Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
04-Dec-2018 16:49
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
*
21 ноября 2018 г. ст.ст., вторник. Введение
Богородицы во Храм. литургические чтения:
(праздника) Евр.9:1-7;
Лк.10:38-42; 11:27-28. 6-й день Рождественского поста
(по юлианскому календарю).
С праздником!
>
Ей, Божией Матери, было сказано: И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются
помышления многих сердец (Лк.2:35). Ей усыновил на кресте Христос
любимого Своего ученика Иоанна и в его лице – всё человечество.
Она, по твердой вере Церкви, распространила Свою материнскую любовь на всех
нас. Отсюда такое изобилие особо почитаемых икон Богоматери с названиями,
подчеркнуто свидетельствующими об этом переживании, ощущении, восприятии
ее как Заступницы. Вот несколько таких названий: «Всех скорбящих
Радость», «Утоли моя печали», «Умиление» (икона, перед которой нашли
мертвым с радостной улыбкой на лице преподобного Серафима Саровского).
А вот любимые молитвы, издревле возносившиеся нашим народом к Матери
Иисуса Христа: «Не и́мамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве
Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся»,
«Царице моя Преблагая... Зриши мою беду, зриши мою скорбь...»
>
Но это ощущение, это восприятие небесной Заступницы, любящей Матери – не единственное
в том почитании, которым издревле окружена Богородица в церковной вере.
Вот поздней осенью наступает другой великий праздник – Введение во Храм
Пресвятой Богородицы*. Как и Покров, как и Рождество
Богородицы, как и многое, сохраненное памятью веры, он основан не на свидетельствах
Евангелия, а на предании, которое переходило из поколения в поколение
и каждым поколением развивалось и украшалось. Согласно этому преданию,
Мария еще совсем маленькой девочкой была приведена родителями в Иерусалимский
храм, где, повинуясь некоему таинственному внутреннему повелению, встретил Ее
первосвященник, и не только встретил, но и ввел в самое священное
место, называвшееся святая святых, куда мог входить лишь он сам,
да и то раз в год.
> Любовь и воображение верующих, повторяю,
разукрасили это предание, сообщающее, что Дева Мария вошла в Храм,
окруженная другими девами <со светильниками> в руках. Нам нет нужды
в каждой подобной детали видеть исторический факт, ибо очень многое в вере,
живущей и питающейся не рассудком, а сердцем, не доказательствами,
а созерцанием, естественно, выражает себя на языке поэзии. Для нас
важно то, на что это созерцание, на что эта любовь направлены,
что видит, о чём радуется верующее сердце, празднуя это вхождение
Пречистой в Храм.
> Для людей
Ветхого Завета Иерусалимский храм был единственным
и исключительным средоточием их веры. Тут, в святом городе, словно
в сердце мiра, находилось место, где человек осознавал присутствие Бога
и как бы встречался с Ним. Но вот всё меняется, когда
в это святилище вступает маленькая Мария и первосвященник встречает
Eе. И перемена эта лучше всего выражена в главном песнопении праздника
Введения во Храм: «Пречистый храм Спасов вводится
в дом Господень...» {Ср.: «Пречистый
храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь
вводится в дом Господень...» (Кондак Введения во Храм
Пресвятой Богородицы).}
> Раньше, до Ее вхождения, –
таков смысл этих слов – человек освящался Храмом.
Теперь же открывается ему, что настоящий храм – он сам, его душа и тело,
что Бог создал его, человека, дабы он был храмом, и значит – встречей
с Богом, обиталищем Бога, присутствием Бога в богосозданном мiре. Что человек
священен и священна, вечна, божественна его жизнь. И именно это скажет
первый христианский мученик Стефан перед осуждением на казнь: «Бог не в рукотворных
храмах живет» (ср.: Деян. 7:48). Все храмы, все жертвенники
– только предвозвещение, только символ единственно подлинного храма – человека.
>
И именно это радостно созерцает Церковь, празднуя Введение во Храм
Девы Марии. Никто не мог входить в «святое святых», и запрет
этот выражал недоступность Бога человеку. Но вот Дева Мария вступает
туда, ибо Сама призвана стать Храмом, местом нисхождения, приближения, пришествия
к нам Бога. И созерцая этот Вход, мы снова и снова узнаём,
к какой высоте, к какой славе, к какой Божественной полноте призван
человек.
> Люди, особенно в наши дни, сами себя выводят, так сказать,
«снизу», с каким-то необъяснимо порочным восторгом уравнивают себя с материей,
с безличной природой. Им кажется обидным для своего достоинства
верить в Бога, видеть во всём Его присутствие. «Если Он есть,
– как бы говорят они, – тогда мы рабы, так уж лучше быть рабом
природы!» Но вот Сам Бог открывает нам, что не рабом и не для рабства
призвал Он человека к жизни, а для свободного воцарения над мiром,
для преображения всего сущего в царство любви, истинного знания и единства.
Именно этого искал человек в храмах – встречи с Богом, преодоления рабства
природе и смерти, которое всегда и сам смутно осознавал как недолжное.
>
И вот в образе Девы, вступающей в Храм,
нам открыто, что вся наша жизнь может, должна, призвана стать таким
вступлением, что не в камнях храмовых зданий, не в материи,
не в природе, а в самом человеке, храме Божественной славы,
совершается освобождение мiра, наступает победа Духа над материей, жизни –
над смертью, Бога и вечности над злом и небытием.
>
«Пречистый храм Спасов» – вот откровение этого радостного праздника о Деве
Марии, а в Ней – о каждом из нас, обо всём
человеческом роде.
[
протопресвитер Александр Шмеман. Из беседы «Пречистый Храм», оп.
в сб. "Беседы
на радио Свобода", т. 1, стр. 422-4 ]
*
21 ноября по юлианскому календрарю – осень. (Прим.
ред. рассылки.)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*А
ученикам Иисус сказал: - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть
один из дней Сына человеческого,
но не увидите. Вам скажут: "Вон там!"
или "Вот здесь!" Не срывайтесь с места,
не бегите вдогонку. Словно молния, что, сверкнув,
озаряет всё небо от края до края, - таким
будет Сын человеческий в день, когда Он вернется!
Но сначала Он должен претерпеть много страданий
и быть отвергнутым людьми этого поколения.
Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына
человеческого: люди ели, пили, женились и выходили
замуж, и так вплоть до самого дня,
пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп -
и все погибли. То же было и в дни Лота:
ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, но в день,
когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь
- и все погибли. Так будет
и в день, когда явит себя Сын человеческий!
Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
пусть не спускается взять их! И кто будет в поле
- не возвращайся назад! Помните о жене Лота!
Кто стремится сохранить свою жизнь,
тот погубит ее; кто погубит -
тот сохранит ее. Верно вам говорю,
в ту ночь двое будут в одной постели - и один
будет взят, а другого оставят; две женщины будут
молоть на одной мельнице - одну возьмут, а другую
оставят.* (Лк.17:22-37/*/)
*********************************************
/*/
включает рядовое еванг. чтение вторника (в этом году переносится
на пн).