>Подводя итоги, можно сказать, что доктрина Троицы, к которой
возвращаются нынешние богословы, чрезвычайно важна для нас,
если мы хотим утверждать истину не только о Боге
или об Иисусе, но и о самих себе. Учение о Троице
позволяет нам понять, что человек из Назарета по имени
Иисус отличен как от Бога Отца (Он не «вернулся назад,
чтобы снова стать Богом» после своей земной жизни), так и от Духа
(Иисус, который рядом с нами и в нас Духом Святым,
всё равно остается Иисусом, который отличен от нас),
хотя одновременно и равен им.10
Это освобождает нас от превозношения любого рода, в том
числе от христианского превозношения. И теперь нам становится
понятно, почему мир Просвещения настойчиво делал Вознесение
мишенью для насмешек, пользуясь орудиями рационализма и скептицизма:
если Вознесение реально, значит, вся программа самосовершенствования
человечества, которая господствовала в Европе и США
с XVIII века, превращается в бессмыслицу и тщету.
Приняв реальность Вознесения, можно облегченно вздохнуть и отказаться
от бесполезной попытки стать Богом (которая неизбежно приводит
к разочарованиям, поскольку никогда не увенчивается
успехом), а вместо этого радоваться тому, что мы —
творение: да, мы носим в себе Божий образ, но всё равно
остаемся тварными существами.
>Таким образом, Вознесение говорит нам об Иисусе, который
остается человеком в настоящем смысле этого слова, а потому
отсутствует, хотя в каком-то ином смысле также и присутствует
среди нас. И здесь как Святой Дух, так и таинства обретают
великую значимость, потому что именно через них Иисус претворяет
свое присутствие. Нередко в Церкви чрезмерно подчеркивается
присутствие Иисуса, что мешает понять, что Он одновременно отсутствует,
а потому люди задаются вопросом: «И это всё, что у нас
есть?» На что можно ответить: нет, не всё. Кроме Его
присутствия есть кое-что еще: господство Иисуса; тот факт,
что во главе мира уже стоит человек; Его ходатайство
за нас. Это превосходит наше ощущение Его присутствия,
ибо, разумеется, слишком сильна зависимость такого ощущения от наших
настроений и внешних обстоятельств.
>Но всё это легко описать словами и продемонстрировать,
как Вознесение связывает многие вещи воедино и освобождает
нас от излишних нелепостей. Однако гораздо труднее это себе
представить как цельную картину и понять, о чём мы говорим,
утверждая, что Иисус остается человеком, и <притом
человеком "воплощенным", во плоти>, —
на самом деле, воплощенным куда надежнее, нежели мы сами, —
но в то же время отсутствует в нашем мире. Нам понадобится
фактически новая и более совершенная космология, новые и более
точные представления о нашем мире, чем те, что дает
нам культура, всё еще тесно связанная с эпохой
Просвещения. Первые христиане, как и их современники
из иудеев, не были привязаны (вопреки мнениям иных нынешних
мыслителей) к представлению о трехъярусной вселенной,
наверху которой находятся небеса, а внизу, под ногами,
ад. Говоря о «верхе» и «низе», они пользовались
метафорами (то же самое по-своему делали их современники,
носители греко-римской культуры), и эти метафоры были для всех
столь очевидны, что не нуждались в особых пояснениях.
Как недавно писал один автор, когда школьник переходит в более
«высокий» класс, скажем, из пятого в шестой, это не означает,
что отныне он будет учиться этажом выше. И хотя иногда
вице-президент компании, ставший президентом, получает кабинет
в пентхаузе, было бы неверно думать, что любое «продвижение
вверх» в этой компании означает, что ты отдаляешься
от земли.
>10
См. снова Torrance, Space, Time and Resurrection, 133f.
[ Том
Райт (перевод: М. Завалов).
Из книги: "Главная тайна Библии.
Смерть и жизнь после смерти в христианстве"
(Название оригинала: "Surprised by Норе"; из гл.
7.1) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на
вопросы... #
Иисус сказал:
"Говорю вам истинную правду:
если имя Мое призовете,
даст Отец вам всё, что попр`осите!
До сих пор вы еще ни о чём не просили, призвав Мое имя.
Так прос`ите - пол`учите,
и наполнит вас радость!
Я говорил вам об этом иносказаниями,
но час наступает,
когда Я скажу об Отце вам открыто, без иносказаний.
И в тот день вы просить Его будете, Мое имя призвав.
Не говорю, что Я буду за вас умолять Отца.
Отец ведь сам любит вас,
потому что вы Меня полюбили
и поверили, что Я от Бога пришел.
Я пришел от Отца в этот мир
и снова мир покидаю и ухожу к Отцу.
- Вот теперь Ты говоришь открыто, без иносказаний, -
говорят Его ученики. -
Теперь мы поняли, что Ты всё знаешь,
даже прежде, чем Тебя спросят.
Поэтому мы верим, что Ты от Бога пришел.
- Поверили наконец? - сказал им в ответ Иисус. -
Вот наступает час,
он уже наступил,
когда вы все по домам разбежитесь,
оставив Меня одного.
Но Я не один,
потому что Отец со Мною.
Я вам это сказал,
чтобы вы обрели во Мне мир.
В мире вас ждут скорби,
но вы мужайтесь:
Я победил этот мир!* (Ин.16:23-33
- чтение четверга)