Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
14-Dec-2018 16:59
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
14/1
декабря – 17-й день Рождественского поста
(по юлианскому календарю).
Продолжаем
цикл размышлений о Ветхом Завете.
>
Открывая Библию, человек ищет в ней прежде всего великих откровений. Но если
он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие совершенно мелочных предписаний:
ешь мясо только тех животных, у которых есть раздвоенные копыта
и которые жуют при этом жвачку. К чему всё это? Неужели Богу
есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные
ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное
в религии?
<.....>
> Древние люди жили в ином мире,
нежели наш мир, не только в том смысле, что у них не было
современной техники или общественных организаций. Вместо нынешней научной картины
мира у них была своя, не менее сложная, но организованная
по-иному. В этом мире действовало множество своих правил, лишь отчасти объяснимых
рационально. И сегодня, когда христианские проповедники приходят к племенам,
живущих первобытным строем, один из первых вопросов, которые им задают,
звучит так: мы приняли вашу религию, так что нам теперь можно
есть, что носить, когда спать с женами, и вообще какие ограничения
необходимо соблюдать? Мир – это сложная система, и чтобы выжить
в нём, нужно знать все предписания запреты. Нам их дают наука (мойте
руки), культура (пишите И после Ж и Ш), право (переходите на зеленый
свет) или этикет (говорите «спасибо»); человек древности искал их в основном
у своей религии.
> Точно так же мы, впервые садясь за руль
автомобиля, первым делом должны удостовериться, что рядом сидит инструктор,
у которого есть своя педаль то́рмоза. Кто водит машину, помнит это
трепетное чувство, когда впервые едешь по городу сам и опасаешься буквально
всего – привычка и автоматизм приходят позже. А пока приходится
напоминать себе самому о каждом мелком правиле, и как жаль,
что на соседнем сиденье уже нет инструктора с его занудными
замечаниями!
> Что за этим стои́т?
> Но в чём же
смысл этих правил? Просто в том, чтобы успокоить первобытного дикаря: если
не будешь есть свинину и носить одежду, сотканную из шерсти и льна,
и вовремя принесешь все положенные жертвы, то всё у тебя будет
в порядке? Ветхозаветные пророки, кстати, нередко обличали такое магическое
отношение к ритуалу:
>
«благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая…
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения –
более, нежели всесожжений» (Ос 6:4-6).
>
Конечно же, во всех предписаниях Закона есть определенный смысл. Самые
главные из них определяют отношения людей с Богом и друг с другом.
К первой группе относятся все эти бесчисленные ритуальные правила, например:
«Если же всё общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто
будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних,
чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех,
которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного
скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания;
и возложат старейшины общества ру́ки свои на голову тельца пред
Господом и заколют тельца пред Господом…» (Лев 4:13-15,
далее следуют детальные указания, как поступить с кровью и с тушей
тельца́).
> Мы узнаём отсюда, что грех, оказывается, может
совершить не только отдельный человек, но и целый народ, и что
этот грех точно так же требует покаяния и прощения. Но народ должен,
прежде всего, понять, в чём этот грех состоит, и пусть его старейшины,
возлагая руки на голову жертвенного животного, тем самым ясно призна́ют,
что на самом деле достойны смерти они, а не телец –
именно в этом состоял смысл подобного жеста.
> Далее описываются
такие же символические детали: кровь животного приносится Господу в знак
признания, что грех совершён именно против Него, а ту́ша
тельца́, как бы оскверненная этим грехом, сжигается за пределами
стана, в котором живут израильтяне.
> Какая глубокая и насыщенная
смыслами символика! Следы подобных обрядов видны и в нашей современности,
когда, скажем, новоизбранный Президент возлагает руку на Конституцию и клянется
«пред всем обществом» соблюдать ее положения. В древности ритуалов было
меньше, но они были более насыщенными, их регламентация была более детальной.
Можно ли было без этих деталей обойтись? В эпоху, когда не было
средств массовой информации, разносящих любую деталь по всему свету –
едва ли. Мы постоянно читаем в Ветхом Завете, как «размывалось» почитание
Единого Бога, как привносились в него чуждые элементы. Единство ритуала
напоминало о единстве веры, о недопустимости ситуации, когда каждый
чтит Бога по-своему… или, точнее, каждый чтит собственного бога. 23-я глава 2-й
книги Царств описывает, как была прочитана перед всем народом книга Закона,
найденная незадолго до этого при ремонте Храме (значит, о ней просто
на время забыли?) – и само это чтение привело к всенародному
покаянию. Народ понял, чего ждет от него Господь, и как далека его жизнь
от этого идеала.
> Вторая группа правил – об отношениях
людей между собой. В том обществе не было ни прокуратуры, ни милиции/полиции,
ни уголовного кодекса, ни тюрем.
> Правосудие вершили либо
община, либо царь, а мы знаем, как бывает скора на расправу людская
толпа и как легко правитель становится тираном. Наказанием за убийство
была смерть, причем осуществляли приговор родственники убитого. А как быть,
если смерть произошла вследствие несчастного случая или по неосторожности?
35-я глава книги Чисел детально регламентирует такие случаи: человек,
невольно ставший причиной смерти другого человека, должен отправиться в один
из специально назначенных для этой цели «городов убежища», чтобы изложить
тамошнему сообществу свое дело. Если будет найдено, что он «не был врагом
его и не желал зла» погибшему, а всё произошло случайно, ему будет
предоставлено право жить в этом городе, где мстители не могут его убить.
Оговаривается даже срок такого изгнанничества: до смерти первосвященника,
потом наступает амнистия.
> И тут же мы видим дополнение,
как быть в остальных случаях: «Если кто убьет человека, то убийцу
до́лжно убить, <только если есть показания свидетелей>; но одного
свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Числа 35:30).
Мелочны ли эти правила, если по ним решались уголовные дела об убийстве?
Думаю, что нет. Здесь предписана процедура, здесь устанавливается и четкая
система ценностей: убийство карается не штрафом и не заключением,
а только казнью, как самое тяжкое преступление против личности, но в то же
время смерть, причиненная по неосторожности, не должна рассматриваться
как убийство.
> Третья группа правил – те самые
мелочные законы, вроде «поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду
из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (Лев 19:19).
Наши ткани часто содержат разнородные нити, и что же в том дурного?
Но это правило, как и некоторые другие, задает некий глобальный
принцип: не сто́ит смешивать понятия. В мироздании есть определенная
структура, и она должна оставаться неприкосновенной: не только добро
нельзя смешивать со злом, но и шерсть со льном, а пшеницу –
с ячменем. Это, разумеется, мелочь, но она напоминает о вполне
определенных принципах.
> Следуя правилу «сделай себе кисточки на четырех
углах покрывала твоего» (Втор 22:12), ортодоксальные
иудеи и сегодня носят одежду с кисточками, в которых общим счетом
613 нитей – по числу заповедей Писания. Нити ежедневно напоминают
им об этих заповедях и о стоя́щих за ними принципах.
Кстати, много ли это – 613 правил? Мы с вами, все без исключения,
живем по Конституции, Гражданскому кодексу, Уголовному кодексу, Налоговому
кодексу, по тем же Правилам дорожного движения, в них содержатся
многие тысячи статей, параграфов и разделов – а сколько в нашей
жизни бывает разных законов, наставлений и инструкций, и попробуй что-нибудь
нарушить! Можно, по-моему, позавидовать древним израильтянам: всего 613 заповедей
на все случаи жизни.
> Христиане не носят этих самых кисточек,
они вообще не считают для себя исполнение всех требований Закона
обязательным, следуя решению <Иерусалимского собора апостолов (Деян 15:23-29)>.
Вопрос об отношении к Закону не был для апостолов простым,
но в целом было принято такое решение: жертвенная смерть Иисуса Христа освободила
нас от необходимости соблюдать все ритуальные предписания. Нет более
необходимости в кровавых жертвах, а если лишается смысла центральная
часть Закона, то и второстепенные, вроде запрета на свинину или ткань
из разных волокон, уже не имеют силы.
> Но общие принципы,
стоя́щие за положениями Закона, никак не утратили своей силы и для христиан.
Отчасти они нашли свое выражение в разных обрядах и правилах
Церкви (без них не обходится ни одна ветвь христианства), хотя
эти внешние формы сегодня не имеют уже такого абсолютного значения, как во времена
Ветхого Завета. Но наша вера, как и наша любовь или наша надежда, всегда
нуждается в каких-то внешних формах. Мы дарим любимым людям цветы и поздравляем
их с днем рождения потому, что так принято выражать свою любовь
в нашей культуре – и то же самое можно сказать о ветхозаветных
правилах как о способах выразить свою любовь к Богу и к людям.
Можно выражать ее и без цветов или правил, разумеется.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Учителя
Закона и старшие священники тогда же схватили бы Иисуса (...), но
побоялись народа. Поэтому они стали следить за Иисусом и подослали
к Нему несколько человек, якобы очень благочестивых, чтобы поймать Его
на слове, а затем передать под власть римского наместника, ему на суд. Те
спросили Иисуса: — Учитель, мы знаем, что слова Твои и учение верны
и что Ты никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи. Скажи,
разрешается нам платить подать цезарю или нет? Иисус, разгадав их злой
умысел, сказал им: — Покажите Мне денарий. Чье на нём изображение и чье
имя? — Цезаря, – ответили они. — Стало быть, цезарево
отдайте цезарю, а Божье – Богу, – сказал им Иисус. Им
не удалось при народе поймать Его на слове. Изумленные Его ответом, они замолчали.*
(Лк.20:19–26/*/)