Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Интегрированное образование

Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации и интеграции:
Материалы Всерос. научно-практич. конф. Часть 2.
МАгран,

Сидер Фоллс, США

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

До середины 70-х гг. большинство детей с отклонениями в развитии либо вообще
не получали образования, либо их образование обеспечива-лось родителями или представителями
церкви. Вступление в силу Закона 94-142 <Об образовании детей с отклонениями>
обязало обеспечивать бес-платное образование всех детей с нарушениями в развитии.
Также этим Законом рекомендовалось обучать детей с отклонениями в развитии в
об-щих классных комнатах. Ранее относительно небольшое число детей с от-клонениями
в развитии обучалось в общих классных комнатах, и родители таких учащихся были
довольны тем, что их дети получают общее образо-вание. С течением времени использование
точных и систематических по-веденческих инструкторских технологий показало, что
учащиеся с откло-нениями в развитии могут достичь гораздо большего в общем образовательном
процессе, чем ожидалось ранее, а также, что эти учащиеся могут адаптироваться
к общеобразовательной школе.

К середине 80-х гг. ученые приступили к исследованиям с целью оп-ределения эффективности
образования детей с отклонениями в развитии в обычных образовательных учреждениях
(МкДоннелл, Мэтот-Бакнер и Фергюсон, 1996). В то время дети с нарушениями в развитии
все больше и больше входили в образовательный процесс. Количество детей с отклоне-ниями
в развитии, содержащихся в специальных заведениях, значительно уменьшилось: большинство
таких детей обучалось в общеобразовательных школах, где у них имелась возможность
для интеграции; многие дети с на-рушениями в развитии помещались в обычные классы
хотя бы на полдня.

Эти исследования показали, что в данном случае есть положительные стороны как
для учащихся с отклонениями в развитии, так и для нормаль-но развивающихся учащихся.

Достоинства участия детей с нарушениями в развитии в общем обра-зовании были
хорошо описаны в литературе. Например, Хелмстеттер, Кар-ри, Сэмпсон-Саул и Бренпан
(1998) констатировали, что в общих образо-вательных (интегрированных) классах
значительно большее время было посвящено инструктажу, чем в специальных классах
с учащимися с откло-нениями в развитии. При сравнении восьми общих школьных программ
и восьми специальных школьных программ были обнаружены значительные отличия позитивного
характера в количестве и качестве образовательных целей, в общей занятости и
распределении времени в школьной деятельно-сти, а также в уровне социального
общения учащихся с нарушениями в развитии в условиях общего образовании (Хунт,
Фаррон-Девис, Бекстед, Куртис и Гоетз, 1994). В свою очередь, Стауб, Сполдинг,
Пек, Галлуши и Шварте (1996) показали, что участие в общем образовании привело
к по-ложительным изменениям в аспектах академических способностей, соци-ального
роста, качества работы в группе и независимости учащихся с на-рушениями в развитии.

В итоге проведенные исследования доказали, что вовлечение студен-тов с отклонениями
в развитии в общий образовательный процесс стиму-лирует их обучение. Также это
обеспечивает социальное общение <обыч-ных> учащихся с учащимися с нарушениями
в развитии. Для <обычных> учащихся позитивными результатами совместного обучения
с детьми с отклонениями в развитии являются принятие последних и терпимость к
ним, лучшее понимание человеческой сущности и разносторонности, раз-витие личности
в моральном аспекте и возможность общения с детьми с нарушениями в развитии.
В целом имеющиеся данные не ставят под со-мнение тот факт, что включение детей
с нарушениями в развитии в общее образование необходимо. Вопрос, однако, состоит
в том, как лучше это осуществить.

Бесспорно, что обучение детей с отклонениями в развитии в общеоб-разовательных
учреждениях требует реализации ряда требований. Учителя должны знать особенности
процесса школьной адаптации детей с наруше-ниями в развитии адаптации и уметь
модифицировать обычную учебную программу с учетом специфических образовательных
нужд таких детей. Кроме того, они должны быть осведомлены о том, чему должен
быть обу-чен ребенок с отклонениями в развитии для того, чтобы включиться в об-щую
классную деятельность. Был разработан ряд эффективных стратегий, позволяющих
добиться этого (Снелл, Браун, 2000; Вестлинг, Фокс, 2000). Они включают в себя:

- многоуровневую программу, в которой учащиеся изучают один и тот же материал,
но на разных уровнях;

- использование помощи инструкторов или одноклассников;

- использование самоуправляемой обучающей стратегии, в которой студенты учатся
оспаривать, прослеживать и оценивать свои собственные достижения.

В целом использование систематических, основанных на практиче-ских данных, индивидуальных
для каждого учащегося инструкций обеспе-чило успешность обучения детей с нарушениями
в развитии в общем обра-зовательном процессе.

Федеральный закон гласит, что школам необходимо разрабатывать индивидуальные
образовательные планы, основанные на образовательных нуждах детей. В результате,
хотя некоторые дети с отклонениями в разви-тии получали образование в том же
объеме, что и обычные дети, многие из них все же учились при этом по своим индивидуальным
программам. Они обучались в общих образовательных классах, но получали инструкции,
от-личные от инструкций для обычных учащихся.

Однако недавние изменения в федеральном уставе окажут значитель-ное влияние на
будущее развитие специального образования, ибо они обя-зывают детей с нарушениями
в развитии не только обучаться в общих классных комнатах, но и получать образование
на основе тех же стандар-тов, что и для обычных учащихся. На разных этапах образования
в школе все учащиеся (включая детей с отклонениями в развитии) обязаны сдавать
стандартные для всех экзамены. Для учащихся с отклонениями в развитии при этом
может быть сделана модификация экзаменов. Достоинством та-кого включения детей
с нарушениями в развитии в общеобразовательный процесс явится повышение качественного
уровня их образования.

На это будут нацелены и учителя. Исторически общество не ожидало очень многого
от людей с отклонениями в развитии, и данное обстоятель-ство должно заставить
учителей доказать их реальные образовательные возможности. Также это позволит
системе специального и общего образо-вания стать более однородной, так как появится
возможность избавиться

от различий между двумя типами образования. Тем не менее, определение наилучшего
способа включения детей с отклонениями в развитии в общее образование является
сложным процессом, в котором должны учитываться индивидуальные особенности каждого
учащегося, реализовываться страте-гии образования, отвечающие нуждам таких детей,
а также требования, предъявляемые общей программой обучения. Это обогатит многих
учите-лей новым опытом и откроет возможности дальнейшего прогресса в деле обучения
детей с отклонениями в развитии.

Список использованной литературы

1. Helmsietter E., Сипу C.A., Sampson-Saul M. & Brennan M. Comparison of special
and general education classrooms of students with severe disabilities II Education
and Train-ing in Mental Retardation and Developmental Disabilities, 1998. 33.
P. 216-227.

2. Hunt P., Farron-Davis F., Beckstead S., Curtis D. & Goetz L. Evaluating the
effects of placement of students with severe disabilities in general education
versus special classes. The Journal of the Association for Persons with Severe
Handicaps, 1994.19. P. 200-214.

3. McDonnell J., Mathot-Buckner C, & Ferguson B. Transition programs for students
with moderate/severe disabilities. Pacific Grove, CA; Brooks / Cole Publishing,
1996.

4. Snell M. & Brown F. Instruction of students with severe disabilities. Columbus,
Ohio: Merrill Publishing, 2000.

5. Staub D., Spauldmg M., Peck C.A., Gallucci С & Schwartz LS. Using nondisabled
peers to support the inclusion of students with disabilities at the junior high
school level. The Journal of The Association for Persons with Severe Handicaps,
1996. 21. P. 194-204.

6. Westling D. & Fox L Teaching students with severe disabilities. Columbus,
Ohio: Merrill Publishing, 2000.

Выпуск листа на новом месте: 1742

Ответить   Fri, 10 Feb 2006 14:44:54 +0300 (#513302)

 

Ответы:

Уважаемые друзья! Я продолжаю знакомить вас с обновлениями сайта "Василий
Ерошенко и его время":
Ниже читайте выступление В.Ерошенко "Проблема международного отношения"
http://www.eroshenko-epoko.narod.ru/Texts/Patlan/Problema.htm

Ваша

Юлия Патлань

Василий Ерошенко

ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ОТНОШЕНИЯ [1]

Праздничная речь на празднике Заменгофа

в Пекинском университете, 15 декабря 1922 г.

Международные отношения - одна из самых важных проблем человеческого
общества. Это одна из тех проблем, которые, по словам известного английского
писателя Уэллса[2], человечество должно или разрешить, или погибнуть. Теперь
посмотрим, в чьих руках находится решение этой, столь важной для всех,
проблемы? Разве не в руках наших национальных или интернациональных
дипломатов? Но кто же наши дипломаты? Разве не их профессия лгать? Разве не
их главный долг - обманывать друг друга и свой народ? Разве не их миссия -
ссорить нации и готовить новые войны или бунты?

Нам не нужно быть великими политиками, чтобы увидеть, что политика Англии,
Франции и Италии в отношении Германии, Австрии и других побежденных стран
является самым бесстыдным, самым несправедливым грабежом и подготовкой
новой, еще более ужасной войны, чем прежняя[3]. Нам не нужно быть какими-то
революционными агитаторами, чтобы сказать, что сильнейшее японское угнетение
нищей Кореи и Формозы, или английское угнетение Индии и Египта -
преступления самые античеловеческие, которые будущее поколение так просто не
простит им. Нам не нужно быть учеными в области политэкономии и истории,
чтобы быть убежденными, что капиталистический грабеж рабочего класса и
жестокая бесстыдная эксплуатация бедных классов являются преступлениями,
всегда каравшимися кровопролитными ужасными восстаниями и революциями. Нам
не нужно быть анархистами или коммунистами, чтобы настаивать, что с точки
зрения человечества коммунистические или анархистские теории являются
бесконечно более благородными и бесконечно более чистыми, чем наши нынешние
исполненные преступлений капиталистические или милитаристские системы. Нам
не нужно быть великими пророками, чтобы предсказать, что социалисты,
коммунисты и анархисты вашего[4] времени заслужат большее восхищение и
благодарность будущих поколений, чем все наши Ллойд Джорджи[5], Клемансо[6]
и т.д. Ведь мы достигли ступени в нашей эволюции, когда благо человечества
должно стать главной целью народов, когда благо и счастье всех людей должно
стать целью каждого из нас. Чтобы понять все это, мы не должны быть ни
учеными, ни специалистами, мы должны только быть более сознательными, более
честными, чем мы есть. Поняв же все это, мы никогда не согласимся оставить
решение проблемы международных отношений в руках таких грязных и преступных,
как руки наших дипломатов. И уже давно более благородные люди захотели хоть
немного изменить наше дипломатичное отношение к самой важной проблеме
человечества.

Общий язык между народами, казалось, должен быть первым, самым неотложнейшим
делом. Шестьдесят три года назад, 15 декабря родился Д-р Заменгоф. Сорок
четыре года назад, в 1878, 17 декабря, юные студенты одного немецкого
университета с 19-летним Заменгофом праздновали первый день рождения
международного языка Эсперанто[7]. Я слышу, как громко звучат их юные
голоса, я чувствую, как сильно и горячо бьются их чистые благородные
сердца - они видят прекрасные виденья о прекрасном славном всемирном
братстве, об одном большом семейном круге:

Прошли годы, прошло сорок пять лет, и ныне не они в Германии, а мы в
Пекинском университете собрались, чтобы отметить праздник Эсперанто.

Задумайтесь ныне на миг о различии между теми юными студентами немецкого
университета и нами. В то время, как эти юноши сошлись, чтобы отпраздновать
первый день рождения международного языка Эсперанто, мы собрались, чтобы
отметить праздник Эсперанто, уже имеющего славную историю, миллионы адептов
во всех странах, 14 всемирных конгрессов, тысячи журналов и художественную
литературу. То, что было прекрасной грезой для тех юношей - свободное,
славное всемирное братство - также остается прекрасной грезой и для нас; но
в то время, как они сомневались в избранном пути, мы уверены, что стоим на
зеленой улице в большой семейный круг. Мы уверены ныне, что не японские
грезы о восточной империи, мы уверены, что не английские грезы о мировой
империи, а наши прекрасные грезы о свободном, славном всемирном братстве
спасут человечество. <Полные энергии и страсти /Не устанем яростно
трудиться, /Чтоб мечта, которой нет прекрасней, /Для людей смогла
осуществиться>[8].

Досадно, что мы почти не слышим звонкого голоса студенческой молодежи на
этом празднике надежд и прекрасных грез, но, кажется, по обычаю этой <страны
обычаев>, лишь старцы говорят и действуют, а молодые лишь молча слушают и
ничего не делают. Однако я не хочу сомневаться, что благородные сердца моих
юных слушателей бьются так же сильно и горячо, как сердца тех юных студентов
в Германии, в тот знаменательный декабрьский день сорок четыре года назад.

Пер. с эсп. Юлии Патлань

Ю.Патлань, 2005

[1] Опубликовано: La Verda Lumo (Sanhajo), januaro, 1923. Пер. выполнен по
изданию: Erosenko V. Lumo kaj Ombro. Toyonaka: Japana Esperanta
librokooperativo. 1979. - P. 81-84. Нами сохранены примечания составителя
сборника Минэ Ёситака. В русском переводе публикуется впервые. - Прим.
пер.

[2] Герберт Уэллс, автор <Машины времени>, написал ряд статей о своей идее
<Лиги Наций> уже во время войны, и позже вновь подчеркивал, что человечество
должно объединиться для дальнейшей мирной жизни. - Прим. Минэ Ёситака.

[3] Намек на Версальский договор 1919 г. - Прим. Минэ Ёситака.

[4] Так в тексте. - Прим. пер.

[5] Ллойд Джордж (Lloyd George, David), британский премьер-министр,
подписавший Версальский договор. - Прим. Минэ Ёситака.

[6] Жорж Клемансо (Jordge Clemenceau), премьер-министр Франции,
председательствовавший на Версальской конференции. Минэ Ёситака указывает в
примечании, что в опубликованном тексте Ерошенко приводится вариант
<Krimanso" (вероятно, от эсп. krimo, krima - криминал, криминальный;
преступление, преступный). Предстоит выяснить, авторская ли это аллюзия или
результат записи и работы шанхайских наборщиков. - Ю.П.

[7] 19-летний Заменгоф со своими друзьями-гимназистами отмечал рождение
<Lingwe Uniwersala> у себя дома в Варшаве, в Польше, тогда бывшей под
властью Российской империи, 17 декабря 1878 года. - Прим. Минэ Ёситака

[8] Ерошенко последнюю строфу стихотворения Л.Заменгофа <Espero> (Надежда),
ставшего гимном эсперантистов:

Nia diligenta kolegaro
en laboro paca ne lacigos,
gis la bela songo de l' homaro
por eterna ben' efektivigos.

(Буквально: <Наше прилежное товарищество / В мирной работе не устанет, /
Пока прекрасная греза человечества / На вечное благословение не
осуществится> - подстрочник Ю.П.)

Русский стихотворный перевод С. Вайнблата с эсп. приводится по:
http://miresperanto.narod.ru/tradukoj/zamenhof.htm

Выпуск листа на новом месте: 1743

Ответить   Fri, 10 Feb 2006 14:59:48 +0200 (#513349)