Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
29-May-2015 16:51
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
* 17 мая 2015
г. ст.ст., суббота 7-й седмицы
по Пасхе.
литургические чтения: Деян.28:1-31;
Ин.21:15-25.
/Троицкая родительская суббота (поминовение усопших)/
>Когда Иисус спрашивает Петра "любишь ли ты Меня
больше, нежели они? ...паси агнцев Моих"
(Ио.21,15) – это о чём? о верности,
об "эрос" или об "агапе" или еще
о чём-то? Неважно, что стои́т в греческом тексте,
Иисус не на греческом говорил, и нет такого языка,
чтобы выразить этот вопрос, когда голос Божий звучит неслышно.
Да как вообще мы смеем различать оттенки в любви,
когда важно лишь одно: любовь есть нечто противоположное власти.
"Пасти овец" имеет право лишь тот, кто влюблен
в Творца мира, кому наплевать на шашлык из этих
овец, на шерсть от этих овец, на их блеяние,
кто не раздумывает о том, как это можно сопоставить
свою любовь с чужой ("не сравнивай, живущий несравним"...).
Да конечно, когда любишь – любишь, как сто тысяч
братьев, отцов и пономарей любить не могут, а иначе
какая же это любовь.
> <.....> Обед, к которому пригласил
их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских
отношений между ними и Христом, а, во-вторых, служил ручательством
за то, что, в то время когда они будут заняты делом проповеди,
Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону
Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели
они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю
Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
> 15 Кроме
этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление
в апостольских правах ап. Петра, который отрекся от Христа.
По окончании обеда
{С греч. точнее: когда они позавтракали
(ἠρίστησαν).}
Господь спрашивает Петра: любит ли он Его больше чем другие?
Конечно, Христос спрашивает об этом с тою целью,
чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви
к Христу (Ин 13:37).
А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить
Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно,
что и костер, около которого он теперь стоял, должен
был привести ему на память тот костер, около которого
он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра
показывает, насколько он смирился: он уже не говорит
о своей беззаветной преданности Христу, а только дает
утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно
заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую
Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает
его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении
в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли
человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπα̨̃ν).
Петр же в своем ответе говорит только о дружеском
сердечном расположении своем ко Христу (в таком смысле
употребляется им глагол φιλει̃ν,
ср. Ин 11:3,11).
Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает
ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не удается каких-либо
особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих
апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем
достоинстве, которое он утратил вместе с своим отречением.
Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих.
Заметить нужно, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами,
для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе
за собою со стороны апостолов, а самый уход этот
обозначает как кормление, питание (βόσκε ἀρνία μου).
Еще говорит ему в другой раз: Симон
Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи!
Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси
овец Моих.
> 16 Господь,
очевидно, несколько времени спустя, снова обращается к Петру
с тем же вопросом, опуская только выражение «больше нежели
они». Он как бы хочет спросить Петра: имеет ли он по крайней
мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики
Его? (здесь опять употреблен глагол ἀγαπα̨̃ν).
Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа
и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как
и в первом случае. Господь опять ничего не говорить
Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа,
и теперь поручает ему пастиĭ или точнее управлять
Своими овцами, т. е. всем стадом Христовым (ср. 10:3-27),
без различия возраста и силы животных, составляющих стадо
(ποίμαινε τὰ πρόβατά μου).
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин!
любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз
спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему: Господи!
Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус
говорит ему: паси овец Моих.
> 17 Спрашивая
Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения
понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр
(φιλει̃ν).
Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское
расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр.
Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том,
что он придал другую форму своему ответу. Он опускает
частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей
любви, как о деле совершенно ясном, о котором Христос
должен знать, а высказывает только уверенность в том,
что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце
и находить там не одни слабости, а в тоже время
и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного
и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться
о прокормлении Своих овец или точнее овечек (βόσκε προβάτια),
под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр
сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером –
не верою, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость
веры, а именно недостаточную твердость характера –
и поэтому ему именно Господь поручает укреплять и утешать
тех людей, на которых он сам прежде походил.
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был
молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда
состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет
тебя, и поведет, куда не хочешь. ∙ Сказал же
это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав
сие, говорит ему: иди за Мною.
> 18-19 После
восстановления Петра в его апостольском достоинстве, Христос
предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может
уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен
прибегать к помощи других и идти с ними даже туда,
куда бы ему и не хотелось идти, так наступит
время, когда живой и привыкший действовать по собственному
желанию ап. Петр должен будет идти туда, куда его поведут
враги его, т. е. на мученическую смерть. Этою смертью
Петр прославит Бога, т. е. будет содействовать умножению числа
истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно
даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения
его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия
Петра на кресте. Тертуллиан говорит:
«тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается
ко кресту» (см. Scorp.
15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа
(13:37),
Христос приглашает Петра следовать за ним, т. е. как видно
из контекста речи (ср. 22:23,
приготовиться также пострадать, как пострадал Христос.