Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ЭХ, РАЗ, ЕЩЁ РАЗ!

"Школьный вестник" N2,2006.

Анна Капрова

ЭХ, РАЗ, ЕЩЁ РАЗ!

Хотела назвать эту статью <Поговорим о Брайле>, но вдруг явственно представила
<кислые> лица моих читателей и голоса:

<Ну вот, опять будут говорить о пользе Брайля: давайте дружно его учить, а то
он умрёт - этот дедушка Луи! А может, ему уже пора? Да, в прошлом веке он был
нужен, но теперь мы шагнули вперёд. Компьютер к нашим услугам - быстро, компактно
(особенно когда это ноутбук, сегодня ещё дорогой, но завтра цены станут доступными,
всё ведь стремительно развивается). А тереть эти точки в растрёпанных брайлевских
книгах: Да кому это надо! Одно нажатие на кнопку - и с удобной для тебя скоростью
слушай какую хочешь книгу, а не ту, что решили издать>.

Всё это так, конечно. Роль Брайля сейчас совсем не такова, какой была в XX веке.
Тогда это был почти единственный доступ к информации. Наверное, система Брайля
сейчас напоминает старую карету рядом с новеньким автомобилем последней марки
или даже с космическим кораблём. Но так ли это?

Мы постоянно говорим о том, что можем выполнять работы, которые делают зрячие
люди, и они нас часто недооценивают. Всё это так, конечно. Кому, как не мне,
председателю организации, объединяющей студентов и специалистов, знать об этом.
Но вот 28 ноября проходил у нас конкурс по Брайлю. Мне доверили проводить письменный
конкурс, точнее - диктовать в течение 5 минут текст. Скорости, естественно, у
всех разные. Проверять написанное должна была не я. Но в промежутке между конкурсантами
я заглянула в оставленные у меня на столе листы и, откровенно говоря, пришла
в ужас. Да, с завидной скоростью писали студенты и специалисты (а среди них были
и преподаватели, и кандидаты наук, и окончившие два факультета, и люди, действительно
обладающие большими знаниями и работающие в государственных учреждениях). В одной
работе практически в каждом слове была пропущена хотя бы одна буква, в другой
(привожу как пример) слово <перешёл> было написано через <о> (перешол). Кто-то
писал <карова>. Вообще, ошибки были вопиющие, и <вопить> вместе с ними захотелось
и мне.

Не так давно я случайно я познакомилась с редактором одного научного сборника.
Она не очень представляла себе, насколько я знаю незрячих специалистов. Однажды
попросила у меня консультации (она уточняла написание слова Брайль). И вдруг
её прорвало: <Статья-то, наверное, интересная, но почему так много ошибок?!>

А ответ очень простой - эти люди давно перешли на компьютеры.

Я заканчивала обычную школу и не раз слышала сетования учительницы русского языка:
<Правила все запомнить невозможно, да и раздумывать над каждым словом в жизни
тоже не получится. Читайте больше, и вы автоматически многие слова будете писать
грамотно>.

Когда зрение почти перестало мне давать возможность читать (всего только несколько
страниц в день я могла осилить с помощью лупы), оценки за диктанты, а позднее
и за сочинения стали ниже.

В выпускном классе у меня тяжело заболела мама. Через полгода её не стало. Про
ВОС я тогда ничего ещё не знала. Она, видимо, собиралась со мной об этом поговорить,
но не успела. Разбирая её вещи, я нашла брайлевский букварь. Книга для меня выглядела
очень странно. И эти точки, которые пояснялись только огромной рельефной буквой
плоскопечатного очертания, что-то объясняли. Мне стало любопытно. Я разгадывала
одну букву за другой. Через неделю был разгадан весь алфавит. Я начала читать.
Позднее узнала о возможности писать. Это был праздник. Написанные толстым чёрным
карандашом телефоны я, как правило, разобрать не могла. Попадала к неизвестным
людям, а новых знакомых теряла. А тут Брайль! Но всё это получалось ещё очень
медленно, а учителя, который бы <занудно> стал рассказывать мне о необходимости
учить Брайль и о пользе его использования, тогда рядом со мной не было.

После школы я стала готовиться к поступлению на философский факультет МГУ и,
отправившись в байдарочный поход на реку Ахтубу, я взяла с собой две брайлевские
книги.

Теперь, как показал последний конкурс, я читаю и пишу быстрее многих изучивших
этот шрифт с детства. Просто очень скоро я поняла, что мне это даёт. Сейчас я
работаю на компьютере, и эту статью тоже набираю с помощью dgaws. Но если я хотя
бы две недели не почитаю брайлевских книг, из-под моих рук выползают <каровы>
и <брешют сабаки>.

Мы хотим, чтобы нас признавали специалистами, чтобы использовали наши знания
и считали равными себе. Так давайте станем ими. Не надо нам поблажек и <прощения>
наших ошибок.

Выпуск листа на новом месте: 1720

Ответить   Fri, 3 Feb 2006 01:45:33 +0300 (#510099)

 

Ответы:

Приветствую всю нашу Рассылку!
hello, Анна Капрова

Original Message эти люди давно перешли на компьютеры.
Читайте больше, и вы автоматически многие слова будете писать грамотно>.

я работаю на компьютере, и эту статью тоже набираю с помощью dgaws.
Но если я хотя бы две недели не почитаю брайлевских книг, из-под моих рук
выползают <каровы>

Анечка, так как всё - таки пишется название нашей любимой программы
экранного доступа - JAWS или так, как Вы пропагандируете в Вашей статье о
повышении культуры письменной речи - "dgaws"?
Насколько мне подсказывает моё низшее образование, всё - таки это JAWS ;) .
Для справки:
Данная аббривиатура расшифровывается следующим образом:
(Job Access With Speech)

С глубоким почтением Ольга :-/ .

Выпуск листа на новом месте: 1723

Ответить   "rain" Fri, 3 Feb 2006 13:06:34 +0500 (#510290)