Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3727 *Пречистый храм Спасов* 4/XII/18 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 04-Dec-2018 16:49

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 21 ноября 2018 г. ст.ст., вторник.
  Введение Богородицы во Храм.
  литургические чтения: (праздника) Евр.9:1-7; Лк.10:38-42; 11:27-28.
  6-й день Рождественского поста (по юлианскому календарю).

 

        С праздником!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> Ей, Божией Матери, было сказано: И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк.2:35). Ей усыновил на кресте Христос любимого Своего ученика Иоанна и в его лице – всё человечество. Она, по твердой вере Церкви, распространила Свою материнскую любовь на всех нас. Отсюда такое изобилие особо почитаемых икон Богоматери с названиями, подчеркнуто свидетельствующими об этом переживании, ощущении, восприятии ее как Заступницы. Вот несколько таких названий: «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Умиление» (икона, перед которой нашли мертвым с радостной улыбкой на лице преподобного Серафима Саровского). А вот любимые молитвы, издревле возносившиеся нашим народом к Матери Иисуса Христа: «Не и́мамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся», «Царице моя Преблагая... Зриши мою беду, зриши мою скорбь...»

> Но это ощущение, это восприятие небесной Заступницы, любящей Матери – не единственное в том почитании, которым издревле окружена Богородица в церковной вере. Вот поздней осенью наступает другой великий праздник – Введение во Храм Пресвятой Богородицы*. Как и Покров, как и Рождество Богородицы, как и многое, сохраненное памятью веры, он основан не на свидетельствах Евангелия, а на предании, которое переходило из поколения в поколение и каждым поколением развивалось и украшалось. Согласно этому преданию, Мария еще совсем маленькой девочкой была приведена родителями в Иерусалимский храм, где, повинуясь некоему таинственному внутреннему повелению, встретил Ее первосвященник, и не только встретил, но и ввел в самое священное место, называвшееся святая святых, куда мог входить лишь он сам, да и то раз в год.

> Любовь и воображение верующих, повторяю, разукрасили это предание, сообщающее, что Дева Мария вошла в Храм, окруженная другими девами <со светильниками> в руках. Нам нет нужды в каждой подобной детали видеть исторический факт, ибо очень многое в вере, живущей и питающейся не рассудком, а сердцем, не доказательствами, а созерцанием, естественно, выражает себя на языке поэзии. Для нас важно то, на что это созерцание, на что эта любовь направлены, что видит, о чём радуется верующее сердце, празднуя это вхождение Пречистой в Храм.

> Для людей Ветхого Завета Иерусалимский храм был единственным и исключительным средоточием их веры. Тут, в святом городе, словно в сердце мiра, находилось место, где человек осознавал присутствие Бога и как бы встречался с Ним. Но вот всё меняется, когда в это святилище вступает маленькая Мария и первосвященник встречает Eе. И перемена эта лучше всего выражена в главном песнопении праздника Введения во Храм: «Пречистый храм Спасов вводится в дом Господень...» {Ср.: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень...» (Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы).}

> Раньше, до Ее вхождения, – таков смысл этих слов – человек освящался Храмом. Теперь же открывается ему, что настоящий храм – он сам, его душа и тело, что Бог создал его, человека, дабы он был храмом, и значит – встречей с Богом, обиталищем Бога, присутствием Бога в богосозданном мiре. Что человек священен и священна, вечна, божественна его жизнь. И именно это скажет первый христианский мученик Стефан перед осуждением на казнь: «Бог не в рукотворных храмах живет» (ср.: Деян. 7:48). Все храмы, все жертвенники – только предвозвещение, только символ единственно подлинного храма – человека.

> И именно это радостно созерцает Церковь, празднуя Введение во Храм Девы Марии. Никто не мог входить в «святое святых», и запрет этот выражал недоступность Бога человеку. Но вот Дева Мария вступает туда, ибо Сама призвана стать Храмом, местом нисхождения, приближения, пришествия к нам Бога. И созерцая этот Вход, мы снова и снова узнаём, к какой высоте, к какой славе, к какой Божественной полноте призван человек.

> Люди, особенно в наши дни, сами себя выводят, так сказать, «снизу», с каким-то необъяснимо порочным восторгом уравнивают себя с материей, с безличной природой. Им кажется обидным для своего достоинства верить в Бога, видеть во всём Его присутствие. «Если Он есть, – как бы говорят они, – тогда мы рабы, так уж лучше быть рабом природы!» Но вот Сам Бог открывает нам, что не рабом и не для рабства призвал Он человека к жизни, а для свободного воцарения над мiром, для преображения всего сущего в царство любви, истинного знания и единства. Именно этого искал человек в храмах – встречи с Богом, преодоления рабства природе и смерти, которое всегда и сам смутно осознавал как недолжное.

> И вот в образе Девы, вступающей в Храм, нам открыто, что вся наша жизнь может, должна, призвана стать таким вступлением, что не в камнях храмовых зданий, не в материи, не в природе, а в самом человеке, храме Божественной славы, совершается освобождение мiра, наступает победа Духа над материей, жизни  над смертью, Бога и вечности над злом и небытием.

> «Пречистый храм Спасов» – вот откровение этого радостного праздника о Деве Марии, а в Ней – о каждом из нас, обо всём человеческом роде.

[ протопресвитер Александр Шмеман. Из беседы «Пречистый Храм», 
оп. в сб. "Беседы на радио Свобода", т. 1, стр. 422-4 ]

 


* 21 ноября по юлианскому календрарю – осень. (Прим. ред. рассылки.)

 

 

 + + + свящ. Яков Кротов: Введение во Храм - разрушение традиции
 + + + П.Ю.Лебедев: История праздника Введение Богородицы во Храм
                                                      (+ ссылки!)
 + + + свящ. Александр Мень: мы все подобны Иоакиму и Анне
                 messia.ru/rasylka/008/2339.htm (+ссылки!)
 + + + он же: Введение Богородицы во Храм
 + + + он же – об апокрифическом евангелии Иакова

об апост. чтении праздника:

+ + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
       мы призваны к восхождению во Святая Святых

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*А ученикам Иисус сказал:
  - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть
    один из дней Сына человеческого,
    но не увидите.
    Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"
    Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.
    Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, -
    таким будет Сын человеческий
    в день, когда Он вернется!
    Но сначала Он должен претерпеть много страданий
    и быть отвергнутым людьми этого поколения.
    Как было в дни Ноя,
    так будет и в дни Сына человеческого:
    люди ели, пили, женились и выходили замуж,
    и так вплоть до самого дня,
    пока Ной не вошел в ковчег,
    а потом пришел потоп - и все погибли.
    То же было и в дни Лота:
    ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,
    но в день, когда Лот покинул Содом,
    пролились на землю сера и огонь -
    и все погибли.
    Так будет и в день,
    когда явит себя Сын человеческий!
    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
    пусть не спускается взять их!
    И кто будет в поле - не возвращайся назад!
    Помните о жене Лота!
    Кто стремится сохранить свою жизнь,
    тот погубит ее;
    кто погубит -
    тот сохранит ее.
    Верно вам говорю,
    в ту ночь двое будут в одной постели -
    и один будет взят, а другого оставят;
    две женщины будут молоть на одной мельнице -
    одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:22-37/*/)

             *********************************************

/*/ включает рядовое еванг. чтение вторника (в этом году переносится на пн).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3727.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное