[TIFLO] А. Попко Субъективные впечатления о слушаниях в ОП
Субъективные впечатления о слушаниях в ОП по I Московской школе или почему
"чиновник" ругательное слово
https://m.facebook.com/notes/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B
9-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%BE/%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%
D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%
B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
%D1%85-%D0%B2-%D0%BE%D0%BF-%D0%BF%D0%BE-i-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%
B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8
-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/6063102
22745128/?refid=21
Никак не отпускает пост-эффект от вчерашних слушаний в Общественной Палате
по поводу судьбы I школы-интерната для слепых и слабовидящих. Если коротко,
то единственное в Москве и одно из ключевых учреждений в системе образования
незрячих передают из ведения Департамента образования в Департамент
социальной
защиты населения.
Не вдаваясь в детали, скажу, что меня лично очень волнует принципиальный
крен. Раньше я поступал в общеобразовательную школу, т.е. был учеником
(пусть
и с особыми образовательными потребностями: чтение книг, написанных шрифтом
Брайля, использование рельефно-графических пособий и карт, изучение
адаптивных
решений в сфере ИКТ). Никому не могло прийти в голову убрать из учебной
программы даже черчение: нас пытались научить чертить на специальных
приборах на
плёнке -- линия получалась выпуклой.
Теперь же я (а, точнее, незрячие дети моих одноклассников) становятся
инвалидами, которых будут обучать в учреждении социальной защиты.
Почувствуйте разницу:
не школьники с инвалидностью, а инвалиды в интернате.
Во вчерашних слушаниях, которые организовала Диана Гурцкая, принимали
участие два высокопоставленных московских чиновника -- от Департамента
социальной
защиты и Департамента образования г. Москвы. Я бы хотел нарисовать пару
картинок с выставки...
...До начала встречи стояли у входа в Общественную Палату и ждали О.Н.
Смолина. К нам подошли женщины (честно говоря, не узнал по голосу, кто
именно это
был) и начали высказывать буквально следующее: "Мы совершенно напрасно сюда
пришли", "Сейчас много людей потеряет столько ценного времени", "Ситуация
очевидна
-- чего толочь воду в ступе", "Смолин основной возбудитель спокойствия". До
тех пор, пока не было сказано, что передача школы -- абсолютно правильный и
логичный шаг, я старался не встревать: знаю, что при сильном эмоциональном
возбуждении (а вопрос, надо сказать, волнительный даже для меня) рот лучше
не
открывать, чтобы потом не было мучительно неудобно...
Но на заявление, которое диаметрально противоположно тому, что я думаю, я
как-то сам собой отреагировал: "Н-ну, по поводу правильности этого шага есть
и встречные мнения..." Такая откровенность вызвала разом бурю эмоций вплоть
до очевидного (!) вывода о том, что я не знаю, о чём говорю. Дело кончилось
печально: будучи парнем откровенным, я после не очень продолжительного
времени сказал то, что думаю: "Дело в том, что я просто вам не верю". К тому
моменту
я уже понял, что беседую с основными докладчицами по теме...
Как это ни странно, дамы, похоже, всерьёз -- по-человечески -- на меня
обиделись. Видимо, они предполагают, что я просто обязан верить всем своим
сердцем
во всё, что они говорят и делают, уже просто потому, что... ну, просто
потому, что земля круглая. В последствии одна из этих дам бросила столь же
дикую
для меня фразу (за точность цитаты не поручусь, но смысл передам):
"Изменение ведомственной принадлежности школы-интерната правильно уже
потому, что оно
рассматривалось на заседании правительства города Москвы".
Вообще, слушания выглядели так: высокопоставленные чиновники вынуждены были
оторваться от своих очень важных занятий только лишь для того, чтобы
просвятить
чересчур обеспокоенных родителей и неинформированную (но тоже на всякий
случай возбуждённую) общественность. Я всё время слушаний никак не мог
отделаться
от аналогии: мама ведёт ребёнка в детский сад, а он идти не хочет. Она
устала и у неё есть куча гораздо более важных дел, чем капризы отпрыска. Она
тяжело
вздыхает и говорит: "Хорошо, раз ты такой маленький, давай я тебя
поуспокаиваю..."
При этом всем взрослым и здравомыслящим людям понятно, что ребёнок
капризничает напрасно и что в сад идти ему всё равно придётся. Мама может
даже любя
отчитать его: "Ну, тебе уже три года, а плачешь, как девочка. Тебе в саду
понравится, с ребятами подружишься -- спасибо мне скажешь".
Вот абсолютно то же самое происходило и вчера, причём, буквально -- вплоть
до оценки поведения расшалившихся С.А. Новикова и С.Н. Шилова, которым
привели
в пример хорошего мальчика Олега Смолина. Конечно, оценка поведения
участников давалась казённым (приличным) чиновничьим языком -- с
употреблением таких
слов, как "толерантность" и "люди с ограниченными возможностями", но суть от
этого не меняется.
Содержательно позиция была абсолютно непоколебима. Причём, непоколебима
настолько, что даже попытки её поколебать (у всех мало-мальски грамотных
людей)
должны вызывать удивление: "Видишь, ты плачешь, значит ещё маленький. Значит
тебе точно нужно идти в сад" -- такой ответ получила завуч нашей школы И.В.
Хватова, которая пыталась в отведённые ей несколько минут вложить всю
озабоченность родителей и педсостава.
Вместе с тем, надо признать, что на родителей учащихся нашей школы
выступление чиновниц произвело некоторый успокоительный эффект, поскольку
острые текущие
вопросы были сняты: школа сохранит своё название , качество образования
останется прежним ("Я, правда, не знаю, что сейчас в школе и как, но это я
точно
гарантирую... Что здесь смешного?!"), все иногородние учащиеся получат
возможность доучиться. И я родителей понимаю: они смирились с неизбежным
злом и
начали рационализировать ситуацию, пытаясь минимизировать пагубные
последствия преобразований, которыми их осчастливили.
...В общем, ручка (её выдали вместе со списком приглашённых и парой
листочков для заметок -- мы ж культурные люди, ё*тыть), которую я вертел в
руках, сломалась
через час после начала беседы. Внутри завязался узел из смеси бешенства и
бессилия. В голове роились обрывки мыслей: "Я не хочу, чтобы эти люди,
которые
воспринимают меня как ребёнка и наперёд знают всё, что я хочу, умею и должен
делать, руководили образованием или социальной защитой. Мы дееспособные,
взрослые
люди, за плечами которых университеты, годы жизни в других странах,
кандидатские степени, а главное -- ежедневная жизнь в тех условиях, которые
они нам
создали. Я окончил МГУ с "красным" дипломом, а мой опыт жизни незрячим
никому из чиновников не снился ни разу. И мне сейчас рассказывают, чего я
должен
хотеть от этой жизни и почему это правильно".
Честно скажу: хорошо, что бодливой корове (в моём лице) бог не дал рогов.
Чуть успокоившись, я всерьёз начал размышлять о том, что "...в Америке вот
пару-тройку
президентов завалили... А оно, наверное, неплохо: по крайней мере, очень
поучительно для окружающих". Потом я сам называл себя излишне
впечатлительным
юношей, у которого, видимо, случился острый приступ осеннего обострения, но
узел этот я развязать не могу до сих пор. И дело даже не столько в школе,
сколько
в абсолютном отсутствии рефлексии вторых-третьих лиц московских
департаментов (как мама, которая отдаёт ребёнка в сад и не будет второй раз
задумываться,
а правильно ли она поступает).
Почему у этих людей (они же в миру обычные тётки, в общем-то) не возникло
мысли хотя бы выслушать? Спросить: "Хорошо, мы понимаем вашу озабоченность.
Давайте
вместе сформулируем проблемы на бумаге и попытаемся порешать. Как можно это
сделать? Уставом школы? расширенными полномочиями управляющего совета?
Постановлением
правительства Москвы об особом статусе школы?"
Почему, кто бы мне ответил, ни Болотная площадь, ни Бирюлёво никого ничему
не учит? Куда отдать этих чиновников на перевоспитание? Чтобы они видели за
инвалидами людей. С другой стороны, ведь для них же все люди такие вот
инвалиды... А, может, это не у меня инвалидность? Тогда как мне помочь этим
дамам
преодолеть ощущение собственной непогрешимости? (ведь они же в школьные годы
решали те же задачки, что и я. И совсем не факт, что решали лучше).
Почему сейчас они не могут увидеть за попытками отстоять школу стремление
выйти за границы собственной инвалидности? Стремление взрослых, умных и
здравомыслящих
людей жить, как все? Стремление оставить школу школой, не превращая её в
богодельню? И не нужны мне никакие новые законы об образовании, в
соответствии
с которыми Департамент социальной защиты может вести полноценную
образовательную деятельность (в строгом соответствии с образовательными
стандартами).
Я почему-то по жизни чувствую себя гораздо большим инвалидом, сталкиваясь с
социальными службами, чем учась в Московском госуниверситете.
Что мне (незрячему) нужно сделать, чтобы преодолеть отношение к себе, как к
ребёнку, которого чиновникам приходится опекать (естественно, сам-то он не
знает, что он может и хочет от этой жизни). Как мне, оставшись инвалидом
физически, стать взрослым человеком хотя бы в глазах представителей системы
образования
и социальной защиты? И не надо мне этого лицемерия: "человек с ограниченными
возможностями" -- называйте меня "инвалидом", но засуньте куда-нибудь вглубь
(или хотя бы научитесь прикрывать) собственное морально-психологическое
превосходство, в народе называемое "жалостью".
P.S. Хотя, если меня так это задевает, может, я, правда, не вырос пока?..
P.P.S. Или всё-таки пристрелить?..
P.P.P.S. Шутка! (лучше напишу, а-то ни задачки, так литература... кто их
знает, хасспод чиновников...)
Вчера в 13:13
Выпуск листа на новом месте: 7931
количество подписчиков: 330
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
На протяжении всего существования человечества, в том числе в древности, рождались
слепые люди. Многим известным людям это не помешало стать талантливыми в каком-либо
виде искусства или научной деятельности.
Один из малоизвестных, но очень много сделавших для современной российской науки
незрячих -
ЗУБОВ Владимир Иванович
(14.04.1930 - 28.10.2000)
Основатель и декан факультета прикладной математики процессов управления, член-корреспондент
РАН, лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических
наук, профессор, заведующий кафедрой теории управления (1967-2000)
В. И. Зубов родился 14 апреля 1930 года в городе Кашире Московской области, где
окончил неполную среднюю школу в 1945 году. В 1946 году приехал в Ленинград,
продолжил обучение в средней школе, после окончания которой в 1949 году поступил
в Ленинградский государственный университет.
В 1953 году В. И. Зубов окончил математико-механический факультет Ленинградского
университета. С 1955 года кандидат физико-математических наук, с 1960 года доктор
физико-математических наук, с 1963 года профессор. В 1968 году удостоен звания
лауреата Государственной премии СССР за цикл работ по теории автоматического
регулирования. В. И. Зубов избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению
механики и процессов управления в 1981 году. В октябре 1998 г. ему присвоено
звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
В. И. Зубов женат (с 1950 г.), его супруга Зубова Александра Федоровна доктор
технических наук, профессор. Владимир Иванович является отцом шестерых детей
и дедом пятнадцати внуков.
Жизнь прожить - не поле перейти.
А теперь о том, что не вошло в официальную биографию.
В.И.Зубов происходил из семьи купцов первой гильдии, которая была лишена прав
и состояния в 1917 году. Большая семья Зубовых ютилась в сыром подвале, дети
спали прямо на полу. Матери Владимира Ивановича приходилось собирать картофельные
очистки, чтобы хоть как-то прокормить троих сыновей. Уже став всемирно известным
учёным, Зубов вспоминал, как мальчишкой бегал на речку собирать и есть двухстворчатые
ракушки. В 1944 году, когда Владимиру Ивановичу было 14 лет, произошла трагедия:
в результате взрыва гранаты он потерял зрение:
Что испытал ты в этот час,
О том известно только Богу.
Пришлось учиться в первый раз,
Куда, идя, поставить ногу.
(строки из поэмы Р.Нелепина "Владимир Зубов")
Узнав, что лучшая школа для слепых и слабовидящих находится в Ленинграде, Владимир
переехал туда учится.
Окончив школу, Владимир Иванович пришёл на общеленинградскую математическую олимпиаду,
из призёров которой выбирали для поступления на прославленный мат-мех ЛГУ. С
заданиями, рассчитанными на несколько часов работы, Зубов справился за 15 минут.
Профессора, среди которых были автор учебника по матанализу Г.М.Фихтенгольц и
знаменитый алгебраист Д.К.Фаддеев, усомнились в том, что он решил их за столь
короткий срок. Зубову дали новое задание. Не отходя от стола президиума, Владимир
дал верные ответы. Сомнений не оставалось, и ему присудили первое место.
В том же году Зубов подал документы для поступления на матмех ЛГУ. В приёме ему
было отказано. Только после личной поездки на приём к министру в Москву документы
были приняты, и Владимир Иванович, сдав восемь экзаменов по общему конкурсу,
все же поступил.
По воспоминаниням сокурсников, он не выглядел несчастным инвалидом: спокойно
справляясь с бытовыми заботами, быстро накалывал (с помощью шрифта Брайля) записи
лекций и столь же быстро читал их, пробегая пальцами по строчкам. Сочувствие
однокурсников к слепому товарищу скоро перешло в уважение. Он всегда производил
впечатление энергичного, жизнерадостного человека, уверенного в правильном будущем.
На четвертом курсе Владимир Иванович всех обогнал, окончив обучение досрочно
и получив диплом с отличием. А ведь лекции ему приходилось воспринимать на слух.
И он, только прислушиваясь к скрипу мела, мог указать на ошибку, которую не замечал
никто из зрячих!
Вскоре Зубов активно включился в научную работу. Первая же монография Владимира
Ивановича была переведена за границей и принесла автору всемирную научную известность.
Круг научных интересов Владимира Ивановича Зубова поражает своей широтой. Результатов,
полученных им за первые 20 лет интенсивной творческой работы, хватило на 6 монографий
и учебных пособий!
Характерной чертой Зубова-учёного была научная дерзость: он не боялся браться
за решение актуальнейших и труднейших задач, стоящих перед наукой. В дальнейшем
Владимир Иванович Зубов направил все свои замечательные способности на разработку
только что появившейся теории оптимальных процессов не только как учёный-теоретик,
но и как учёный-организатор науки. Он основал в ЛГУ сначала кафедру Теории управления
такими процессами, а вслед за этим, в 1969 году, несмотря на противодействие
влиятельных лиц, факультет Прикладной Математики - Процессов Управления (ПМ-ПУ)
и до последних дней своей жизни успешно руководил этими коллективами. Кафедрой
напрямую, а факультетом - через своих учеников.
По воспоминаниям Татьяны Филипповой, главного редактора журнала "Библиотечное
Дело": "Шок, который я испытала, переступив порог деканского кабинета, трудно
описать. Профессор Зубов, математик с мировым именем, ведущий в мире специалист
в области математической теории процессов управления и устойчивости, автор более
300 научных публикаций, принимавший активное участие в создании систем инерциальной
навигации, в проектировании, создании и эксплуатации систем самонаведения крылатых
снарядов, БЫЛ АБСОЛЮТНО СЛЕП.
Со свойственной незрячим людям чуткостью он уловил мое замешательство и очень
спокойно рассказал, как четырнадцатилетним мальчиком во время обстрела был ранен,
полностью потерял зрение, после войны приехал в Ленинград, окончил школу для
слепых, потом университет, аспирантуру, защитил диссертацию, потом вторую докторскую,
стал профессором.
"Но как? Ведь книги по математике не напечатаны шрифтом Брайля, беспомощно спросила
я, пытаясь сопоставить все услышанное с моими представлениями о возможностях
слепых людей".
"Нет, конечно'', - улыбнулся Владимир Иванович. - ``Сначала мне помогали друзья
читали вслух. А потом моими "глазами" стала жена Сашенька"."
Сашенька - это его однокурсница Александра Фёдоровна Хитрина, ставшая ему верным
другом и женой на всю жизнь.
Все, кому когда-либо посчастливилось побывать в доме на Конной, отмечали необыкновенное
хлебосольство Зубова. Почти в каждом втором очерке о Владимире Ивановиче упоминается
овальный стол под белой скатертью с бутербродами, щами и знаменитой гречневой
кашей, которыми он угощал гостей. Он, будучи ученым с мировым именем, в беседе
и работе показывал элемент равнозначности, прислушиваясь и к студенту, и к профессору:
А я дверей не закрываю,
Замков не вешаю стальных,
Друзей с любовью принимаю,
С отрадой в сердце - остальных.
(В.И.Зубов)
Надо быть человеком огромной силы воли, оптимистом и жизнелюбом, чтобы в таких
обстоятельствах, какие выпали на долю Владимира Ивановича, не пасть духом, жить
и работать! И надо сказать, что Владимир Иванович был именно таким человеком.
Будучи студентом, Зубов катался на коньках, занимался греблей на академической
лодке, пел, танцевал на студенческих вечерах и прежде всего был прекрасным математиком,
образно чувствующим науку. Он жил полной жизнью: занимался сложнейшей научной
работой, общался с широким кругом коллег и друзей, кроме того, писал стихи. В
2000 году вышла его книга "Стихотворения. Сонеты. Завет ушедших поколений", в
ней есть такое стихотворение:
Судьба
Бушует ветер на просторе,
А дуб упёрся, весь дрожит
Не равны силы в этом споре,
И он поверженный лежит.
Согнулась малая травинка,
И буря мимо пронеслась.
Прогнулась гордо её спинка,
Головка к солнцу поднялась.
Траву щипает на просторе
Баран курчавый не спеша.
До травки той добрался вскоре,
И сгинула её душа.
Упавший дуб весь распилили,
Собрали косточки бойца,
Зимой им печи протопили...
Так нёс он службу до конца.
Владимир Иванович мечтал о том, какие возможности откроет для незрячих людей
компьютер. Он говорил об экранах, на которых будут рельефно отображаться тексты,
системах, преображающих тексты в звуковой формат, о том, что скоро это станет
доступно каждому. Это казалось фантастикой : в те времена "компьютер" занимал
огромные залы. Еще в 1969 году он предложил создать "виртуальный" центр, который
могли обслуживать слепые математики, начал их подготовку на своем факультете.
Под его вселенский авторитет Академия выделила на этот проект миллион рублей.
Но прорыв не произошел. Деньги были потрачены на более приземленные нужды.
Профессор Зубов видел не на годы, на столетия вперед. Он сумел увидеть, каковы
будут последствия перестройки для СССР, а главное, он сумел объяснить, какими
управленческими приёмами развалили СССР. Но если есть алгоритм развала государства,
то, значит, есть алгоритм сборки раздробленного.
Зубов, специалист по теории управления, описал общие закономерности управления
и самоуправления для любой суперсистемы, в т.ч. и для общества людей. Его курс
"Достаточно общей теории управления" сейчас читают в многих ВУЗах России.
И главное: Владимир Иванович Зубов обладал очень высокой нравственностью и верой
в победу добра. Он сумел создать коллектив, работающий по соборному принципу,
когда люди, обладающие разными способностями, дополняют друг друга, образуя единый
организм с очень большими возможностями.
Выпуск листа на новом месте: 7934
количество подписчиков: 331
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru