[TIFLO] Беседы с родителями незрячих детей

"Школьный вестник" N2, 2006.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ
Вячеслав Озеров
БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте
БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
<Первое сентября - красный день календаря. Все мальчишки и девчонки:> - слова,
знакомые для всех. Первое сентября в первый раз - начало новой эпохи в жизни
каждого человека. Этого дня ждут с нетерпением и некоторым страхом, к нему готовятся
всей семьёй, на него возлагают большие надежды. Начальная школа - первый этап
школьной жизни, и от того, как он будет пройден, зависит многое в жизни любого
человека.
Со временем забываются многие разделы математики, физики, химии и других предметов,
которые изучались в школе, но невозможно забыть чтение, правила счёта, круговорот
воды в природе - эти знания используются каждый день. Поэтому в начальной школе
родителям легко помогать ребёнку, хотя могут быть и сложности.
В классах слабовидящих используются такие же учебники, как в массовых школах,
только напечатанные более крупным шрифтом. В классах слепых применяются учебники,
напечатанные рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Многих родителей он озадачивает,
им кажется, что из-за этого они не способны ничем помочь своим детям. А так ли
это?
Действительно, зрячий человек не сможет читать брайлевские книги, как незрячий,
то есть на ощупь, но читать их глазами совсем не сложно. Просто надо знать принципы
построения брайлевского шрифта.
Рельефно-точечный шрифт был изобретён молодым французом Луи Брайлем (1809 - 1852).
Луи ослеп в пять лет, в результате несчастного случая. Родители стремились дать
ему образование и делали для развития сына всё от них зависящее. С 10 лет он
- учащийся Королевского института слепых в Париже, основанного в 1774 году молодым
гражданским служащим Валентином Гаюи (1745 - 1822). Для обучения чтению слепых
в институте использовались немногочисленные, громоздкие и дорогие книги. Текст
в них печатался выпуклыми, увеличенными в размере буквами латинского алфавита.
Он плохо считывался на ощупь, но всё же давал возможность слепым самостоятельно
получать знания.
В 1921 году Луи Брайль познакомился с системой рельефного письма, предложенной
отставным капитаном артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр. Предложенная система
не удовлетворила Луи, но идея использования выпуклых точек ему понравилась. После
многих экспериментов в конце 1824 года Луи придумал систему написания букв, основанную
на комбинациях шести рельефных точек, расположенных в два столбца по три точки.
Комбинация из шести точек позволяет записать до 63 знаков. Расстояние между точками
в 2 - 2,5 мм даёт возможность подушечкой пальца прощупать (осязать) любой знак,
записанный шеститочием. В 1829 году Луи Брайль опубликовывает свою систему, включающую
алфавит, знаки препинания, цифры и нотные знаки. Окончательный вариант был опубликован
в 1837 году. В России первая попытка создать русский алфавит на брайлевском шрифте
была сделана в 1861 году 17-летним слепым дворянином Денисом Оболенским. Окончательный
вариант, введённый в практику в 1881 году Мариинским попечительством слепых,
был создан российским тифлопедагогом Трумбергом Е.Р., с участием директора Дрезденского
института слепых г-на Бютнера.
Сегодня брайлевский шрифт используется слепыми во всём мире. На нём печатаются
журналы, учебники, книги. Многие слепые при работе на персональных компьютерах
используют брайлевские приставки, позволяющие считывать текст с экрана.
Используя этот шрифт и помогая ребёнку выучить азбуку, вы легко сможете читать
его учебники и тетради. Ваше умение читать брайлевский текст позволит вам помочь
ребёнку освоить новый вид ведущей деятельности - учёбу.
<Изменение ведущей деятельности предъявляет ребёнку новые тре-бования, которые
он должен принять, выполняя функции ученика. Од-нако понимание и принятие необходимости
новых требований ещё не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение>[1].
Часто родители, обнаружив, что у ребёнка <не идёт> учёба или возникают иные школьные
проблемы, обвиняют в этом учителя и жалуются на него директору школы, а то и
в органы образования. Ни в коем случае не советую этого делать. Если ваши настойчивые
требования будут спущены учителю <сверху>, он вынужден будет им подчиниться и
этим серьёзно <навредить> вашему ребёнку, не делая при этом ничего предосудительного.
Например, поддавшись вашим требованиям - <гуманнее относиться к незрячему ребёнку>,
будет ставить ему завышенные оценки, удовлетворяя тем самым его самолюбие и вашу
жалость к нему. Это приведёт к тому, что ребёнок не сможет адекватно отвечать
на принуждение, или, по определению великого педагога - философа XX века Сергея
Иосифовича Гессена, подчиняться дисциплине. А <дисциплина : есть, : согласование
усилий для получения : максимального эффекта>[2]. Иными словами, ребёнок не научится
главной науке начальной школы - уметь учиться (трудиться).
Или наоборот, поддавшим вашим честолюбивым устремлениям, учитель начнёт ставить
перед ребёнком трудно разрешимые задачи, создавая у него состояние <постоянной
неудовлетворённости собой>. А <: преждевременное воспитание, в котором предлагаемый
ребёнку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбеж-но воспитывает
надломленных, безличных людей>[3].
В случае возникновения у ребёнка школьных проблем надо не жаловаться, а искать
пути их решения. При этом необходимо помнить, что, в отличие от родителей зрячих
детей, у вас мало вариантов для выбора.
В первом классе трудности с освоением учебной программы выявляются, как правило,
к концу третьей четверти. Обнаружив их, не паникуйте, но и не оставляйте их без
внимания. Причины трудностей могут быть разные: <неготовность> ребёнка к обучению,
<неудачный учитель>, <не тот состав класса>, много пропусков из-за болезни, а
у вас не было времени помогать ребёнку, и т.д. Посоветуйтесь с учителем, завучем
начальной школы - может быть, имеет смысл оставить ребёнка в первом классе на
повторный год обучения. Как правило, такое совместное решение родителей и педагогов
идёт на пользу ребёнку, и учёба у него стабилизируется. Этот приём мы использовали,
когда у Максима <не пошла> учёба в первом классе музыкальной школы. Закончил
же он её на <отлично>. Ну, а как ребёнок переживёт эту проблему, зависит от вашего
отношения к ней: как к трагедии или как к одной из возможных жизненных ситуаций.
Бывает и другая ситуация. Ребёнок учится легко и успешно, а другие дети <топчутся>
на месте. Выявляется это обычно в конце второй, третьей четверти второго класса.
Посоветуйтесь с учителями вашего и следующего, третьего класса - может быть,
имеет смысл за лето самим подготовить ребёнка по программе третьего класса (уверен,
это в ваших силах), а ему в августе написать контрольную работу и с первого сентября
пойти в четвёртый класс? Если ребёнок не сопротивляется, преподаватели не возражают,
согласуйте эту идею с администрацией школы и действуйте. Я знаю несколько таких
случаев. В частности, Максим так перешёл из второго в четвёртый класс. И никто:
ни дети, ни родители, ни учителя - не пожалели об этом.
Успешность обучения ребёнка в старших классах напрямую зависит от его успехов
в первые школьные годы. Помогайте ему осваивать учебный материал. Внимательно
отнеситесь ко всем трудностям, которые возникают в ходе учёбы ребёнка в начальной
школе. <Активная роль взрослого в развитии слепого ребёнка значительно больше,
нежели в жизни зрячего, что связано с отсутствием у слепого ребёнка непосредственного
зрительного подражания - одного из каналов самостоятельного приобретения знаний>.[4]
Успехов вам на поприще учебы!
Николай Антонов, Венера Денискина
ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Владение умениями и навыками письма обычными буквами необходимо каждой социально
адаптированной личности при глубокой зрительной патологии. Оно позволяет незрячим
людям чувствовать себя увереннее и комфортнее в общении с окружающими и быть
более независимыми.
Обучение осуществляется в начальных классах специальных (коррекционных) школ
для слепых и слабовидящих детей. Программа по русскому языку для начальных классов
школ III-IV видов предусматривает обучение незрячих (слепых) учащихся, имеющих
остаточное зрение до 0,04, чтению плоскопечатного текста и письму прописями.
Дети, не имеющие остаточного зрения, обучаются плоскопечатному письму шрифтом
Гебольда, знакомятся с письменными буквами и учатся расписываться.
Обучение ведётся во 2 - 4 классах на уроках русского языка или коррекционных
занятиях. При необходимости оно продолжается в классах среднего звена учителями
русского языка или тифлопедагогами, проводящими с детьми коррекционные занятия.
Если в школе есть дети, ослепшие в школьном возрасте, или дети с прогрессирующими
заболеваниями органа зрения, то могут быть созданы разновозрастные группы.
Методика обучения незрячих детей с остаточным зрением письму прописями и чтению
плоскопечатного текста описана в методическом пособии Р.А. Вершининой <Обучение
плоскому письму детей с остаточным зрением> (1990).
Цель предлагаемого пособия - обоснование и описание методики обучения письму
шрифтом Гебольда и знакомство с письменными буквами детей без остаточного зрения.
Заметим, что в отличие от Р.А. Вершининой мы не считаем, что <не следует тратить
силы и время для обучения частично видящих детей (т.е. слепых детей с остаточным
зрением - прим. авторов) письму печатными буквами, так как такое письмо не найдёт
в дальнейшем применения и, наоборот, сыграет отрицательную роль при обучении
этих детей письму прописями: при снижении зрения трудно запомнить и отличить
двоякое написание одних и тех же букв, и дети часто их путают>.
На наш взгляд, этот вопрос должен решаться строго индивидуально в отношении каждого
ребёнка с учётом рекомендаций врача-офтальмолога. Учитель-дефектолог и врач-офтальмолог
при принятии решения должны исходить из всей группы факторов, характеризующих
зрительную патологию ребёнка: остроту зрения, офтальмологический диагноз с прогнозом
на будущее (зрение может сохраниться на имеющемся уровне, или болезнь носит прогрессирующий
характер, или возможно улучшение зрения), особенности психического развития и
состояния, уровень развития мелкой моторики, а также возможности зрительного
восприятия. Таким образом, чтению плоскопечатного текста должны обучаться все
дети с остаточным зрением, а письму прописями - не все. Например, слепых детей
с остаточным зрением при сочетании у них таких патологий, как дальнозоркость
и частичная атрофия зрительного нерва, рациональнее обучать именно письму шрифтом
Гебольда, так как письмо прописями (что требует зрительного контроля) вызывает
у них сильнейшие боли глаз и головы.
Однако уметь расписываться письменными буквами должны все дети, независимо от
наличия или отсутствия у них остаточного зрения. Идентичность росписи может быть
достигнута только путём постоянной длительной тренировки.
Исходя из вышеизложенного, в настоящем методическом пособии предлагаются специальные
приёмы и алгоритмы обучения письму шрифтом Гебольда не только тотально слепых
детей, но и детей с остаточным зрением. Основная задача обучения детей без остаточного
зрения - формирование тактильного образа букв и умения их воспроизвести, а для
детей с остаточным зрением - формирование тактильно-зрительного образа. Для решения
этих задач педагогу надо иметь рельефный алфавит, адаптированный для бисенсорного
восприятия.
Особое внимание следует обращать на развитие двигательных навыков плоскопечатного
письма, так как их усвоение составляет значительную трудность для детей, обучающихся
по рельефно-точечной системе Брайля.
Надеемся, что наши рекомендации помогут учителю не только успешно овладеть и
пользоваться предлагаемой методикой, но и решать важные общекоррекционные задачи:
1. Развитие мелкой моторики и осязания.
2. Развитие зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением.
3. Развитие умений и навыков ориентировки в малом пространстве.
4. Развитие памяти и внимания при распознавании и письме букв.
5. Другие.
Пособие включает примерное тематическое планирование уроков во 2 - 4 классах,
алгоритмы письма букв, цифр и знаков препинания, а также весь необходимый дидактический
материал.
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Описываемый шрифт был создан Гебольдом (инспектором и старшим преподавателем
института слепых в Барби) в 1856 году на основе латинского алфавита. Он представлял
собой разновидность плоскопечатного шрифта, адаптированного для письма слепыми.
Первоначально этот шрифт использовался не только для письма, но и для чтения.
На его основе способом оттиска печатались книги для слепых, но по мере распространения
рельефно-точечной системы Брайля он стал использоваться только для письма.
Применительно к русскому алфавиту шрифт Гебольда был адаптирован тифлопедагогом
и офтальмологом А.И. Скребицким в 1882 году. Поэтому его современную модификацию
мы лишь условно связываем с именем Гебольда, имея в виду сам принцип письма.
Для письма шрифтом Гебольда используется прибор для письма по Брайлю либо его
специальная модификация без шеститочий.
Письмо производится шариковой ручкой или остро очиненным простым карандашом по
клеткам и строчкам прибора. Использование единого стандарта клеток и строчек
прибора позволяет независимо от наличия зрения записать любой текст, соблюдая
строку и равные размеры букв.
Как было отмечено выше, обучение ведётся в основном во 2 - 4 классах.
Во 2-м классе для обеих групп, то есть как для тотально слепых, так и для слепых
с остаточным зрением, предлагается знакомство с буквами плоскопечатного алфавита.
Дети с остаточным зрением могут воспроизводить отдельные печатные буквы либо
на контрастном фоне, либо путём построения их моделей. Дети без остаточного зрения
воспроизводят буквы либо способом построения моделей, либо вычерчивания их на
плёнке прибора для рельефного рисования и черчения <Школьник>, либо на бумаге
для письма по Брайлю с помощью специальных тифлографических инструментов.
Модели букв изготавливаются детьми по образцу из различных материалов: эластичной
проволоки, пластилина, пенопласта, картона и т.п. В качестве образца используются
модели, заранее изготовленные учителем из плотного картона и адаптированные для
бисенсорного восприятия детьми с остаточным зрением. Дети без остаточного зрения
могут пользоваться в качестве образца рельефными оттисками плоскопечатных букв,
выполненных на пластике или плотной бумаге. Хорошим подспорьем здесь могут служить
букварь для взрослых слепых и рельефно-графические пособия с рельефными шрифтами,
выпускаемые в Москве на специализированном предприятии ВОС <Логос> (тел. производственного
отдела 683-17-11).
Для правильного распознавания моделей букв, а также складывания отдельных слогов
и слов необходимо найти способ их крепления к поверхности плотного листа картона,
фанеры или металлического листа. Можно использовать буквы магнитной азбуки для
дошкольников, а также модели, изготовленные из магнитной резины.
После того, как дети научатся распознавать все буквы, цифры и знаки препинания
плоскопечатного алфавита, нужно перейти к их распознаванию и письму в адаптированном
варианте. Адаптированными для письма шрифтом Гебольда являются те буквы, цифры
и знаки препинания, которые при стандартном написании в своей конфигурации содержат
округлости или петельки и не могут быть воспроизведены в оригинале в клетках
прибора Брайля. Например, буквы В, О, С, Ю, Ц, Ф и др. Здесь также используются
различные модели.
Только после того, как дети научатся распознавать все буквы алфавита в их оригинальном
и адаптированном вариантах, можно переходить к обучению письму. Как показывает
наш опыт, пока не сформирован образ всего алфавита в его стандартном (обычном)
и адаптированном видах, одновременное распознавание и письмо букв для большинства
детей затруднительно.
Таким образом, основной задачей обучения, решаемой во 2-м классе, является формирование
образов букв (тактильного для тотально слепых и тактильно-зрительного для детей
с остаточным зрением) и начало их письма.
Начиная обучение письму, учителю необходимо выяснить, кто из детей уже знаком
с плоскопечатным шрифтом, а кто нет. Кто из детей с остаточным зрением может
писать прописями, а кто сможет или уже может только читать плоскопечатный текст.
Дети с остаточным зрением, возможности которых позволяют им обучаться письму
прописями и в дальнейшем пользоваться сформированными умениями, обучению письму
шрифтом Гебольда не подлежат.
Проводимое нами в течение пяти лет опытное обучение показало, что большинство
незрячих детей младшего школьного возраста с остаточным зрением может только
читать плоскопечатный текст, но не может писать ни письменными, ни печатными
буквами. В то время, когда дети, вообще не знакомые с плоскопечатными буквами,
занимаются их распознаванием, учащиеся, умеющие читать, совершенствуют технику
чтения текста, набранного крупным шрифтом. Они включаются в общую работу только
тогда, когда начинается изучение адаптированного алфавита и непосредственное
обучение письму.
Наиболее сложной группой учащихся в наших школах являются дети, полностью потерявшие
зрение в школьном возрасте и пришедшие в специальную школу из массовой школы.
Таких детей необходимо сначала обучить системе Брайля, и лишь потом - письму
шрифтом Гебольда. Одновременное обучение и тому, и другому письму весьма затруднительно
и неэффективно.
В 3-м классе закрепляются умения и навыки, полученные во 2-м классе, отрабатывается
техника письма всех букв, цифр и знаков препинания. От написания отдельных букв,
слогов и слов дети переходят к записи текстов, составленных из коротких предложений.
К концу года третьеклассники должны свободно владеть письмом.
Независимо от наличия остаточного зрения на этом этапе учащихся необходимо знакомить
с письменными буквами, пользуясь имеющимися в каждой школе альбомами с алфавитами,
выполненными рельефным способом (напоминаем, что выпускаются они предприятием
ВОС <Логос>). К обучению письму прописями детей с остаточным зрением и на этом
этапе следует подходить строго индивидуально (может - пусть пишет), но научиться
воспроизводить свою подпись должны все.
В 3-м классе совершенствуется техника чтения плоскопечатного текста теми детьми,
которые раньше других свободно овладели письмом.
В 4-м классе формирование умений и навыков письма в основном завершается. Отведённое
на обучение время главным образом используется для записи достаточно больших
текстов либо под диктовку учителя, либо путём самостоятельного списывания с книги.
При этом тотально слепые дети пользуются текстом, написанным по системе Брайля,
а дети с остаточным зрением - плоскопечатным текстом. Это способствует развитию
у тех и других учащихся техники чтения.
Кроме того, в 4-м классе продолжается знакомство учащихся с письменными буквами,
отрабатывается умение идентифицировать свою подпись. Дети с остаточным зрением
пишут отдельные слова и небольшие предложения, пользуясь специальным трафаретом.
2. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ
Дорогие ребята!
Приступая к обучению письму шрифтом Гебольда, усвойте и соблюдайте в дальнейшем
следующие правила:
1. Научитесь распознавать и читать руками рельефные оттиски как обычных, так
и изменённых для письма шрифтом Гебольда плоскопечатных букв.
2. Представьте, что в клетке прибора для письма не шесть, как при письме по
Брайлю, а девять точек. Седьмая точка находится между первой и четвёртой, восьмая
- между второй и пятой, а девятая - между третьей и шестой точками клетки прибора
Брайля.
3. Научитесь правильно держать шариковую ручку: под небольшим наклоном к правому
плечу между большим, средним и указательными пальцами примерно в двух сантиметрах
от кончика стержня.
4. Пишите слева направо. Помните, что плоскопечатное письмо не является зеркальным,
подобно письму шрифтом Брайля.
5. В случае, если Вы пользуетесь для письма обычным прибором, а не специальным
(без шеститочий), подкладывайте под лист тетради брайлевскую бумагу, иначе кончик
стержня ручки будет прокалывать тетрадный лист в местах расположения точек шеститочия.
6. Обязательно фиксируйте бумагу в приборе, как при письме по Брайлю, и постоянно
следите за тем, чтобы она не съезжала со шпеньков.
7. Прежде чем начать писать буквы, подготовьте руку к письму, для чего научитесь
проводить ручкой различные линии в клетках прибора, не только прямые по бортику,
но и по диагонали, вертикально и горизонтально посередине клетки.
8. Пишите буквы строго по заданным правилам, помните, что всякое лишнее прикосновение
ручки к бумаге оставляет на ней след.
9. Не нажимайте на ручку слишком сильно. Сильный нажим рвёт и пачкает бумагу,
письмо получается грязным, неразборчивым.
10. Ваша правая рука при письме должна быть достаточно расслаблена,
локоть отведён от туловища на 15 - 20 см.
11. Научитесь не отрывать ручку от бумаги в случаях, когда
это не требуется для письма буквы.
12. Научитесь резко отрывать ручку от бумаги, когда этого
требует правило письма буквы.
13. При письме считайте внимательно клетки и строчки прибора
для того, чтобы не потерять последнее написанное слово. Всегда помните, какую
букву вы написали последней.
14. При обучении сочетайте письмо простых и сложных букв.
Такое сочетание вырабатывает более развитые и устойчивые навыки письма.
15. Изучайте буквы в таком порядке, чтобы через два - три
урока из них можно было бы составлять слова. Записывайте эти слова, неоднократно
повторяя и увеличивая их количество по мере письма новых букв.
16. После того, как вы научитесь уверенно писать все буквы
алфавита и знаки препинания, переходите к записи развернутых текстов, постепенно
увеличивая количество слов.
Соблюдение этих рекомендаций и советов поможет ученикам быстро овладеть письмом
шрифтом Гебольда, а учителю более полно и в совершенстве овладеть методикой обучения.
[1] Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства М.: <Полиграф сервис>, 2000. - 250
с. стр. 80-81
[2] С.И. Гессен <Основы педагогики. Введение в прикладную филисофию> М. <Школа
- Пресс>, 1995, - 448 с. стр.64.
[3] Там же. стр. 86.
[4] Там же, стр. 62-63
Выпуск листа на новом месте: 1718