> Большинство церковных людей считают,
что <ответа на молитву> и быть не может, потому
что мы грешные и недостойные, и наш удел здесь на земле —
только лишь односторонний труд покаяния и молитвы. Но это
глубоко ошибочно.
> Ответ Бога есть всегда,
только мы его не замечаем. Не замечаем, во-первых,
потому, что своим только что описанным настроением наглухо задраиваем
все двери перед Божьим действием; а, во-вторых, потому, что часто
ждём от молитвы чего-то зримого, а то и вещественного,
и на тонкости не обращаем внимания. А тут —
именно тонкости. Если христианин следит за своей жизнью, блюдёт
чистой совесть, старается жить по Евангелию, то нужно просто
обратить внимание на то, что он не один, с ним всегда —
Христос.
> Ровно об этом говорит святитель
Феофан Затворник, когда рассуждает о богообщении:
> «Неверно, если бы кто стал
думать, — пишет он, — что когда Богообщение
поставляется последнею целью человека, то человек сподобится
его после, в конце, например, всех трудов своих. Нет,
оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что,
коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается,
человек должен сознаться, что стоит вне своей цели
и своего назначения. Состояние, в котором человек сознаёт,
что Бог истинный есть его Бог, и сам он есть Божий,
то есть говорит в сердце своём Богу: Господь мой и Бог мой (Ин.20,28),
как Апостол Фома, и к себе самому: Божий есмь, Божий
есмь (Ис.44,5), — такое состояние есть единое
истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия
в нём начала истинно-нравственной и духовной жизни».
{Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М., 1895,
стр. 36.}
> Итак, молитва — это
не только произнесение молитвенных словес, и не только
наш труд, но прежде всего состояние богообщения, некое живое
предстояние перед Богом, когда человек говорит Богу: «Господи,
я здесь», — и явственно слышит ответ: «И Я здесь».
Такое состояние можно сравнить вот с чем: когда человек выздоравливает
после тяжёлой болезни, он очень остро начинает воспринимать самые
обыкновенные вещи — что он свободно дышит, беспрепятственно
двигается и т.п. И это восприятие доставляет ему великую
радость. Подобно тому и предстояние перед Богом. В нём вроде бы
нет ничего особенного, но если только обратить внимание, то мы
увидим, что оно выражается состоянием особенного, тихого мира,
радости, ровности; а по отношению к другим —
какой-то тонкой Христовой деликатностью. И, конечно же, это состояние
благодатное, это вовсе не просто человеческие эмоции, потому
что за всем этим явственно чувствуется присутствие любящего Бога,
Подателя всякого блага.
> Несомненно, обо всём этом
знал владыка Антоний. То, что это так, ясно свидетельствует
всем известный случай, когда он посоветовал непрестанно молящейся
Иисусовой молитвой старушке остановить поток слов и просто
посидеть молча. Старушка ощутила присутствие Божие —
и это-то и есть суть молитвы, и именно к такой
молитве и призывает нас Апостол, говоря: непрестанно
молитесь (1Сол.5,17).