[TIFLO] корпус благородных девиц
Корпус БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Новая Россия вспоминает добрый опыт прошлого
Благородным девицам, обучавшимся в дореволюционных женских институтах, было достаточно
выглядеть опрятными, грациозно танцевать, уметь вести домашнее хозяйство
и иметь в меру глубокие познания в тех предметах, которые сейчас называют общеобразовательными.
Собственно, такими в тогдашнем обществе и представляли
образцовых дворянских жен.
Самое молодое специализированное женское учебное заведение России - Пансион воспитанниц
Минобороны РФ - растит благородных девиц совсем иного толка.
Корпус БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Тамара Фральцова, Кира Пластинина и воспитанницы пансиона
Идея возродить элитное учебное заведение для девушек новой России, создав Пансион
воспитанниц, принадлежит министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Отбор
первых воспитанниц осуществляли советники министра обороны Екатерина Приезжева
и Тамара Фральцова, последняя и возглавила пансион.
Разумеется, это заведение нельзя считать благотворительным. Но то, что Минобороны
реализует крупный социальный проект, призванный помочь семьям военнослужащих,
-
бесспорно. В начале сентября прошлого года, когда пансион принял первых воспитанниц,
заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков сообщил,
что пансион создан в рамках реализации "Стратегии социального развития Вооруженных
сил Российской Федерации на период до 2020 г." и его создание в военном
ведомстве рассматривают как составную часть социальной поддержки военнослужащих.
- В этом плане пансион является преференцией для семей военнослужащих. Мы ориентируем
это учебное заведение главным образом на семьи военнослужащих, и
прежде всего те, которые потеряли кормильца. Главная задача заключается в том,
чтобы дать очень хорошее образование и воспитание девочкам.
Территория, которую занимает пансион, с 1935 по 2008 год принадлежала военно-дирижерскому
факультету Московской консерватории. В 2008 году в 7-9-е классы
впервые набрали 180 девочек из разных регионов России. Воспитанницами нового
кадетского учебного заведения стали дочери военнослужащих, проходящих военную
службу в отдаленных военных гарнизонах, дети из неполных и многодетных семей,
а также дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных
государственными наградами.
Как подчеркнула руководитель пансиона Тамара Фральцова, учебная программа пансиона,
созданного в первую очередь как кадетское учебное заведение, направлена
на обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития
воспитанниц. Здесь они получают среднее общее образование, готовятся
к поступлению в вузы, получают начальные знания и навыки, необходимые для выбора
профессии, а также дополнительное музыкальное, художественно-эстетическое
и спортивное образование.
Во время обучения девочкам предстоит изучать русский язык и литературу, математику,
основы информатики и вычислительной техники, историю и обществознание,
правоведение и географию, физику, химию, биологию, физическую культуру, технологию,
иностранные языки, мировую художественную культуру, искусство, музыку,
танцы, живопись, оригами, актерское мастерство, фигурное катание, конный спорт,
музыку и многое другое.
С ноября 2008 года в пансионе действуют "Школа стиля", "Школа этикета" и "Школа
журналистики". "Школой стиля" руководит юная, но уже известная модельер
Кира Пластинина. Идея открыть "Школу стиля" появилась у руководства пансиона
после того, как Кира разработала форму для пансионерок из восьмых классов.
В "Школе журналистики" уроки фотографии проводит классик отечественной пикториальной
фотографии Владимир Клавихо-Телепнев.
По словам Тамары Фральцовой, дети находятся на полном государственном обеспечении.
Немаловажным элементом воспитательного процесса стал конкурс "Самая аккуратная
воспитанница пансиона". По условиям этого конкурса, который проходит с самого
начала учебного года, самую аккуратную воспитанницу выбирают ежедневно на утренней
линейке перед началом занятий.
Кадетское образование в России с каждым годом становится все более популярным.
То, что в 2008 году во многие высшие военные учебные заведения впервые начали
принимать женщин, открывает перед учащимися Пансиона воспитанниц Минобороны РФ
обширные перспективы. В планах военного ведомства - создание подобных заведений
и в регионах. И как знать, возможно, когданибудь выпускницами этих пансионов
Россия будет гордиться не меньше, чем выпускниками суворовских и нахимовского
училищ.
НАДЕЖДА ТИХОМИРОВА
Императрица Екатерина II в 1764 году учредила в Санкт-Петербурге "Воспитательное
общество благородных девиц" с целью, как говорилось в указе императрицы,
"дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи
и общества". Позднее общество получило название, под которым и вошло в историю,
-
Смольный институт благородных девиц.
Проект нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде, помог
разработать Иван Иванович Бецкой. Это был крупнейший деятель второй половины
XVIII века в области просвещения, президент Российской академии художеств, "отец"
многих социальных и благотворительных проектов того времени (в частности,
именно им до мельчайших подробностей была разработана идея создания Воспитательного
дома в Москве).
Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских
семей. На учебу принимались девочки в шестилетнем возрасте и содержались в
институте до восемнадцатилетия. Предполагалось, что, полностью изолированные
от влияния среды, семьи, улицы, они станут женщинами, свободными от пороков,
и воспитают детей такими же.
Обучение и воспитание в Смольном велось по возрастным группам. Девочек учили
чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных
предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери:
шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.
Смольный институт был любимым детищем императрицы. Через несколько лет после
его основания она написала Вольтеру, с которым состояла в дружбе: "Мы очень
далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли
украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными,
ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь
попечение о своем доме".
В начале XIX века Смольный, который располагался в помещениях, построенных для
Смольного монастыря, переехал в специально построенное для него здание.
На первом этаже по сторонам коридора располагались классные, а на втором - жилые
комнаты. В институте был большой парадный зал с оригинальными люстрами.
Со стороны главногоподъезда к зданию устроили большую площадь, а с противоположной
стороны заложили регулярный сад.
Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний
Екатерины II: он просуществовал до 1917 года.
*
Вопросы о приеме в корпус решаются по линии министерства обороны РФ (через командование
части, в которой служит отец (мать) или через военкоматы).
Выпуск листа на новом месте: 7939
количество подписчиков: 332
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru