Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Страницы из северного дневника

"Школьный вестник", N2, 2006.

Роза Ахтямова

АНДРЕЙ СУНГУРОВ И ВОЛШЕБНАЯ БЕЛАЯ ТРОСТЬ:

Страницы из северного дневника

Оказывается, за три дня можно переделать уйму дел! Если, конечно, точно знаешь,
что ты должен сделать, - это во-первых. И во-вторых: зная, что времени мало,
сумеешь правильно его распределить. Кажется, на сей раз мне это удалось.

По заданию журнала "Школьный вестник" 14 сентября 2005 года я приехала в Петрозаводск,
в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. А 18-го сентября, утром рано,
шумная детвора вместе с воспитате-лями уже провожала меня домой.

Впервые я побывала в Карелии три года тому назад. Как и в прошлый раз, снова
встретила здесь много замечательных людей, общение с которыми было настоящим
праздником. В знаменитом санатории "Марциальные воды" я провела творческую встречу
с отдыхающими. Успела встретить-ся с руководством предприятия общества слепых
Карелии. А в интернате без передышки общалась с педагогами, с воспитателями и
с детьми, которые за три года стали совсем взрослыми, и их вопросы заставали
меня порой врасплох и заставляли крепко задуматься. Да разве только меня?

С 1991 года работает в школе-интернате Андрей Евгеньевич Сунгуров. Вот уж кого
атакуют ребята с утра до вечера! Ведь ученики и воспи-танники Андрея Сунгурова
стали и читателями его. Причём читателями в прямом и в переносном смысле. Уже
три года он заведует школьной библиотекой. А ещё... Ох, как же повезло этим ребятам!
Любой позавидует: библиотекарь - ещё и профессиональный поэт и писатель, к тому
же - детский. А его воспитанники и ученики - первые читатели и слушатели новых
произведений. Именно здесь, в школьной библиотеке, проводит автор презентацию
своих книг. И я тоже получила в подарок поэтический сборник "Речка может простудиться?"
с дружеской надписью поэта. Узнала, что ребята охотно читают стихи Андрея Сунгурова
со сцены.

Итак, третий день своей командировки я твёрдо решила посвятить общению с библиотекарем-поэтом.
Решить-то решила, а вот как это осуществить при его занятости? Сразу после завтрака
направилась в читальный зал. Библиотека была открыта. Никого. Следом за мной
вошёл стар-шеклассник с книгами.

- Никого нет... И всё открыто, - растерянно сказала я.

- Ну и что, что открыто? - удивился юноша.

- Как это "ну и что?" Здесь же компьютер, ксерокс и прочее:

- Неужели Вы думаете, что кто-нибудь из ребят станет здесь хозяйничать в отсутствие
Андрея Евгеньевича?!

После таких слов юноши я, ей-Богу, устыдилась:

Вскоре явился сам хозяин в окружении читателей всех возрастов. Он приветливо
поздоровался со мной и тут же объявил, что у него сейчас урок литературы в восьмом
классе.

- А тема? - поинтересовалась я.

- Сегодня мы с ребятами будем говорить о писателях Карелии.

- А можно об одном из писателей? - попросила я неожиданно для себя. - Андрей
Евгеньевич, мне стало известно, что недавно вы закончили по-весть "Волшебная
белая тросточка". Помню, что читаете вы быстро и очень выразительно. Может, осилим
за урок? Я бы с удовольствием послушала. Да и ребятам, думаю, интересно.

- Почитайте, пожалуйста, - поддержали меня восьмиклассники. - А урочную тему
мы выполним самостоятельно! Честное слово!

Уговорили. Сюжет захватил не только ребят. Я боялась пропустить хотя бы одно
слово, тем более, что автор попросил меня после поделить-ся впечатлениями о повести.
И автору, и всем читателям могу сказать только одно: сюжет необычный, стиль повести
лёгкий и завораживающий. Много доброго юмора. Интересно и очень удачно сочетается
сказочное и реальное. Слушали внимательно, и только весёлый смех нередко нару-шал
тишину в классе. А затем снова тишина, наполненная переживаниями и безмолвным
ожиданием. Последняя фраза в повести, прочитанная учителем, и звонок, прозвеневший
в конце урока, совпали, как по вол-шебству.

На переменах мне пришлось довольствоваться ролью наблюдателя. Андрей Евгеньевич
выдавал учебники, подбирал для ребят художественную литературу, учитывая их вкусы
и пожелания, и ещё умудрялся отвечать на вопросы самых любознательных. О чём
они только не спрашивали! Их интересует всё: философия, медицина, психология,
политика. Многие увлечены историей. А подросткам, конечно, подавай романы. Недавние
малышки уже стали барышнями! Они требуют то, что похоже на то, что недавно читали
- и им оно понравилось: Я решилась вклиниться в беседу библиотекаря с шестиклассницей
Олесей:

- Андрей Евгеньевич, поделитесь секретом, каким образом удаётся столь-ко помнить
и знать?

- Никакого секрета! - смеётся он. - Мои читатели заставляют меня рыться в справочниках
и в разных энциклопедиях. Поневоле будешь знать! А если серьёзно, я именно детям
многим обязан. Они многому меня на-учили. Кстати, стойкости и мужеству - тоже...

Весь день я ходила за ним по пятам, не выпуская из рук диктофона, чтобы потом
из отрывочных разговоров собрать что-то вроде интервью. И точно так же, по пятам,
но только без диктофона, ходили за ним ребятишки, его читатели, они же - его
воспитанники, они же - его ученики... Так случилось, что от них я узнала гораздо
больше. Узнала, что Андрей Евгеньевич стал для них настоящим другом, что научил
их играть в разные спортивные игры (это очень важно для незрячих детей, потому
что многие из них ведут малопод-вижный образ жизни).

Накануне я много разговаривала с директором школы - Сергеем Васильевичем Зуевым.
Говоря об Андрее Сунгурове, Сергей Васильевич сказал:

- Я просто не нарадуюсь, что именно в моей школе работает этот человек. Он уделяет
детям много времени. Не только играет с ними в спортив-ные игры и вытягивает
их на прогулки - подышать свежим воздухом, по-бегать и попрыгать. Благодаря Андрею
Евгеньевичу наши уче-ники стали частыми гостями республиканской библиотеки, куда
он ездит с ними почти каждую неделю. Их там всегда ждут и тепло встречают.

- Сергей Васильевич, мне говорила директор республиканской библиотеки, что дети
там стали приобщаться к издательской деятельности и что им это так нравится,
что невозможно оторвать.

- Да, это точно. Они учатся не только печатать, но и прочим издательским премудростям.
Любое умение пригодится в жизни, особенно незрячим детям. Зна-ете, я даже горжусь,
что, повторяю, работает у нас Андрей Евгенье-вич - единственный в Карелии мужчина-библиотекарь,
и профессиональный поэт, и писатель, и педагог, и воспитатель. Видите, даже я
заговорил стихами, вот так-то!

У Андрея Евгеньевича немало друзей среди пишущей братии. Они часто приходят в
школу по его просьбе, встречаются с воспитанниками интер-ната, рассказывают о
себе, честно отвечают на вопросы. Бывают здесь и незрячие писатели, среди которых
есть выпускники этой школы.

- Андрей Евгеньевич, а в судьбу вы верите? - спрашиваю я.

- Да тут невольно поверишь, - говорит он, улыбаясь. - У меня ведь с детства было
плохое зрение. А когда учился в шестом классе, врачи настойчиво рекомендовали
перейти в эту именно школу. Но маму кто-то отговорил.

- Зря, наверное?

- Да ведь зря или не зря, а всё равно сюда пришёл. Вот вам и судьба!

- А дневник ведёте?

- Веду. Уже более двадцати лет.

- Прячете его?

- Прячу, но не очень. Я как-то верю в порядочность людей. Тем более близких.

- Мне это понятно. Творческие люди, особенно писатели, часто бывают доверчивы.
Даже слишком.

- Может быть, доверяет тот, кто сам не умеет обманывать?

- Мне приходилось общаться с детскими писателями, и я пришла к выводу, что в
них самих много ребячьего. А вы чувствуете подобное в себе? И если так, понимают
ли вас друзья?

- Честно говоря, чувствую. И больше всего тогда, когда рядом дети. А настоящих
друзей много не бывает. И те, кто есть, меня понимают.

Не только понимают, но и ценят, и любят. Любят они также слушать авторские песни
Андрея Сунгурова в его исполнении. Юным читателям Андрея Евгеньевича тоже полюбились
его задушевные песни под нежный перезвон гитарных струн, и они стали просить:

- Пожалуйста, научите играть на гитаре!

Учит, конечно. И видавшие виды гитары ремонтирует:

- А на творчество время остаётся?

- Наверное, на него и не требуется специального времени. Больше всего я пишу
для детей и о детях, а они всегда при мне.

В 1986 году он написал себе письмо, которое должен был вскрыть через десять лет.

- А вскрыть раньше не было желания? - спрашиваю я.

- Вначале было. Боролся с этим желанием. А потом как-то стал забывать. И вот
что интересно: когда я его вскрыл через десять лет, оказалось, что многое в своей
жизни я предугадал. И ещё: Работая в нашей школе, я иначе увидел жизнь вообще
и даже избавился от каких-то комплексов. Ведь раньше я ужасно стеснялся того,
что у меня плохое зрение. Теперь понимаю, что куда страшнее духовная слепота.

Впервые с поэзией Андрея Сунгурова я познакомилась благодаря журналу <Север>.
Его стихи печатались в <Мурзилке>, а также в газетах <Лицей>, "Карелия", "Приполярье".
А в газете "Моя газета" он вёл детскую страницу под названием "Муравейник". Стихи
Андрея Сунгурова вошли в сбор-ник поэтов Карелии, который называется "Волны трав",
а его очерки о природе Карелии, о воспитании детей были переведены на финский
язык и опубликованы в сборнике "Кипиня".

Снова возвращаюсь к мысли: повезло ребятишкам в Петрозаводске! Они стали больше
читать. Взахлёб рассказывают о про-читанном, а Андрей Евгеньевич незаметно "подчищает>
их речь, избавляя её от ненужных слов. Многие его читатели увлеклись писательством
и уже печатались на страницах журнала "Школьный вестник> и местных га-зет. Не
потому ли они так легко откликнулись на моё предложение провести читательскую
конференцию на тему <"Школьный вестник" - наш журнал>. Вопросы, которые мы обсудили
на конференции, заслуживают особого внимания. А вот уехать, не послушав авторских
песен Андрея Евгеньевича, я не могла.

Когда он настраивал гитару (всё это происходило в школьной библиотеке), в соседней
комнате внезапно выключился магнитофон и прекратились танцы. Очень тихо, на цыпочках,
вошли ребята и расположи-лись вокруг стола. Ни единого звука. Только мягкий голос
звучал в уютной тишине да гитара трогательно подпевала. Этот голос принадлежал
замечательному поэту и удивительному человеку, сохранившему в себе, в своей душе
светоносность детства, человеку, который обе-регает детство слепых и слабовидящих
ребят, помогает им преодолевать всякого рода препятствия и бережно сопровождает
своих читателей и воспитанников во взрослую жизнь.

Выпуск листа на новом месте: 1724

Ответить   Fri, 3 Feb 2006 14:40:44 +0300 (#510347)