>
Господи, исполнив таинство Твоего промысла,
> Ты, взяв Своих учеников, / на гору
Елеонскую их возводил;
> и вот уже Сам прошел небесную твердь.
> Ради меня обнищавший подобно мне,
> и восшедший туда, откуда и не отлучался,
> Всесвятого Твоего Духа ниспошли, просвещающего
души наши.
> Не оставив недр Отца, Сладчайший Иисусе,
> и с земными пожив, как человек,
> в сей день с горы Элеонской вознесся
Ты во славе,
> и падшую природу нашу из сострадания
возвысив,
> посадил рядом с Отцом.
> Потому небесные полки бесплотных,
> поражаясь чуду, изумлялись в страхе,
> и, охваченные трепетом, / Твое человеколюбие
величали.
> С ними и мы, земные, / прославляя
Твое сошествие к нам
> и вознесение от нас на небо, молим,
возглашая:
> "Учеников и родившую Тебя Богородицу
> бесконечной радости исполнивший при
Своем вознесении,
> удостой и нас радости избранных Твоих
по их молитвам,
> ради великой Твоей милости!"
*
>
Когда пришел Ты, Христе, на гору Элеонскую,
> чтобы завершить благую волю Отца,
> ужаснулись Ангелы небесные,
> и устрашились те, кто в преисподней.
> Ученики же предстали с радостным трепетом,
> когда Ты с ними беседовал;
> но как престол уже напротив было готово
/ ожидающее Тебя облако;
> а небо, раскрыв врата, красоту свою
являло,
> и земля открывает сокровенное,
> дабы известным стало схождение в нее
Адама / и восхождение вновь;
> но вот, стопы Твои стали возвышаться
над землею,
> как по мановению руки,
> а уста громко благословляли, так что
можно было слышать;
> облако поднимало Тебя, и небо приняло
внутрь.
> Это дело великое и преславное соделал
Ты, Господи,
> для спасения душ наших.
> Согласно Евангелию, Господь пришел с учениками в Вифанию
и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял
их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они же поклонились Ему и возвратились в Иерусалим
с великою радостью. И пребывали всегда в храме,
прославляя и благословляя Бога (Лк.24:50-53). Всего несколько
слов! Но попробуем раскрыть, хотя бы слабым намеком, почему
эта «великая радость» осталась с нами, живет и всё
так же, как тогда, наполняет сердце.
> Вставим эти слова в контекст всей христианской
веры – веры в то, что в Иисусе Христе явлено
мiру совершенное человечество. Явлен Человек, вся жизнь Которого
в том, чтобы до конца воплотился в Нём Бог. Явлен
Бог, ставший Человеком, и Человек, принимающий Бога как содержание
и исполнение своей жизни. И вот в конце всего,
как последняя радость, последнее исполнение – восхождение
этого Человека на небо. Не Бог уходит от Него,
нет! – Он, Человек, возносится, Он, т.е. вся Его жизнь
исполняется вечности, раскрывается как вечная, неумирающая,
вечно живая реальность. О, это вовсе не древнее дохристианское
учение о бессмертии души, о загробном мiре. Ибо возносится
не душа, а Человек, и это значит – вся
Его жизнь, весь Его мiр. И это значит также, что всё
в мiре возносимо, что настоящая судьба его и цель –
восхождение ввысь, к исполнению и торжеству вечной жизни.
> Своим учением о воскресении и вознесении христианство
радикально противопоставляет себя всем древним и в конце
концов малоутешительным верованиям о «потустороннем мiре».
Ибо если всё дело в бессмертии души, то не нужно
воскресения, оно бессмысленно; если всё дело в загробном,
или потустороннем, мiре, то не нужно вознесения, оно также
бессмысленно. Но христианство учит о воскресении –
о том, что любовь и жизнь сильнее смерти, т.е.
распада, что они восстанавливают всё распадающееся от недостатка
любви и жизни. И оно же учит о Вознесении,
т.е. о вертикальной направленности самого мiра и самой
жизни, об их исполнении в небесном, Божественном
и вечном образе.
> Восхождения в сердце своем положи...*
Пойми, что ты по самой природе своей создан для этого
восхождения, что первый и последний двигатель твоей
жизни – то небо, которое ты находишь сперва в себе
самом, в своей жажде совершенства, света, вечности. Пойми,
что на мiр можно смотреть горизонтально, и тогда, несмотря
на все теории прогресса, он бессмыслен. «И после
глупой жизни придет глупая смерть»7
– в этой одной фразе Льва Толстого больше правды, простой
человеческой правды, чем во всей риторике «прогресса» и «счастья
будущих поколений». Но если правда то, что восхождение возможно
уже теперь, что моя короткая, едва вспенившаяся,
как пузырь на воде, жизнь может стать восхождением,
если правда то, что я сейчас, здесь могу прикоснуться
к вечности своей любовью, радостью, добром, стремлением
к Истине, – тогда мiр не бессмыслен.
> И понятна тогда великая радость учеников при возвращении
с горы Вознесения, когда окончательно открылось, что небом
наполнена душа человека и вся жизнь его есть восхождение
к небесной славе.
> «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость
сотворивый учеником обетованием Святаго Духа /.../
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия
любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы»**.
Вот песнь праздника Вознесения. Ею мы призваны жить
и в ее свете совершать свое восхождение.
* Пс.83:6. В Совр. русском переводе
(РБО) стих звичит так: "Блажен, кто черпает силу в Тебе, / у
кого в сердце — путь паломника" (прим. ред. рассылки).
> 7 Ср.: «Но я знаю,
что жизнь моя для личного одинокого счастья есть величайшая глупость
и что после этой глупой жизни я непременно только глупо умру»
(Толстой Л.Н. В чем моя вера? (1884) // Полн. собр. соч.
в 91 т. Т. 23. М.: ГИХЛ, 1957. С. 402).
** Текст, скомбинированный
из тропаря и кондака Вознесения Господня. Русский перевод:
«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив
учеников ...вовсе не оставляя нас, но пребывая неразлучно
и взывая любящим Тебя: "Я — с вами и никто —
против вас!""» (прим. ред. рассылки).