[pc] Дмитрий Буянов - Главная опасность XXI века, о которой Вам не расскажут политики - ИА REGNUM
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/23248260.png)
Есть о чём подумать:
<https://regnum.ru/pictures/2251211/9.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/11.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/10.html>Эрих Фромм в кабинете
<https://regnum.ru/pictures/2251211/10.html>
18 марта 2017 <https://regnum.ru/news/2017-03-18.html>, 00:05 -- REGNUM
и Вы получите похожий, набивший оскомину список. Исламизм, война на Украине,
мировой экономический коллапс, разрушение социальной сферы (образования,
медицины, пенсионной защищённости)... Может быть, сюда прибавят ещё
какую-нибудь <<экологию>> или <<права меньшинств>>, -- но и ими больше
никого не удивишь. Эти темы без умолку обсуждаются СМИ, касательно их
соревнуются политики, они регулярно становятся предметом разговора на кухнях
и в столовых.
класс проблем, имеющих гораздо большее влияние на нашу повседневную жизнь.
Более того -- по некотором размышлении, оказывающихся основанием для всех
этих мировых бед. В общем, их можно назвать <<психологическими>> проблемами.
возникла целая индустрия всех этих <<психотренеров>>, <<психологов>>, сект и
шарлатанов, обещающих решить все наши внутренние проблемы, сделать нас
свободнее и успешнее, помочь нам достичь в жизни успеха. В неприлично
большом количестве анкет в соцсетях в графе <<интересы>> значится
<<психология>>, а целью жизни является <<самосовершенствование>>.
гражданской войной или коррумпированным чиновником. Нас не смущает
необходимость произвести ряд действий, нажать на несколько кнопок и дернуть
за рычаг. Но проблемы психологии требуют несколько большего, чем эти самые
внешние действия. Для их решения нужно измениться внутренне, расширить
взгляд на вещи, поменять свою позицию, проявить решительность и силу воли,
найти какой-то смысл в своей жизни и собственных действиях... А это всё уже
для нас покрыто тайной.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/24.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/26.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/25.html>Фромм, не принимающий Сталина,
тем не менее выступил против Никиты Хрущева, обвинив его в
<<гуляш-коммунизма>> -- превращении СССР в общество портебления
<https://regnum.ru/pictures/2251211/25.html>
передовой метод <<пик-апа>>? Нужно нацепить на себя несколько <<шмоток>>,
после чего -- воспроизводить некую заданную последовательность действий
перед всеми встречными девушками, пока в голове у очередной
представительницы женского пола что-то не <<щёлкнет>>, и она не <<западёт>>
на Ваше щегольство. После чего её нужно затащить в постель и... Выбросить,
перескочив на следующую <<жертву>>. А что ещё, собственно, прикажете с ней
делать?
Тогда утверждалось, что половое влечение -- это дело <<плёвое>>, как голод
или жажда. И его нужно удовлетворять с такой же лёгкостью, чтобы оно не
мешало жить. При всей далеко идущей аморальности такого подхода, тут жизнь
хотя бы не сводится к этому самому удовлетворению <<базовых>> потребностей.
<<Пик-ап>> -- гораздо хуже: всё взаимодействие с человеком там заключается в
обмене <<заготовленными действиями. Стандартными манипуляциями мы приводим
некий физический объект (женщину) в нужное нам состояние, запускаем
необходимую нам последовательность действий (с её стороны).
Это -- сухое взаимодействие двух автоматов, двух машин. Ваш пресловутый
<<богатый внутренний мир>> никому здесь не нужен. Правда, вот, после
получения желаемого результата, становится не ясно, что дальше делать с этой
девушкой-<<автоматом>>. В принципе, отношения развиваются за счёт познания
этих самых <<внутренних миров>> друг в друге -- но тут-то выбор идёт не по
критерию глубины человека, его интересам и так далее.
семьи) некоей общей схемы. То же самое справедливо и для любой другой сферы:
дружбы, работы, отдыха... Главное -- что ровно с тем же результатом: скукой,
исчерпанностью, крахом.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/18.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/20.html>
идеологов борьбы с обществом потрбеления
<https://regnum.ru/pictures/2251211/19.html>
совершенствования технологий и машин, если пользующийся ими человек: а) не
может с их помощью достичь счастья; б) всё меньше и меньше задействует свою
<<человечность>>. А далее: если технологии достигнут такого уровня, что
каждый сможет у себя на кухне построить атомный реактор или вывести новую
бактерию, -- почему это не станет поводом уничтожить человечество? Если
радости они всё равно принесут не много, а вот преступники, сумасшедшие и
просто заскучавшие эгоисты смогут их использовать как вздумается?
что в первую очередь -- это вопрос к элитам, к власть имущим. Если у них в
руках окажется средство (а сначала оно окажется именно у них), которым они
смогут так или иначе подчинить себе остальное человечество, а то и просто
уничтожить <<лишнюю>> его часть -- почему они не должны этим
воспользоваться?
посвятили себя формулированию и разрешению подобных проблем. Они имеют
полное право удивляться тому, что эти темы не стали столь же обсуждаемы, как
и опасность какого-нибудь исламизма: описания современного общества,
даваемые профессиональными психологами, -- порой страшнее угроз халифата.
При том, что <<Гитлеры приходят и уходят>>, а психологические проблемы
остаются.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/25.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/27.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/26.html>Эрих Фромм
<https://regnum.ru/pictures/2251211/26.html>
поводу, был Эрих Фромм. Его книги, пожалуй, пользуются наибольшей
популярностью у людей, интересующихся психологией (так же, как у людей,
ничего не читавших, популярен Зигмунд Фрейд). Попробуем передать масштаб тех
угроз человечеству, которые описаны у Фромма.
тотального обрушения надежд, настигшего человечество уже на рубеже XIX--XX
веков. По его словам, капиталистическим обществом изначально двигала
фанатичная вера в безграничность прогресса. Люди думали, что с каждым годом
будет расти их господство над природой, личные свободы, материальное
изобилие станет доступным для все большего и большего количества людей.
Техника делала их всемогущими, наука -- всезнающими, успехи в производстве
обещали невиданный уровень потребления.
капиталистическое общество пошло не по тому пути, какого хотелось
подавляющей части населения. Человек освободился из-под гнета феодализма,
когда вся его жизнь была задана с самого рождения. Он вступил на
<<свободный>> рынок, мог делать то, что хотел, улучшать свой жизненный
уровень за счет собственных усилий и предприимчивости... Однако вскоре
оказалось, что в обществе происходит жесточайшее расслоение: богатые
богатеют, бедные -- беднеют. А <<средний класс>> (который либералы до сих
пор считают залогом стабильности государства) стремительно разрывается между
этими двумя полюсами. Причем большая его часть попадает в ловушку нищеты.
Людям, оказавшимся на <<дне жизни>>, дорога <<наверх>> закрыта. Рабочий,
трудящийся на заводе по 16 часов, с самых малых лет, не способный
(физически) получить образование и погружающийся в кредиты, которые не может
выплатить -- это не то же самое, что сын успешного капиталиста, с самого
начала имеющий доступ ко всем благам цивилизации.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/16.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/18.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/17.html>Дети-рабочие на мануфактуре в
США. XIX век <https://regnum.ru/pictures/2251211/17.html>
требований, морали и нравственности. Если западное общество начиналось с
<<Теории нравственных чувств>> Адама Смита или <<Протестантской этики>>
Макса Вебера, то теперь оно стало инструментом огромной экономической
системы, рассматривающей человека не как цель, а как средство для
собственного расширения. Капиталист гонится за прибылью, а не за народным
счастьем. И он не остановится ни перед какими гнусностями, чтобы заполучить
побольше денег: ложью, развратом, убийством, порабощением, разжиганием
войны. Александр Блок писал по этому поводу:
<https://regnum.ru/pictures/2251211/7.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/9.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/8.html>Фромм стал одним из идеологов
денацификации. Феномен фашизма описан им в книге <<Бегство от свободы>>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/8.html>
широкий отклик в среде бюргерства -- этих самых немецких <<средних
классов>>). Происходило <<бегство от свободы>>: люди предпочитали диктатуру,
придающую их жизни какую-то стабильность, постоянной угрозе
<<соскальзывания>> на социальные низы при капитализме. Нацизм же был на руку
и элите: он возводил между разными слоями населения непреодолимые
перегородки и возвращал, таким образом, феодализм -- с его потомственными
господами и холопами. В этой системе <<недочеловеки>>, <<унтерменши>>
получали утраченную <<стабильность>>, а сверхлюди -- упрочняли свое
господство. Фромм говорит, что капитализм дал людям <<свободу от>> --
разрушение оков феодализма. Но не дал им <<свободы для>> -- возможности
достижения высоких, творческих целей.
сначала -- заставить капиталистов отказаться от безграничной эксплуатации
рабочих, а затем -- чтобы победить черную фашистскую чуму. Капитализм начал
приобретать <<человеческое лицо>>, простым людям стали давать доступ к
каким-то благам, но...
счастья или даже получения максимума удовольствия (!). Люди были спасены от
открытой диктатуры фашизма, но настоящей свободы так и не получили: они
стали <<винтиками бюрократической машины>>. Их чувствами, мыслями и вкусами
стали манипулировать хозяева СМИ -- правительство и индустрия. Технический
прогресс начал играть против них: он создал опасность ядерной войны,
придумал новые методы манипуляций общественным сознанием. А пропасть между
богатыми и бедными все также продолжила расти. Добавьте сюда ещё растущий
индивидуализм и оторванность человека от человека.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/17.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/19.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/18.html>Фотография из журнала Life
времен великой депрессии в США. <<Высочайшие стандарты жизни>>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/18.html>
утопить душевную боль в постоянном потреблении и стать конформистом, стереть
свою личность и поддаться <<стадному инстинкту>>.
удовольствиям, отвлекающим внимание от насущных проблем -- то есть что-то
вроде наркотиков или алкоголя, только более приемлемое обществом. За ним
стоит целый взгляд на мир, отношение к жизни, распространяющееся на сферы,
лежащие очень далеко за пределами <<шоппинга>> или гастрономии.
(то есть погоня за деньгами, властью, статусом и некоей <<экономической>>
эффективностью), вместе со стремлением потреблять и обладать -- заставляют
человека рассматривать все на свете как вещь, которой можно владеть. Фромм
пишет:
большие массы и слаженно трудятся сообща; которые хотят потреблять все
больше и больше; чьи вкусы стандартизированы, легко могут быть направляемы
извне и предвосхищены>>
любовного партнера становится чем-то средним между покупкой костюма и поиска
объекта для удачных инвестиций. Женщина рассматривается как некий предмет
роскоши, повышающий социальный статус мужчины; в ней ищутся качества,
признаваемые обществом, она оценивается с точки зрения её <<успешности>>
(критерии которой также задаются капиталистическим рынком). То же самое
происходит и в отношении мужского пола. В итоге взаимоотношения двух людей
превращаются в некие торги, обмен <<личных пакетов>>.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/31.html>
сексуальную революцию как восстание против властной диктатуры, но видел ее
тупиковость в рамках капитализма
<https://regnum.ru/pictures/2251211/32.html>
функционирующей слаженности. Это описание не слишком отличается от идеи
функционирующего служащего: он должен быть <<разумно независим>>, готов к
совместной работе, терпим и в то же время честолюбив и агрессивен... Весь
набор этих видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух людей,
остающихся чужими друг другу на протяжении всей жизни, никогда не
достигающих <<глубинной связи>>, но любезных друг с другом и старающихся
сделать друг для друга жизнь как можно приятнее>>
порнография, то художники, рисующие рафаэлевских Мадонн, оказываются <<за
бортом>>: они попросту не нужны, у них не будет ни денег, ни славы, ни
признания. Они становятся маргиналами, и даже не могут рассчитывать на
дружбу или интерес противоположного пола.
базируется в основном на внешних, признаваемых рынком атрибутах: пиджак,
часы, автомобиль, квартира или целый дом. Максимум <<личностного>>, на
который он может рассчитывать -- это <<коммуникабельность>>,
<<агрессивность>> и <<толерантность>>.
мужья. То же происходит и с малолетними детьми. Неудивительно, что в
настоящее время растут настроения <<чайлд-фри>> -- отказа от детей: они
становятся экономически не выгодными, а заниматься самоутверждением женщина
может уже и не через них.
воспринимаются как собственность, составляющая твой <<статус>>. Люди не ищут
истины, они пытаются отстоять свою точку зрения и утвердиться за счет
противоположной стороны. Лишиться правоты своего мнения -- значило бы
потерять часть своей собственности.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/12.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/14.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/13.html>Одним из ориентиров Фромма был
Майстер Экхарт -- средневековый немецкий теолог, один из влиятельнейших
христианских мистиков <https://regnum.ru/pictures/2251211/13.html>
нему только как к волшебному помощнику, перекладывает на него решение
возникающих в жизни проблем. Когда же такая необходимость отпадает -- он,
как маленький ребенок, забывает про отца и снова увлекается игрой.
Неудивительно поэтому, что жизнь оказывается четко отделена от любых
религиозных ценностей. Человек гонится за материальными благами и успехом,
вера нужна ему только как психологический прием, призывающий удачу и
позволяющий лучше справляться с трудностями конкурентной борьбы.
прочитать всю русскую классику, но если мы рассматриваем ее как объект для
обладания, как атрибут, подчёркивающий наш статус -- она ничего нам не даст.
Мы останемся глухи к ее идеям и призывам, не поймем ее содержания. В нашей
памяти останется текст, но не его смысл.
современных демократических выборах мы голосуем не за программу действий и
даже не за реального человека, а за фотогеничную внешность, поставленную
дикцию и количество денег, вложенных в предвыборную кампанию. Формальный
статус, место во власти начинает значить для нас больше, чем реальная
компетентность, ум, решительность.
человека его вещи, его внешние атрибуты -- и он останется гол и наг. Его
самооценка слишком зависит от веяний рынка. Как царь Мидас, превращая все
окружающее в бездушные вещи, человек оказывается абсолютно одинок. Он теряет
и свою личность, и ощущение близости с окружающими людьми.
еще может пережить, то отсутствие любви для него нестерпимо. История знает
множество форм преодоления разрыва между людьми, к которым так или иначе
прибегают и поныне -- к сожалению, форм не самых эффективных.
оргий и применения специальных <<веществ>>. При нем вешний мир исчезает, а
вместе с ним уходит и чувство отдельности от него. Если в состояние транса
входит сразу группа людей, то сюда добавляет переживание некоего слияния с
группой. В современном мире это можно видеть в компаниях, собирающихся
<<выпить пива>>: алкоголь развязывает язык, ослабляет барьеры между людьми
-- и создает кратковременное ощущение близости, откровенности. То же самое
практиковали хиппи, входя в более тяжелый -- наркотический -- транс.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/30.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/32.html>
<<Вудсток>>. Фромм не идеализировал рок-движение или хиппи, но видел в них
бунт молодежи против бессмысленности капиталистической жизни
<https://regnum.ru/pictures/2251211/31.html>
контактом. На этом в наше время строится <<влюбленность>>. Молодой человек и
девушка знакомятся, может быть -- высказывают друг другу какие-то свои
переживания, <<спят>> вместе. Они чувствуют, что барьер между ними рушится
-- и думают, что это любовь. Однако первоначальное чувство новизны проходит,
а ее место не занимают более глубокие отношения. Пара расходится и начинает
искать новых контактов, желая повторения этого первоначального чувства
близости.
чтобы победить одиночество. Самым популярным средством почувствовать
единство с другими людьми является конформизм, <<стадное чувство>>, когда
человек стремится быть таким, как все. Он приспосабливается к группе, ее
привычкам, обычаям, практикам и верованиям.
кажется, что он следует своим собственным идеям, склонностям, размышлениям.
Просто так каждый раз получается, что они совпадают со стандартными для
окружающего общества. Более того, согласие окружающих служит даже
подтверждением <<правильности>>, <<истинности>> его идей. Ощущение
индивидуальности же сохраняется за счет незначительных отличий: узоров на
кофточке, значков, <<креативных>> вывесок на двери офиса...
<https://regnum.ru/pictures/2251211/2.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/1.html>
рабочих или бюрократической армии клерков и управляющих. У него мало
инициативы, его задачи предписаны организацией данной работы, и существует
мало различия даже между теми, кто на верху лестницы, и теми, кто внизу. Все
они выполняют задачи, предписанные структурой организации, с предписанной
скоростью и в предписанной манере. Даже их чувства предписаны: бодрость,
терпимость, надежность, чувство собственного достоинства и способность без
трений вступать в контакт с другими людьми. Развлечения тоже сходным образом
заданы, хотя и не так жестко. Книги выбираются книжными клубами, фильмы и
зрелища -- хозяевами театров и кинотеатров, которые оплачивают рекламу.
Отдых тоже унифицирован: в воскресенье автомобильная прогулка, сбор у
телевизора, партия в карты, дружеская вечеринка>>
понимать <<тождество>>, а не <<единство>>. Личности и связанные с ними
различия уничтожаются, начинают стираться даже половые особенности. Женщина
становится равной потому, что больше не отличается от мужчины. Так
уничтожается все притяжение, возникающее при встрече разных людей,
стремящихся постигнуть эти <<различия>> друг в друге.
одиночества. Человеку приходится прибегать к <<вспомогательным>> средствам,
-- самое популярное из которых Фромм называет <<садомазохизмом>>. Конечно,
имеется ввиду нечто более фундаментальное, чем веревки и плети.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/23.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/25.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/24.html>Жак де Л'Анге. Похоть. 1650
<https://regnum.ru/pictures/2251211/24.html>
себя в часть другого человека. Ему передается руководство, принятие решений,
риски, защита. Сила и уверенность <<господина>> при этом преувеличивается,
возводится в абсолют. Садизм -- другая сторона <<симбиотического единства>>.
Здесь человек избегает единства, включая в себя другого человека. Он как бы
вбирает в себя силы того, кто отдал себя в подчинение.
пустоту. На практике один и тот же индивид может легко переходить от
мазохизма к садизму -- конкретная форма не так принципиальна, она целиком
зависит от обстоятельств.
одновременно и банален, и сложен: перейти к такому способу жизни и такой
системе оценок, когда человек определяется не тем, что он имеется, а своими
человеческими качествами, умениями, способностями. Нужно сделать ставку не
на рост мира вещей, а на внутреннее развитие человека: его ума, чуткости,
вкуса, нравственности.
Коммунистический философ утверждает, что капитализм отнимает у человека
собственно человечность. Главным же в ней является даже не умение
воспринимать искусство, культуру и не глубина <<внутреннего мира>>. А
самостоятельность (она же -- свобода воли) и способность творить.
не потребности развития человека, а требованиям экономической системы.
Принцип <<человек человеку волк>>, не дающий людям объединить усилия и
работать на благо друг друга. Иллюзия, что счастье приносит потребление и
обладание, а не раскрытие творческих способностей и созидание на пользу
общества.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/10.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/12.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/11.html>Психология Фромма во многом
базируется на понятии отчуждения, введенном Карлом Марксом
<https://regnum.ru/pictures/2251211/11.html>
совершение каких-то реальных действий -- они могут быть следствием
принуждения со стороны экономической системы или чувства одиночества. Быть
активным -- значит следовать своим склонностям, принимать на себя
ответственность, идти на риск, не боятся выступить против большинства. Это
значит использовать не внешние инструменты, а присущие тебе самому силы
(конечно, в первую очередь -- творческие).
брать и начинает давать. Опять же, <<давать>> -- не значит отрывать от себя
часть своего имущества. Фромм говорит о <<продуктивной установке>>. Человек
передает другому то, что в нем живо -- свою радость, интерес, понимание,
знание, юмор. Он применяет свои силы, чтобы творить, создавать новое на
благо окружающих. Поскольку речь идет не об имуществе, а о внутренних силах
-- то от акта <<передачи>> они не уменьшаются, а наоборот -- увеличиваются,
усиливаются, крепнут. Как мускулы при здоровом напряжении.
обогащающее и дающего, и берущего, доставляющее им радость и истинное
счастье. Так и истинная любовь -- не тратится, а порождает новую любовь в
других людях.
-- то есть заинтересованность в жизни и развитии другого человека. Она
требует ответственности и за всех ближних, и за самого себя -- не в смысле
вынужденных обязательств, а как добровольную готовность решать и брать риск
за принятое решение. Забота предполагает также уважение: другой человек
должен развиваться не так, как хотим мы, не в соответствии с нашими
интересами. А в согласии с его уникальной индивидуальностью, его желаниями и
решениями.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/11.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/13.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/12.html>Генрих Семирадский. Христос и
грешница. 1873. Фромм находил в христианстве ту же гуманистическую идею, что
и в социализме <https://regnum.ru/pictures/2251211/12.html>
познать, раскрыть его внутренний мир, его склонности, его переживания. Здесь
важно преодолеть собственные иллюзии. Часто бывает, что мы хотим
использовать человека, изменить его <<под себя>>, под свои нужды. Это --
путь к садизму, а не к любви, и он -- тупиковый.
отношением к определенному человеку, а установкой, ориентацией характера.
Или же -- <<искусством>>, применимым одновременно и к братьям, и к детям, и
к любовнику, и к Богу, и к самому себе. Психолог заявляет даже, что <<если
человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным
ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или
преувеличенный эгоизм>>.
сказал, что человек -- это хорошо, что в нем заложены какие-то стремления к
созиданию, творчеству, любви. А не желание уничтожать и доминировать?
посвященное истокам деструктивности в природе человека. Он приходит к
выводам, что, с одной стороны, удовольствие от разрушения и подавления
отсутствует у зверей и даже у примитивных народов: ими движет голая
необходимость, стремление выжить. Оказывается, что даже на опасность живые
существа реагируют скорее страхом и бегством, чем агрессией. Только с
развитием культуры и усложнением психики человек получает <<способность>>
находить удовлетворение в разрушении и подавлении. Иными словами, Фромм
утверждает, что это -- не врожденное стремление, а эффект неправильного
устройства общества.
самопожертвования, принесения материальных интересов в жертву стремлению к
поиску, к новизне. Не лишним здесь будет вспомнить, что сам Чарльз Дарвин
пришел к выводу, что природа в своем развитии приходит не к конкуренции, а к
взаимопомощи. И те общества, в которых любовь и кооперация более развита --
побеждают в итоге те, где царствует конкуренция и эгоизм.
<https://regnum.ru/pictures/2251211/26.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/28.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/27.html>Фромм опирался на исследования
Маргарет Мид и других антропологов, изучавших примитивные племена, чтобы
доказать отсутствие у человека врожденной деструктивности
<https://regnum.ru/pictures/2251211/27.html>
праву сильного -- это вопрос веры. Наука не может бесспорно доказать, что
человек по природе своей склонен к доброте, а все зло в нем -- это нечто
наносное, порожденное несовершенством общественного устройства. Более того:
мир, который мы имеем, -- не совершенен. Люди в нем злы, слепы, готовы на
невероятные подлости. И есть все основания считать, что эта ситуация быстро
не переменится.
человека стать лучше, в силу любви, добра и равенства. А такая вера -- вещь
не бесплатная:
даже муки и разочарование. Кто дорожит безопасностью и спокойствием, как
первостепенными условиями жизни, тот не может верить>>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/3.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/5.html>
<https://regnum.ru/pictures/2251211/4.html>
имеет и рациональные основания:
человечество потому, и только в той степени, насколько мы сами испытали рост
наших собственных возможностей, действенность этого роста в самих себе,
могущество нашей собственной силы разума и любви. Основа рациональной веры
-- созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого
следует, что вера в силу (в смысле господства) и использование силы являются
оборотной стороной веры. Вера в существующую силу тождественна неверию в
развитие еще не успевших реализоваться возможностей>>
сна, слепоты. Путь этот требует от каждого самому обрести те качества,
которые он хочет видеть в других. Он требует героизма и самопожертвования.
Но, как говорит Фромм, не стоит воспринимать его как каторгу. Творчество и
любовь изгоняют из жизни смертную скуку, преодоление трудностей дарует
радость, ощущение единения с ближними -- счастье. В конце концов, кто не
рискует -- тот не пьет шампанского
--
Иван
Здравствуйте, дорогие друзья!
Да уж, есть над чем задуматься...
Цитата.
<<Пик-ап>> -- гораздо хуже: всё взаимодействие с человеком там заключается в
обмене <<заготовленными действиями. Стандартными манипуляциями мы приводим
некий физический объект (женщину) в нужное нам состояние, запускаем
необходимую нам последовательность действий (с её стороны).
***
Кстати, и не только пик-аперы действуют подобным методом. Все
многочисленные новоявленные с позволения сказать "психологи" идут по этому
пути.
Им совершенно не важен ваш внутренний мир, ваши эмоции и переживания. Всё
поставлено на денежный поток.
Уже несколько человек обращались с деликатной проблемой. Суть проблемы
состоит в том., что женщины-жены вдруг погружались в новомодные статьи,
лекции, вебинары по личностному росту,
Это привело к тому, что женщины по совету стали меняться. И по тому же
самому совету новомодных психологов в кавычках плевали на своих мужей. В
конечном итоге все эти действия заводили в тупик самих женщин. А мужья
становились заложниками ситуаций. К сожалению, не знаю конечного результата
Но не уверенна, что результат положительный.