Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Dec-2018 13:25
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
15/2
декабря – 18-й день Рождественского поста
(по юлианскому календарю).
>
<...> на уровне искусства <...> одному нравится одно, а другому —
другое. Однако если Баха никто не возводит на уровень обязательной для христианина
религиозности (никто ведь не предписывает слушать Баха в качестве утренних
и вечерних молитв), то позднеантичному византизму, этому узкому сегменту
мирового искусства, усвоен какой-то особый статус <...>. Подтверждением
этого будет и то, что любой православный укорит меня, что я рассуждаю
о богослужении праздника Преображения как об «искусстве», в то время
как это-де, никакое не искусство, а сама богодухновенная сущность того богообщения,
которое нам только и доступно.
> И здесь мы подходим к главной
ошибке — убеждённости в том, что богослужение —
не всякое, а именно наше, позднеантично-византийское, — равно
богообщению. Читая канон Преображения, я ясно понимал, что молитва как таковая,
жизнь с Богом, благоугождение Богу и декламация того или иного
текста — это разные вещи. А настаивать на том, что это
не так — и есть именно великая церковная педагогическая ошибка.
Человек, приходящий ко Христу, узнавший и из Писания, и внутри
себя, что христианская жизнь должна заключаться в следовании за Христом,
спрашивает у Церкви: «а как это сделать»? Церковь отвечает: «вот,
встройся в православный образ жизни — и именно это и будет
следованием за Христом». А православный образ жизни по факту на 80% —
это богослужения, личное молитвословие и соблюдение церковной дисциплины;
всё — только одного варианта: византийского. Это настолько глубоко
укоренено в нашем церковном сознании, что другого варианта просто не предусматривается.
Недаром же прот. Георгий Флоровский с полной серьёзностью говорил, что православным
христианином можно быть, только став византийским греком… Христианин, послушав
Церковь, встраивается в этот византизм — и исчерпывает его
лет за десять. А что-то иное ему не предлагается. Что делать дальше,
когда он всё это исчерпает? Никто не говорит. И одной из главных
причин такого положения вещей является то, что здесь изначально заложена
ошибка, о которой у нас и идёт речь — предлагать литургическое
искусство, и прежде всего гимнографию, в качестве непременного условия
для богообщения. Искусство — это опция, украшение; а следование
за Христом — это исполнение Его заповедей. Но не только:
это ещё и специфическая повседневная, поминутная внутренняя жизнь во Святом
Духе, к которой, конечно, имеет отношение Литургия, участие в Таинствах,
совместная молитва с другими христианами — но которой надо
отдельно учить каждого христианина (и в этом — смысл церковного
пастырства). А это «отдельное обучение», в силу того, что все люди —
разные, не может не противоречить тому, что только и предлагается
сегодня в качестве церковной педагогики — а именно обязательное
«затачивание себя» под узкое явление, которое объявляет себя «полнотой церковности»,
но на деле представляет собой не более чем одну из архаичных ветвей
церковного искусства, гимнографии и дидактики.
> Всё это имеет
ещё одно весьма печальное следствие: отмену вариативности —
важнейшего церковного принципа, провозглашённого апостолом Павлом. Вспомните 14 главу
Послания к Римлянам. Кто хочет — постись, кто хочет —
не постись. Кто хочет — празднуй праздники, кто хочет —
не празднуй. Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим.14,5),
только друг друга не осуждайте и не уничижайте (Рим.14,10).
Блаж. Августин
и другие св. отцы древней Церкви исповедывали: «В главном —
единство, во второстепенном — свобода, во всём —
любовь». Спрашивается: где это в нашей церковной жизни? «Только
так, и никак иначе» — это очень ярко выразил св. Феофан Затворник:
православный непременно обязан посещать богослужения, и именно вот эти,
и следовать именно этим вот уставам, без каких бы то ни было вариантов,
и т.д. Без этого он не христианин, и спасение его в крайней
опасности. Почитайте «Начертание христианского нравоучения» — лучшую
книгу святителя: там всё это ясно и недвусмысленно прописано. Но где же
апостольская вариативность? Её явочным порядком отменила Церковь;
а как нам уже известно, кому Церковь не мать,
тому Бог не отец, уж тем более какие-то там апостолы…
> И это
приводит к путанице в понимании главного и второстепенного в приведённой
выше древней, поистине церковной формуле. Богослужение (я не имею в виду
здесь Таинство Евхаристии), внешние чины, византийские и древние русские
церковные традиции и проч. — это главное или второстепенное?
Если главное, то по плодам их узна́ете их (Мф.7,16):
мы видим, что всё это так или иначе исчерпывает себя, и наступает
то, о чём мы говорим как о «проблеме расцерковления», как о пастырском
и христианском «выгорании». Если второстепенное, если это только опция,
которая к тому же изначально задана как вариативная —
что тогда главное? Тогда у христианина, который знает, что нужно
следовать Христу, но не знает, в чём это должно выражаться, возникает
законное требование: покажите мне это главное, дайте мне его, научите
меня ему!
> Главное — это живая внутренняя жизнь
во Христе, Духом Святым, жизнь всецелая, ежеминутная, всеобъемлющая, захватывающе
интересная. Где она? Как до неё дойти, где её взять? На это
ответа у современной церковной педагогики нет. Всё, что слышит христианин
в ответ на свои вопрошания — «эта жизнь высоким и загадочным
символическим образом встроена в позднеантичный византизм. Быть «церковным
человеком» — значит посещать и обязательно принимать и любить
богослужения, вот эти, о которых мы говорим; поститься, исполнять
правила и читать святых отцов — опять же, по большей
части позднеантичных»… Но если человеку просто не нравится эта словесность,
эта внешняя церковность, если она просто «по типу» не подходит ему?
Тут-то мы знаем, как ответить: «гордость», «модернизм», «протестантизм»
и проч.
> При этом несомненно, что ничего плохого ни в гимнографии,
ни в церковном искусстве в целом, нет. Только надо называть вещи
своими именами: это не богообщение, это подпорка, детоводитель, в конечном
итоге — опция в христианстве, и нельзя подменять одно другим.
Но подмена эта давно осуществлена и вошла в плоть и кровь
церковной жизни. А раз так, то тут вмешивается в дело Сам Бог.
Когда Церковь вместо живой жизни во Христе не может предложить ничего,
кроме архивированного и копийного искусства, когда подмена Христа символами,
мнениями человеческой церкви и заменой небесного земным достигает каких-то
пределов, то Бог разрушает всё это. Все ветхозаветные пророки возвещают
такое действование Божие. Какой мы получили урок в XX веке! Сколько
мы потеряли храмов, икон и проч.! Бог нам через это говорит:
«Мне не нужны ваши храмы и иконы. Мне не нужна ваша гимнография,
Мне не нужны ваши службы и неусыпающие псалтири, ваши крестные
ходы и праздники. Мне нужны ваши сердца и ваша повседневная
жизнь». Извлекли ли мы из этого урок? Пусть читатель сам ответит
на этот вопрос.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Своим
ученикам Иисус сказал: — Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь
о том, что для жизни вам пища нужна и для тела одежда.
Ведь жизнь важнее еды и тело важнее одежды. Посмотрите
на воронов: не сеют они и не жнут, нет у них ни кладовых,
ни закромов, но Бог их кормит. А вы намного дороже, чем птицы!
Кто из вас, как бы он ни старался, может продлить свою жизнь
хоть на час?! А если вы даже такой малости не можете, к чему
заботиться об остальном? Посмотрите, как растут лилии: они
не трудятся, не прядут. Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем
блеске, не одевался так, как любая из них. И если полевую
траву, которая сегодня есть, а завтра брошена в печь, Бог
так одевает, то уж вас-то тем более, маловеры! Не думайте
о том, что вам есть и что пить, и не заботьтесь об этом. Это
главная забота всех язычников этого мира. А ваш Отец знает, что вам
всё это нужно. Стремитесь к одному — к Его Царству, а всё
остальное Он даст вам в придачу. Не бойся, малое стадо! Такова
воля Отца — даровать вам Царство. Продавайте имущество и помогайте бедным,
заводите себе кошельки, что не знают износа, копите богатство,
которое не оскудеет, — на небесах, куда вор не доберется и
где моль не съест. Потому что где ваше богатство, там будет
и сердце ваше. Всегда будьте в полной готовности: одежды
ваши подпоясаны и светильники зажжены. Будьте подобны тем, кто ждет
возвращения своего хозяина со свадьбы, чтобы открыть ему, как только
он вернется и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется, усадит их
за стол и будет им прислуживать. Счастливы они, если он застанет
их не спящими, в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какое время придет вор,
он не допустил бы, чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в
готовности, потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не
ждете.*
(Лк 12:22-40/*/)