вып. #3277 *Можно ли пренебречь Вознесением? (1)* / 23/V/15 (сб)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
23-May-2015 12:48
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
> ИИСУС, НЕБЕСА И
НОВОЕ ТВОРЕНИЕ
> 1. Вознесение
> В Новом Завете вера в то, что Иисус из Назарета
был воздвигнут из мертвых, тесно связана с верой в то,
что Он был взят на небеса, где, по словам псалма, воссел
одесную Бога.1
Только Лука прямо описывает нам последнее событие (хотя он, как бы
восполняя молчание своих коллег, рассказывает о нём дважды:
в конце своего евангелия и в начале Деяний святых
Апостолов). Но мы можем с уверенностью сказать, что
все первые христиане в той или иной мере верили в Вознесение.
> Более того, нельзя смешивать между собой Воскресение
и Вознесение (хотя многие люди нам это предлагают).
«Иисус был воздвигнут из мертвых» и «Иисус был вознесен
на небеса» — это никоим образом не два
разных описания одного и того же события. Самый первый автор
Нового Завета*,
Павел, их четко разделяет.2
Подобным образом Иоанн (хотя принято думать обратное) видит тут
два разных события; загадочные во многих других
отношениях слова из Евангелия от Иоанна «Не прикасайся
ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу» (20:17) ясно
это утверждают. Воскресение и Вознесение, как их понимали
первые поколения христиан, выполняют различные (хотя, разумеется,
тесно связанные) роли.
> Как показали некоторые исследования последних
лет, вера в Вознесение не была каким-то причудливым
дополнительным элементом христианства, как некогда думали, но центральным
и существенным моментом веры, так что отказ от признания
события Вознесения тотчас же влечет за собой явные искажения
во многих других областях. В своей работе «Вознесение
и Церковь» (Ascension and Ecclesia) мудрый Дуглас Фарроу,
профессор Мак-Гиллского университета, рассматривает все возможные
мнения христиан по этому поводу и убедительно показывает
одну закономерность: там, где о Вознесении забывали или его
неправильно понимали, сразу же появлялась путаница в умах
и в поведении, порой приводящая к дурным последствиям.3
В наши дни вопрос Вознесения напоминает другую проблему <...>:
второе пришествие. Здесь плоский буквализм наталкивается на современный
скептицизм, причем оба эти явления взаимно порождают друг друга.
Одни говорят, что Иисус в буквальном смысле улетел вверх
(хотя те же самые люди утверждают, что Он уже не живет
где-то в космосе; к тому же движение вверх для обитателя
другой стороны земного шара будет движением вниз). Как думают
многие другие — и осмелюсь сказать, что именно
такому богословию учили большинство моих читателей, —
«исчезновение» Иисуса просто означает, что после своей смерти
Он как бы духовно присутствует везде, особенно среди Его
последователей. Нередко это сочетается с метафорическим
пониманием Воскресения, то есть с отрицанием телесной
природы этого события: Иисус просто «отправился на небо после
смерти», и именно потому стал особенно близок любому человеку,
где бы тот ни находился. Если следовать этому направлению
мысли, надлежит думать, что Иисус исчез, не оставив после
себя ничего, за исключением своего «духовного присутствия».
А в таком случае все слова о Его «втором пришествии»
также становятся просто метафорой его присутствия, которое
в конце концов наполнит весь мир.
>1
Пс 109:1, любимый текст первых христиан: см. Мф 22:44 и пар.;
Мк 16:19 (разумеется, в так называемом пространном окончании);
Деян 2:34 слл; Еф 1:20, Кол 3:1, Евр 1:13;
10:12, 1Петр 3:22, Откр 3:21; ср. также Лк 19:27,
1Кор 15:25.
>*
В свете современных научных данных самая ранняя книга Нового
Завета — Первое послание к фессалоникийцам, написанное
апостолом Павлом в 50 или 51 году. — Прим.
ред. <русского перевода?>.
>3
Douglas Farrow, Ascension and Ecclesia: On the Significance
of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology
and Christian Cosmology (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1999). См. также
G. S. Dawson, Jesus Ascended: The Meaning of Christ's
Continuing Incarnation (London: T.&T. Clark International, 2004).
[ Том
Райт (перевод: М. Завалов).
Из книги: "Главная тайна Библии.
Смерть и жизнь после смерти в христианстве"
(Название оригинала: "Surprised by Норе"; из гл.
7.1) ]