, что чем шире
наше знание о мире (а в наши дни оно достигло неслыханной
широты), тем всё менее и менее глубоко оно. И вот возвещать
именно это глубокое знание и посылает Дух Святой пророков.
>
Надо прибавить, что, по христианской вере, дар пророчества дан в каком-то
смысле каждому христианину, ибо каждый из нас получил дар Святого Духа. Каждый
из нас призван к глубокой жизни и к глубокому знанию. И каждый
из нас, увы, призвание это заглушает в себе и изменяет ему. И о том,
чтобы восстановить его в нас, молимся мы в молитве Святому Духу:
"Прииди, вселися в ны". И еще последнее: "Пророчества
не угашайте", говорит нам апостол Павел.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Братья
мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой
радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают
у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к
тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких
недостатков. А если кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит
у Бога, который всем дает щедро, без попреков – и ему будет дано. Но
пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается, подобен
морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону. Пусть
такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках, не надеется
что-то получить от Господа. Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его
возвышает, а богач гордится, когда Бог его унижает, потому что
богатство его так же мимолетно, как полевой цветок. Солнце взошло,
опалило зноем – и увял стебелек, цвет опал,
и погибла прелесть цветка. Так и богач увянет в самый разгар
своих дел. Счастлив человек, который стойко переносит испытания, потому
что он, выдержав их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его
любит. И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: "Это
Бог меня искушает". Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает, но
каждый человек искушает себя сам: его увлекают и манят собственные желания. А
желание, зачав, рождает грех. Грех же, созрев, производит на свет смерть.*
(Иак.1:2-15/*/)
*
* *
*<Иисус> начал учить их, что
Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины,
старшие священники и учителя́ Закона отвергнут Его, и что Его убьют,
но через три дня Он воскреснет. Он говорил об этом открыто. Тогда
Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя
на учеников, оборвал Петра: – Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем,
о людском! Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: –
Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет
свой крест – и тогда следует за Мной.* (Мк.6:31-34/**/)
*********************************************
/*/
содержит стихи из апост. чтения среды. /**/
содержит стихи из еванг. чтения среды. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.