Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] успехи особого ребенка оцениваются по его развитию

Битова: успехи особого ребенка оцениваются по его развитию
15:0023.04.2012 / 92

В разделе "Новая школа" итоговой версии "Стратегии-2020" говорится о
поспешности широкого внедрения инклюзивного обучения. Новая политика в
отношении детей
с ограниченными возможностями здоровья приводит к тому, что в массовой школе
они не могут получить соответствующего образования. О ситуации рассуждает
в интервью РИА Новости президент Центра лечебной педагогики Анна Битова.

Версия для печати

В разделе "Новая школа" итоговой версии
"Стратегии-2020"
говорится о поспешности широкого внедрения инклюзивного обучения. Новая
политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к
тому,
что в массовой школе они не могут получить соответствующего образования. О
ситуации рассуждает в интервью РИА Новости президент Центра лечебной
педагогики
Анна Битова.
- Анна Львовна, "Стратегия-2020" констатирует: поспешное широкое внедрение
инклюзии приводит не к равенству прав, а к потере детьми с особыми
образовательными
потребностями возможности получить соответствующее образование. Вы с этим
согласны?
- Не совсем. Проблемы в организации инклюзивного обучения, безусловно, есть.
Но развитие инклюзии совершенно необходимый процесс, и его эффективность
зависит
от решимости тех, кто в нем участвует.
Инклюзия в России вводится пока стихийно. На днях на парламентских
слушаниях, посвященных инклюзивному образованию, из уст экспертов прозвучало
определение
"дикая инклюзия"...
Так, родители особого ребенка хотят, чтобы он учился в общеобразовательной
школе, а в школе не создано для того условий. Важно ведь не только то, что
ребенок
посещает обычный детский сад или школу, но и то, какая поддержка ему там
оказывается: есть ли тьютор, проводятся ли дополнительные занятия, обучен ли
персонал.
С другой стороны, даже в советское время дети с ДЦП, аутизмом ходили в
обычные школы. То есть дело не столько в технических условиях, сколько в
отношении
тех, кто помогает ребенку с нарушениями развития войти в детский коллектив.
Если родители и школа объединят усилия для интеграции особого ребенка в
коллектив,
они добьются успеха.
- Какими должны быть условия в инклюзивной школе? Как ее, к примеру, нужно
оборудовать?
- Все должно быть устроено с учетом особенностей конкретного ребенка,
принятого в школу. Неправильно было бы стандартизировать интегративную
среду - нужен
индивидуальный подход. Скажем, ребенку с ДЦП нужна безбарьерная среда,
аутисту - тьютор и, возможно, игровая комната, где бы он мог отдохнуть.
Многое можно
сделать без особых затрат - оборудовать в классе или коридоре огороженный
занавеской уголок для отдыха и игры.
Сейчас слово "инклюзия" на слуху, и создается впечатление, что здесь все
просто: любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья может учиться в
общеобразовательной
школе рядом с домом. Но в конце года этому ребенку надо наравне с другими
учениками писать контрольные работы и тесты. Что делать, если он не
справляется?
Для такого ребенка нужно разработать индивидуальные критерии оценки
успеваемости.
В общеобразовательной школе сейчас нет разноуровневого образования: все дети
должны учиться по одному образовательному стандарту. А должно быть несколько
стандартов: ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя равнять
с остальными детьми. По сути то, что ребенку с особым развитием
предъявляются
обычные аттестационные требования, является главным препятствием инклюзии.
Необходимо оценивать успехи особого ребенка относительно его собственного
развития,
а не стандартной учебной программы, и это должно быть закреплено
законодательно.
- Всем ли показана инклюзия?
- Все зависит от конкретного ребенка, его интересов, возможностей и от
решения семьи. В моей практике мама одного мальчика с аутизмом решила, что
он будет
учиться в общеобразовательной школе. Мне казалось, ребенок не справится.
Мама настояла на своем, и ребенок успешно окончил школу. Но это потребовало
определенных
усилий и от мамы - ей приходилось много с ним заниматься. Другая мама могла
бы отдать ребенка в спецшколу.
- В чем преимущества инклюзии? Сторонники специального образования
утверждают, что в любом случае без него не обойтись.
- Лет 20 назад я проводила консультации в школе для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Это была довольно сильная школа с хорошими специалистами и
традициями
обучения. Говоря о сложностях в работе, директор отметила, что прогресс у
детей не слишком большой: с ними занимаются 10 лет, а у них по окончании
школы
все равно остаются проблемы с речью. Но ведь это же естественно, если в этой
школе все, кроме учителей, разговаривают плохо. Тогда нельзя было
представить,
чтобы такие дети учились в общеобразовательной школе. Теперь же у нас есть
положительный опыт и понимание, как обучать особых детей вместе с
остальными.
Другой пример. Девочка с ДЦП пошла учиться в общеобразовательную школу. Мы
поначалу думали, что она вообще не сможет писать - для нее это было очень
тяжело.
А она, глядя на ребят, начала учиться и успешно освоила письмо.
Но спецшколы нужны. Это подтверждает и зарубежный опыт: во многих странах,
где инклюзивное образование получило широкое распространение, работают и
спецшколы
для детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
Материал подготовила Елена Кузнецова (
НИУ ВШЭ
), специально для РИА Новости
Источник
Twitter Tweet Button фрейм

Выпуск листа на новом месте: 7353
количество подписчиков: 315
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Thu, 14 Feb 2013 04:47:04 +0400 (#2677995)