[pc] Как воспитывать вундеркинда
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21910588.png)
Как воспитывать вундеркинда
Раннее развитие, необычные способности и таланты - по каким признакам
узнать действительно одаренного ребенка и как себя вести, если вы его
родитель
Пришло на почту письмо: <<Расскажите о воспитании одаренных детей. А то
из ваших материалов, простите, но складывается такое впечатление, что
всяких там
слабоумных и с отклонениями вы нежно любите, а про одаренных детей если
и пишете, то только про то, как это опасно и как родители делают все
неправильно.
Почему вы их не любите? И напишите же, наконец, как правильно, чтоб мы
Получив это письмо (видимо, от родителя одаренного ребенка?), я сначала,
конечно, посмеялась. Потом пожалуй что разозлилась. Потому что в
очередной раз
убедилась в том, что идея <<правильного>> воспитания крепко засела в
современных родительских мозгах. Может быть, они думают, что и для
взрослого человека,
и для любого общества есть единственный <<правильный>> способ
существования и функционирования? И к нему-то как раз и должно
подготовить <<правильное>> воспитание?
Потом я перестала и смеяться, и злиться и решила написать про
вундеркиндов. Тем более что я их достаточно много видела.
Итак.
Во-первых, вундеркиндов, то есть детей, которые могут, знают, умеют то,
что еще не умеют их сверстники, можно искусственно выращивать из детей
самых обычных.
Для этого есть методики и масса экспериментальных данных. Один из самых
известных русско-советских экспериментов - семья Никитиных.
Благодаря продуманному методическому комплексу, изобретенному
Никитиным-отцом, и поддержке его жены, все семеро совершенно обычных
детей этой пары довольно
долго развивались весьма ускоренно. Очень рано начали читать, писать,
брать интегралы, подтягиваться на турнике и пр. В результате получилось
семеро нормальных,
ничем не выдающихся взрослых людей с весьма специфическим детством.
Хорошо это или плохо? Да никак! Если родителю хочется развлекаться с
подобными методиками,
он, разумеется, имеет на это право. Почему нет? Надо просто понимать,
что конкретно мы делаем. Проезжаем часть детства, очень быстро крутя
педали. Потом,
разумеется, оказываемся все в том же, запланированном природой месте -- в
итоге получается обычный взрослый человек. Никаких одаренных детей в
этом случае
на сцене не присутствует. Есть энергичный или педагогически одаренный
(как в случае с Никитиным) родитель.
Во-вторых, нам может достаться ребенок с ускоренным от природы
развитием. Так случается. Этого ребенка не нужно учить читать по
методикам -- он сам в четыре
года научится. И знания будет сам запрашивать, и всякие учебные навыки
обретать скорее, чем его сверстники. Но одеваться, вероятнее всего,
научится тогда
же, когда и все, и кровать за собой убирать -- тоже. Такому ребенку нужно
дополнительное внимание. Интеллектуальное развитие не педалировать (он
сам возьмет),
а вот что у него с физическим, социальным и, особенно, эмоциональным
развитием -- смотреть внимательно и при необходимости корректировать.
Учить общаться
со сверстниками, учить понимать свои и чужие чувства.
И наконец, в-третьих, настоящий вундеркинд -- ребенок, который
развивается не ускоренно, а по-другому, и это <<по-другому>> никак не
назовешь нарушением.
Оставим в стороне всем известные <<специальные ранние детские
одаренности>> -- художественную и музыкальную. Я о них когда-то писала, да
и с ними, в общем-то,
все ясно -- их ни с чем не перепутаешь. А если не они?
Когда-то знакомая учительница начальных классов принесла мне работу
своего ученика, мальчика-второклассника. Она задала им написать два
завершающих тему
абзаца текста на тему сказок Пушкина. Дословно я, конечно, не помню, но
суть работы была такая: когда я читаю сказки Пушкина, мне страшно.
Потому что я
вижу, понимаю: он всегда знал, что его убьют, и именно -- застрелят. Тюк
-- и все. Он, как и всякий писатель, видел себя в своих героях. Часть от
него --
в каждом. У него высокая самооценка: <<и назовет меня всяк сущий в ней
страшно. Царя
Дадона до смерти клюнул петух. Попа -- до смерти щелкнул Балда. Мы не
проходили <<Руслана и Людмилу>>, но я ее читал и видел портрет Натальи
Гончаровой и
хотел бы знать -- с кем из героев Пушкин ассоциировал себя? Не с
Черномором ли?>>
Понятно, что способность к подобным умозаключениям невозможно развить
никакой методикой, и понятно, что они естественны и уместны скорее не в
проверочной
работе второклассника, а в публичной лекции Дмитрия Быкова.
-- И что мне с ним делать? -- спросила меня моя знакомая (обычный класс,
обычная школа). -- Он всегда так пишет, а главное -- так думает. Я
говорила с матерью,
там обычная семья, мать -- продавщица, отец -- столяр, двое детей, и они
необычности сына просто не замечают. Она -- за пределами их восприятия.
Говорят:
<<Придумывает он что-то такое чуть ли не с самого начала, и читать любит,
это да, мы ему книжки всегда покупали. Это ведь не вредно? А вот поесть
его не
дозовешься, двадцать раз скажешь. Вы думаете, нам к врачу надо?>>
Еще случай -- девочка 11 лет. Пишет невероятно взрослые стихи. К тому же
обладает встречающейся, но достаточно редкой способностью рифмовать все
подряд,
чуть ли не говорить стихами. Умеет это с трех лет. Влюбилась в друга
отца. Написала обращение к нему на трех страницах, рифмованное, помню
несколько строчек:
<<Моя дрожащая рука в твоей руке дрожать устала, но я сперва не понимала,
чего и как мне было мало, и начала издалека: мне кажется, что немая и
кто-то мимо
пробегая, то ли в насмешку, то ль играя, мой голос спрятал, отобрал, и я
осталась безъязыкой, и моего не слышат крика...>>
Девочку привели ко мне встревоженные образованные родители: мы знаем,
такое бывает, они, вундеркинды, пишут такие стихи, а потом подростками
кончают жизнь
самоубийством...
Я их успокоила:
-- Они кончают жизнь самоубийством не потому, что пишут такие стихи, а
потому что с детства им внушают их особенность, а потом эта особенность
-- темповое
ускорение развития -- заканчивается, и вот этого <<я как все>> они
перенести уже не могут. А у вас сочетанный вариант --
любовно-меланхолические стихи она
пишет как в 15-17 (темповое ускорение), а вот способность рифмовать
жизнь -- это дар, он ей дан и никуда не денется, если его поддерживать.
Они мне:
-- А вы можете ей самой все это объяснить?
-- Могу. С таким-то ускоренным развитием она меня, скорее всего, поймет.
Поняла, конечно. И мне довелось наблюдать дальнейшее развитие этой
девочки (в отличие от мальчика-второклассника, дальнейшая судьба
которого мне неизвестна):
она сейчас старший подросток, была готом, потом от этого отошла, стихи
пишет, как и ожидалось, самые для ее возраста обычные, а сохранившейся и
еще развившейся
способностью рифмовать научилась зарабатывать в интернете -- ей присылают
вводные (к празднику, к юбилею, девушке, парню, жене и т. д.), а она им
за час
пишет рифмованную страничку. Деньги пока небольшие, но все равно
приятно. Очень спокойная, уверенная в себе девушка. Хочет стать кинологом.
Но что же,
действительно, делать родителю, если ему вдруг достался настоящий
вундеркинд?
Мое собственное мнение, разумеется, нисколько не претендующее на статус
абсолютной истины: к такому дару нужно относиться как к беременности на
ранних
сроках. Не болезнь, но особое состояние и потенциальная возможность.
Может закончиться ничем (выкидыши на ранних сроках -- самое обычное дело,
так природа
избавляется от неспособных к развитию зародышей). А может и получиться
что-то. И то, и другое -- нормальный исход событий. Помните, у беременных
бывают
странные вкусы и желания? Вот и у вундеркиндов -- тоже. И их надо
удовлетворять. Просит знаний? Дайте. Просит оставить в покое? По
возможности оставьте.
Хочет научиться чему-то необычному? Если это не опасно для жизни,
создайте условия. И наблюдайте, любите, разговаривайте, будьте где-то
рядом. Но это,
последнее, всем нужно, не только вундеркиндам.
Катерина Мурашова
http://subscribe.ru/digest/woman/psychology/n69068652.html