Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Юбилей

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня у Тахира Исламова - юбилей! Тахира мне сложно коротко представить участникам
рассылки, но Думаю, что его и так все хорошо знают благодаря активности во
всех рассылках, на которые он подписан.
Тахир! Поздравляю тебя от модерирующей группы с юбилеем!
Желаю тебе Любви неугасающей, Здоровья, Счастья, неиссякаемых финансовых потоков
и всего того, что тебе самому хочется!
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1758

Ответить   Tue, 21 Feb 2006 07:54:39 +0300 (#518236)

 

Ответы:

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки. Недавно в дружеской для нас рассылке
прошла информация, связанная с появлением в интернете новой статьи о "Курских
соловьях". Конечно относиться к ним можно по-разному: Ну собрались мужики в общаге,
поддали и записали альбом. Но с тех пор прошло более тридцати лет, но об этом
событии помнят, обсуждают, записи эти восстановили, опредилили жанр, к которому
они относятся. Всё это благодаря исключительно таланту, природным данным. Тогда
в семидесятых в Кисловодской школе мы понятия не имели, что такое "шансон", но
Курян знали наизусть и в нашей "подворотне" их репертуар был преобладающим, в
том числе и "Хулиганский", тем более тогда мы пользовались первоисточниками,
и мы по-настоящему гордились Олегом Бочаровым, нашим выпускником, который исполнил
такую смелую "крутейшую" вещь, как "Случай в Курске". Он сейчас живёт в Ставропольском
крае - г. Георгиевске... С согласия Ирины Николаевны публикую выше упомянутую
статью
www.shanson.org или www.shanson-best.org . Так или иначе эти реьята вошли в
нашу историю и по праву заняли там своё место. С уважением Павел Рябов.
Курские соловьи
Я хотел бы выразить признательность людям,воспоминания
и свидетельства, которых помогли написать
этот материал: Тахир Исламов (Екатеринбург),
Валентин Твердохлеб (Курск; выпускник училища и
преподаватель этого же училища в последствии с 23-х
летним стажем), Александр Медведев (Одесса),
Александр Шевяков (Самара) и непосредственно сам
Александр Михель (Рубцовск).

Коллектив, о котором я хочу рассказать, явление для русского шансона необычное,
но уже легендарное, но факт остается фактом, этот коллектив был.... Для
пояснения и конкретики: в 1954 году создано и продолжает работать и по сей день
Курское музыкальное училище-интернат слепых. До начала 1970-х годов там было
отделение баянистов, а в 1971-1972 году добавилось дирижерско-хоровое отделение.

Это, скажем так, был экскурс в историю. Собирались там люди со всей страны, и
хоть принято считать музыкантов людьми серьезными и положительными, но....
Учитывая времена, которые стояли на дворе в той стране, которая называлась СССР,
все уже раздваивалось: на митингах и собраниях говорили одно, на кухне и в
комнатах в общагах - другое. Как видите, ничего нового я не сказал, но есть одни
важный момент в этой истории, который я хочу выделить особо. Дело в том, что
все
участники этой истории - слепые люди. Это другой мир, со своими законами, своими
связями, который нам, обычным людям, не виден и неизвестен. Люди эти живут в
своем мире, своими интересами, которые, разумеется, пересекаются и с нашим миром.
Наверное, их мир нам не совсем понятен, а уж тем более неизвестен.
Сделаю отступление. Это мне и ранее рассказывали музыканты, кому довелось
жить в общагах: вечерами пели песни, в основном народные, но чаще всего в той

манере и на те мотивы, как это пели в тех местах, откуда родом были люди. Например,
как-то показали мне версию песни "Глухари" (слова Сергея Есенина) в рязанской
версии. Поверьте, такого никто нигде не слышал, версию для истории записал Пиня
Рублевич (Франция) на одном из своих альбомов. И еще... Все же надо сказать огромное
человеческое спасибо кому-то из советского руководства, кто разрешил официально
продавать бабинные, а потом и кассетные магнитофоны со встроенными и отдельными
микрофонами. Именно общедоступность этой техники с 1960-х - 70-х и позволила
каждому талантливому (и не очень) человеку делать
записи своих и чужих песен, что и положило начало легендарному, мифическому и
загадочному явлению под названием "магнитофониздат".
Так вот, вернемся к нашей истории. В 1970 году поступил в училище Александр
Михель, позднее познакомился он со своими сокурсниками и однажды (по
его же словам) декабрьским вечером 1972 года предложил он записать на бабинный
магнитофон свои любимые песни, разумеется, не те, что пели с эстрады. В записи
участвовали: Александр Михель (баян, вокал), Анатолий Козырев (вокал), Виктор
Куратов, Евгений Жуков (бас-гитара) и Алексей Григорьев (ритм-гитара). Собрались
ребята на третьем этаже общаги в комнате 16, выпили, был "Электрон - 10", ревербератор
магнитофона "Нота" и.... началась запись.
Поначалу была идея записать альбом, что и было сделано. Говорят, что где-то
за час сделали. А через несколько дней эта запись уже гуляла по общаге, а к
весне и по всему городу Курску. По всей вероятности, записей таких было не одна
и не две, потому что очень они разнятся по качеству записи и по технике звучания.
По словам самого вдохновителя - Александра Михеля, была еще одна запись в кабинете
музыкальной литературы (по всей вероятности, это был май 1971
года), в которой принимали участие Тимофеев Владимир (бас-гитара) и Александр
Прудников (гитара). Причем ребята пошли дальше: на имеющуюся запись с вокалом

они наложили с помощью нехитрой манипуляции через колонку гитару.

Оксана - Оксана, с тобой мы расстались,
Так верь же, Оксана, мы встретимся вновь.
Моею была ты, моею осталась,
Оксана, ты счастье мое и любовь.

Пускай нас запрячут от воли, народа,
У нас есть свобода - коротенький срок,
Пускай нас считают врагами народа,
Но чувства любви не отнимет никто.

Оксана - Оксана, меня вспоминая,
Ты часто выходишь на берег Днепра,
Ты смотришь с тоскою туда, где пылает
В предутренний час на востоке заря.

Оксана - Оксана, твой голос знакомый
Мне ветер с простор Украины принес,
Я слышу, как стонет растоптанный голос
И вижу глаза твои, полные слез.

Так верь же, Оксана, в родной Украине
Проклятым чекистам не будет житья,
С отбытья вернусь я в свой Киев любимый
К тебе, дорогая Оксана моя.

Тут хочу сделать небольшую оговорку. Дело в том, что за давностью лет участники
записей и свидетели несколько путаются, поэтому иногда идет разговор и о записях

Александра Михеля с друзьями и осенью 1973 года. По всей вероятности, что были
и такие осенние записи, потому что концерт имел условное название "К 50-летию

Октября", хотя никакой годовщины уже не было. И принимали участие в записи не
столько сокурсники, но, скорее всего, просто хорошие друзья, потому как дело
это было все же довольно криминальное (а, судя по тексту, почти политическое)
и можно было загреметь в места "не столь отдаленные", как и в тех песнях, что
записывались. Может, ребята просто куражились и не сильно понимали, что за это
им может быть, но есть свидетельство, что Иван Иванович Халявченко (преподавал
он баян в этом же училище) написал для ребят песню "Случай в Курске", и как-то
это всплыло. Преподавателя чуть не исключили из партии, он был на грани увольнения,
а по тем временам это было дело серьезное, следующим шагом могло быть и уголовное
дело, но обошлось и говорят о времени 1972-го года.
Еще была запись в городе Шибекено в доме отдыха зимой, солировал все тот же Александр
Михель, аккомпанемент - все те же гитара и баян. Но слушаешь эти записи - и нет
ощущения бедности музыкального сопровождения, все же профессионализм есть профессионализм.
Есть также записи не только баян и гитара, там же присутствуют труба, саксофон,
клавиши (запись была сделана на каком-то дне рождении в общежитии). В вокале
присутствуют некоторые восточные мотивы, которые были тогда модными на советской
эстраде, но это ненавязчиво, да и довольно органично для исполнения любовной
лирики. Так же в качестве вокалистов себя показывали Валерий Барановский, Владимир
Тимофеев, который пел и такое:

На дворе стоял цветущий май - май - май.
Молодость любви шептала: дай - дай - дай!
Вы послушайте, друзья,
Не берите никогда
В жизни то, чего не надо брать!

На дворе стояла ночка, ночь - ночь - ночь.
Галочка шептала: "Руки прочь - прочь - прочь!"
Милая моя отрада,
В жизни ты послала радость,
Рано или поздно нужно дать....

Когда весной 1972 года студенты стали разъезжаться на каникулы по стране, то
каждый повез и любимые записи сокурсников, так это и разошлось по стране. Коллектив
назвали "Курские соловьи" (голоса-то у ребят были великолепные) или "Слепые",
все же народ знал происхождение этих записей. Записи попали и в тогдашний радиоэфир
с помощью радиохулиганов и.... есть версия, что записи звучали в программах "Голоса
Америки". Кто-то говорит, что только пару песен передали, кто говорит, что даже
целую программу "вражий голос" посвятил исполнителям, которым в те времена было
от 17 до 21 года. Песни у "Соловьев" были всякие, что пели в те времена во дворах
и подворотнях, в компаниях и у костров; была лирика, шуточные, были стилизации
под блат, говорят, что даже знаменитый "Товарищ Сталин, вы большой ученый..."
Юза Алешковского пели. Что скрывать, были даже
матерные песни, некоторые записи сохранились и имеются в наличии, они интересны
с точки зрения свидетельства того времени и репертуара.
Сам Александр Михель окончил учебу в училище в 1974 году, а широкое хождении
записи получили в 1973-74 годах. Говорят, что появились они одновременно везде.

Даже получилось так, что чуть позже (1974-75 года) появился коллектив "Южные
мальчики", который якобы являлся продолжением "Курских соловьев", но это было
не так. Во-первых, уровень вокала был не тот, да и владение инструментом было
не на высоте. Кстати, смешно, но это было, наверное, не столько опированием,
сколько попыткой плагиата - работа под чужим именем. На самом деле слава "Курских
соловьев" не давала покоя студентам так же музыкального училища. Но уже с улицы

Ленина, вот они и попытались записать альбом, но не очень удачно. А "Соловьи"
пели: "На Колыме, где тундра и тайга кругом", "Эшелон за вагоном вагон...", какие-то
вообще малоизвестные и неизвестные (возможно, что и авторские стилизации) песни
и романсы.
В связи с тем, что прошло уже довольно много лет, то имеющиеся записи носят очень
разрозненный характер, всего установлено и реставрировано около 40 песен,
на самом деле, можно предположить, что было не менее пяти концертов. Почему я
так думаю? Очень просто: часть песен записано в сопровождении баяна и гитары,
другие - там почти полноценные ВИА (саксофон, клавиши, ударные). В других концертах
принимали участие: Степан Кошуркин (труба), Виктор Солдатенко (ударные), Александр
Прудников (бас-гитара), Муслим Абакаров (гитара). Именно этот состав не являл
собой именно тот коллектив, который принято называть "Курские соловьи", они играли
на свадьбах и в других местах, так получилось - ничего не записали. Но тоже же
работали с лександром Михелем в Курске. Также в училище была такая традиция:
устраивать вечера отдыха, каждый курс устраивал в течение года концерт, то есть
в год таких концертов было четыре (по количеству курсов). Песни пели там эстрадные,
но кое-какие записи сохранились, что дает общее и частное представление о профессионализме
музыкантов и вокалистов. Слушая
записи "Соловьев", обратил внимание на схожесть в некоторых местах по репертуару
и стилистике со Славой Вольным, который в 1975 году записал в ФРГ виниловую
пластинку "Песни ГУЛАГа". Возможно, что Вольный слышал записи своих предшественников
и решил повторить удачный опыт, об этом теперь остается только
догадываться.Судьба участников других записей такова: след Евгения Жукова утерян,
Алексей Григорьев скончался (в июне 2003 года). Александр Михель живет и работает
по специальности в городе Рубцовске лтайского края, не так давно самостоятельно
записал несколько альбомов эстрадных и шансонных песен, готовится записать еще
материал.
Вот список песен из репертуара музыкантов, которых принято называть "Курские

соловьи". Эти песни удалось разыскать и частично отреставрировать:
01. Сероглазая шалунья
02. Не мучь меня
03. Голубое такси (сл. Н. Старшинов)
04. Стал длиннее день...
05. Людка
06. В сентябре вернулись в класс...
07. Видишь, девушка стоит ...
08. Зимний вечер
09. Сигарета (сл. А. Крупп)
10. Алёнка
11. Плачет девочка в автомате (сл. А. Вознесенский)
12. Родник
13. Колокола
14. На старинном Иркутском вокзале
15. Почему же ты замужем?
16. Бала - бала
17. Оксана
18. Эшелон
19. Роза в грязи
20. На Колыме
21. Поезд в белых облаках тумана
22. Королева
23. Таня
24. Песня про органы
25. Красивый город Ашхабад
26. Анаша
27. Скука
28. Как-то у артиста...
29. Кладбищенская
30. Я к товарищу приеду...
31. Ах, снега - снега

И еще:

01. Белый пух
02. Песня о золотой рыбке
03. Сукой буду, не забуду я....
04. Первым сделал Бог Адама...
05. Русское слово
06. Футбольный матч (А. Галич)
07. Иду по проспекту в дырявых калошах... (А. Дольский)
08. Два по сто
09. Зинкины огромные глаза
10. Не вычеркнуть из жизни эту ночь...
11. Волны охотские плещут, шумят...
12. Это было в старину...
13. Мне мать гитару подарила...
14. Случай в Курске (сл. И. Халявченко)
P.S. И в заключении добавлю только две вещи: впервые упоминание о Курских
соловьях появилось на сайте "Посвящается русскому шансону" (www.shanson.org)
в
2000 году и буквально недавно Александр Звинцов рассказал о том, что заметное

влияние на его музыкальные пристрастия в юности оказали все те же "Курские
соловьи" .

(c) Михаил Дюков.
Екатеринбург - Курск - Рубцовск - Одесса - Самара - Калининград Специально для

сайта ПОСВЯЩАЕТСЯ РУССКОМУ ШАНСОНУ
Январь 2006 года.

Выпуск листа на новом месте: 1763

Ответить   Thu, 23 Feb 2006 11:31:39 +0300 (#519165)