Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2013-08-27

[TIFLO] Re: словари

Доброе время суток, уважаемые участники рассылки и Вероника Филиппова!

В письме от 27 августа 2013 г., 7:37:55 мне довелось прочесть:

ВФ> Мне необходимы словари для изучения русского языка. Имеются ли
ВФ> у кого-то программы или просто тексты орфографических, толковых и других
словарей.

Есть комплект из огромного количества словарей, в который входят и те,
которые Вас интересуют. Там имеется удобная оболочка и скрипты для
джоза. Собрал и адаптировал всё это добро человек с ником Шанти. Вот
выложила, качайте:

http://us.ua/1204548/

   2013-08-27 11:07:10 (#2811834)

[TIFLO] Re[2]: словари

Доброго всем здоровья! Уважаемая Вероника, очень похвальное занятие изучение
Русского языка. Все, что вас интересует, найдете в библиотеке макс ридер.
Или в библиотеке lbdb. С наилучшими пожеланиями!

Выпуск листа на новом месте: 7875
количество подписчиков: 323
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-08-27 09:28:46 (#2811737)

[TIFLO] Re: словари

Вероника, здравствуйте.
На gramota.ru есть много чего по русскому языку, есть продукт от abby
называется lingvo, который в целом не плохо озвучивается, особенно
версия x3, но она не работает в win 8. Есть еще у яндекса сервис -
словари. Так чтосо словарями проблем нет.
С уважением, Войцеховский М.В.

27.08.13, Вероника Филиппова<nikafilippova***@y*****.ru> написал(а):
> Здравствуйте. Мне необходимы словари для изучения русского языка. Имеются ли
> у кого-то программы или просто тексты орфографических, толковых и других
> словарей.
> Спасибо и удачного дня.
>
> С уважением Филиппова вероника.
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 7873
> количество подписчиков: 323
> подписаться письмом:
> culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
> Заказать правила рассылки по почте:
> culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
>
>

Выпуск листа на новом месте: 7874
количество подписчиков: 323
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-08-27 09:03:33 (#2811717)

[TIFLO] словари

Здравствуйте. Мне необходимы словари для изучения русского языка. Имеются ли
у кого-то программы или просто тексты орфографических, толковых и других словарей.
Спасибо и удачного дня.

С уважением Филиппова вероника.

Выпуск листа на новом месте: 7873
количество подписчиков: 323
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-08-27 08:38:44 (#2811700)

[TIFLO] В Санкт-Петербурге просят не выселять из центра школу для слепых.

В Санкт-Петербурге просят не выселять из центра школу для слепых.

Учителя единственной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге
обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не переносить школу на
окраину Красногвардейского района, где до ближайшего метро надо ехать на автобусе
или трамвае, а потом полкилометра идти пешком. Это представляет трудности для
130 слепых учеников и 8 слепых учителей.

Сейчас школа располагается в историческом здании у метро "Новочеркасская", но
весь этот квартал отдан под общественно-деловую застройку. Компания Setl City,
которая реализует этот проект, выиграла тендер на застройку при условии переноса
школы за счет застройщика - учитывая условия, разработанные для нового здания
комитетом по образованию.

Поначалу руководству школы обещали новое оснащенное здание у метро "Новочеркасская"
с бассейном. Через год школе было предложено другое здание - неподалеку от станции
метро "Елизаровская", а сейчас на повестке дня план переезда в отдаленное от
центра здание на 1-й Жерновской улице, 8, где в настоящее время располагается
политехническое училище No35.

Председатель регионального Центра незрячих специалистов Нина Балан рассказывает
о проблемах школы для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге и ее учениках:

Прослушать аудиозапись рассказа Нины Балан о проблемах незрячих в
Санкт-Петербурге можно на странице по ссылке:
http://www.svoboda.org/content/article/24970183.html

   2013-08-27 00:54:27 (#2811599)

[TIFLO] <<На каждый шаг вперед - три назад>>

На каждый шаг вперед - три назад.

Итоги года в образовании. Что удалось правительству в плане изменений, что нет
за прошедший год, на Ваш взгляд?

Все зависит от того, что считать поставленными целями. Если поставленными целями
считать те законы, которые приняты, то правительству в основном все удалось.
Была поставлена цель ввести в 2012 году Федеральный закон No 83-ФЗ <<Об автономных,
бюджетных, казенных учреждениях>>, и он вступил в силу. Хотя против этого закона
было собрано 7 миллионов подписей, этого не хватило даже для того, чтобы заставить
Госдуму рассмотреть вопрос о его отмене. На все мои попытки потребовать рассмотрения
этого закона я слышал примерно следующее: народ сам не понимает своего счастья,
вот введем закон, и все успокоятся. То есть были нарушены элементарные правила
парламентской работы, так как считается, что даже при 100 тысячах подписей <<против>>
мы обязаны рассмотреть какую-либо общественную инициативу. А уж при 7 миллионах
подписей правительство было обязано вынести на пленарное заседание этот закон.

Теперь что касается целей, поставленных в новом Федеральном законе <<Об образовании>>.
Мы помним, что перед направлением в Госдуму этот закон подвергся резкой <<зачистке>>
со стороны Минфина и наиболее важные социальные положения были вычеркнуты. Они
касались средней зарплаты педагогических работников, платы за общежития для студентов,
размера стипендий и т. д. Последние поправки, которые были по этим пунктам,
в закон не попали, депутаты попытались вернуть их обратно, но не получилось.
Так что если ставилась задача дальнейшей резкой коммерциализации образования,
если ставилась задача принятия закона, который еще более бы сузил полномочия
парламента и наличие соцгарантий, то этот закон принят и вступает в силу с 1
сентября 2013 года.

Вообще, в этом законе мы насчитали порядка семи позиций в <<плюс>> системе образования
и порядка двадцати в <<минус>>, т.е. на каждый шаг вперед - три назад. Не факт,
что я вспомню все семь, но несколько назову.

Первое, это все-таки ожидаемое некоторое повышение зарплаты учителям, но, возможно,
в основном за счет интенсификации труда, мы еще поговорим об этом более подробно.

Второе, закон предусматривает так называемые сетевые формы реализации образовательных
программ, иначе говоря, совместных. Это значит, что необязательно каждой школе
все материальные и технические ресурсы иметь у себя, можно пользоваться ресурсами
других школ. Например, нет у директора в школе мастерских, он использует для
обучения детей базу коллеги.

Третье, информатизация. Теперь будет обязательной максимальная открытость образовательного
учреждения, а это значит работа с сайтами, электронными журналами и дневниками
будет продолжаться. Правда, пока я вижу, что электронный журнал не отменил бумажную
версию и учителю приходится выполнять двойную работу, а это означает дополнительную
нагрузку.

Четвертое, нам удалось продвинуть несколько положений, связанных с образованием
инвалидов. Например, инвалиды с детства могут теперь воспользоваться льготами
при поступлении в вузы, теперь все это прописано в законе...

Вы сказали о <<дальнейшей резкой коммерциализации образования>>. Как это скажется
на школах?

По прежнему закону школа, как и другое образовательное учреждение, представляло
собой некоммерческую организацию. У нее были другие цели. Согласно Закону No
83-ФЗ, цитирую близко к тексту: <<де факто некоммерческие учреждения превращаются
в коммерческие организации>>. Официально это <<новые бюджетные учреждения с
расширенными правами>>, по статусу очень близки к унитарным коммерческим организациям.
Поскольку главная цель коммерческой организации - зарабатывание денег, меняется
вся идеология школы, оценка работы этих учреждений и т.д. В свое время (сейчас
не знаю, сохранилось это или нет) московским школам выдавали планы зарабатывания
денег. Я как-то приезжал в одну из школ Москвы, и мне рассказывали, как им советовали
купить макаронную машину... Есть и более простой вариант, часто встречающийся.
Расскажу на примере знакомого мне родителя. Его ребенок ходит в первый класс,
сверх программы в первом классе предложены два предмета: информатика и, что особенно
занятно, риторика. Понятно, что предметы платные, но, более того, эти предметы
поставлены в обычное расписание уроков еще и таким образом, что, если родители
отказываются от этих предметов, ребенок будет <<болтаться>> по школе в течение
часа-двух. Плюс еще родители хотят, чтобы ребенок развивался, они отдают его
на курсы дополнительного образования. В Москве есть льготные курсы дополнительного
образования по 2000 рублей, а есть нельготные - по 6000 тысяч. Они выбрали льготные.
В общей сложности, с учетом трех курсов и двух дополнительных предметов в школе,
у них плата за образование в первом классе составила порядка 8 000 рублей в месяц.
Согласитесь, не каждая семья может себе такое позволить даже в Москве, не говоря
уже про другие регионы. Хотя и в регионах тоже стараются коммерциализировать
все, что возможно, но уровень дохода граждан не всегда это позволяет. И директор
в этом плане тоже ничего поделать не может, потому что перед ним поставлена задача
- школа должна зарабатывать деньги.

По данным портала Superjobна 2011 год, расходы на образование увеличились существенно,
в 2011 году многим респондентам пришлось платить за то, за что они не платили
в 2010, и тенденция сохраняется.

Новый закон <<Об образовании>>. Прокомментируйте, пожалуйста, изменения, которые
теперь коснутся коррекционных и малокомплектных школ?

Начнем с малокомплектных школ. Все мы неоднократно слышали заявления Дмитрия
Ливанова о том, что пора остановить ликвидацию сельских школ. Это, конечно, похвально,
правда, почти все, что можно было закрыть, уже закрыли, но дело не только в
этом. В новом законе прописаны нормативы малокомплектной сельской школы, которые
должны учитывать расходы, не связанные с количеством детей. То есть все-таки
есть попытки ввести хотя бы частичный запрет на подушевое финансирование, которое,
строго говоря, и привело к резкому сокращению сельских школ. Даже в 90-е годы
школы почти не закрывались, школы стали резко закрываться после 2004 года, и
при прежнем министре Андрее Фурсенко было закрыто порядка 15 тысяч из 20 тысяч
сельских школ. Сельские школы традиционно составляли 2/3 от общего числа, и сегодня
это соотношение уменьшилось, так как в основном закрывались именно сельские
школы.

Если взять <<дорожную карту>>, утвержденную правительством, то там написано,
что сегодня 9,9 ребенка приходится на 1 учителя, а к 2018 году должно стать
13 детей на 1 учителя. То есть примерно 20% учителей должны уйти. Эксперты подсчитали,
что к 2018 году собираются уволить порядка 90 тысяч учителей, и это ужасно. Кроме
того, это будет означать, что ликвидацию сельских школ никто не собирается останавливать,
потому что наименьшее количество детей приходится именно на учителя сельской
школы. Все это скажется на нагрузке учителя - она увеличится, и, как следствие,
упадет качество образования. А ведь самая трудная работа учителя - не вести
уроки, а готовиться к ним. Еще в советское время было подсчитано, что если вы
учитель истории, то ваша рабочая неделя порядка 48 часов, а если вы учитель литературы,
то под 60 часов. Я сам в прошлом учитель истории, а мама у меня учитель литературы,
поэтому могу подтвердить и то, и другое. Но сегодня, в среднем, у учителя нагрузка
26 часов в неделю, и это только ставка, без времени на подготовку уроков, а у
очень многих 30 и более часов. О какой качественной подготовке к занятиям учителя
может идти речь? Поэтому я думаю, что принятая правительством <<дорожная карта>>
приведет к понижению качества школьного образования. Нельзя превращать учителя
в ломовую лошадь! Говоря словами Сухомлинского: <<Если мы хотим, чтобы учитель
дал ребенку искорку света, он должен впитать море знаний>>. Но о каких новых
знаниях может идти речь при таких нагрузках?

С коррекционными школами ситуация такая. В новом законе коррекционная школа ликвидирована
как тип. На мой взгляд, ликвидация типа коррекционной школы в законе ускорит
ликвидацию коррекционной школы в жизни. Она и так наблюдается в целом ряде регионов,
и происходит это под прикрытием понятия <<инклюзия>>. Это в целом очень важное
и нужное понятие имеет в данном случае и оборотную сторону: часть региональных
властей увидели в таком изменении типа школ экономию денег. Например, коррекционная
школа расформировывается, <<уходят>> интернатные расходы, детей помещают в обычные
школы, но забывают вкладывать деньги в создание особых условий для детей с ОВЗ
в обычной школе или специально экономят на этом. Получается, что качество инклюзивного
образования для этих детей, по сравнению с коррекционным, резко падает. Достоинства
же инклюзии оказываются минимальными в такой версии. Раньше была задача дать
возможность учиться вместе детям обычным и с ОВЗ, родители которых хотят этого,
сейчас задачи две, и права человека нарушаются по двум линиям. Первая - сохранить
коррекционное образование, и вторая - развивать параллельно образование инклюзивное,
обе системы должны существовать. Но правительство поступило проще для себя, правительство
сделало вид, что к школе оно отношения не имеет. Согласно нашим законам, в том
числе No 95, 131, 122 и новейшим законам, школа передана в зону ответственности
региональных властей и делайте, что хотите. На мой взгляд, у нас, таким образом,
нарушена 114-я статья Конституции, которая обязывает правительство проводить
единую федеральную образовательную политику. Какая единая политика может быть,
если школа целиком подчинена региональным властям? Какая единая политика, если
финансирование образования в расчете на одного ученика в разных школах разных
регионов различается в десятки и более раз?

Какая единая политика, если заработная плата учителей по России различается в
пять-семь раз? Все это разрушает единое образовательное пространство.

Согласно новому закону, изменится статус средних общеобразовательных заведений,
исчезнут гимназии и лицеи, к каким последствия для школ это может привести?

В принципе, никто не запрещает гимназиям и лицеям так называться, но претендовать
на дополнительное финансирование они уже не смогут. Мы давали поправки по сохранению
гимназий и лицеев, но их не приняли. Тревога педагогов и ученых понятна: невозможно
провести нетиповые учебные заведения через 82-ю статью закона, потому что нетиповые
учебные заведения - это отклонение от правил. Раньше гимназии и лицеи были видами
ОУ определенного типа, а теперь они станут нетиповыми, и это исключение. Вполне
вероятно, что тревога окажется оправданной, и доступ детей к качественному образованию
сократится. Делается это под лозунгом обеспечения равенства образовательных возможностей.
Но у нас, как только мы хотим ввести <<дикий капитализм>>, мы обязательно вспоминаем
про <<казарменный коммунизм>>. Приведу пример - налоги. Объявили, что все должны
платить одинаковые налоги, но нигде в мире школы не заставляют платить налоги
наравне с Газпромом! А у нас это возможно.

Что меняется в системе оплаты педагогических работников?

Это как раз один из немногих положительных моментов в новом законе, где прямо
прописано: норматив учителя должен исходить из того, что зарплата должна быть
на уровне средней по региону. Это хорошо, так как, в отличие от министра образования,
министр труда нам недавно говорил, что порядка 70% учителей получают зарплату,
равную средней по региону. Это ближе к истине, чем заверения Ливанова о том,
что все учителя так получают. Я считаю, что это шаг вперед, хотя очень неоднозначный.
Есть два серьезных недостатка этой системы.

Первый недостаток - она вольно или невольно заставляет увеличивать нагрузку учителю.
Гораздо проще повысить зарплату через интенсификацию труда и повышение нагрузки.
Например, в июле 2012 года на заседании Открытого правительства во время моей
дискуссии с Дмитрием Медведевым учитель из Липецка сказал, что у него зарплата
всего на тысячу рублей меньше, чем в регионе, но за две ставки. Я недавно посчитал
зарплату моей аспирантки, которая работает в школе в Московской области (не самом
худшем регионе) за одну ставку: 12 000 рублей. А зарплата в Московском регионе
порядка 27 000 рублей. Больше ничего из закона <<Об образовании>> об оплате труда
мы не узнаем. Все остальное - либо из указов президента, либо из <<дорожной карты>>,
которая готовилась на базе этих указов. Однако из <<дорожной карты>> мы узнаем,
что увеличение зарплаты идет не за счет увеличения денег в зарплатный фонд, а
за счет интенсификации труда.

Какие перемены ждут профессиональное образование согласно новому закону, какие
<<плюсы>> и <<минусы>>?

Педобразование - зона самой большой тревоги. По итогам мониторинга за прошлый
год 30 педагогических вузов оказались неэффективными. Но дело в том, что мониторинг
изначально был по таким параметрам, по которым качество образования измерить
невозможно. А если вуз еще и выполняет социальную миссию, такой как педагогический,
или вуз культуры, или сельскохозяйственный, или обучающий инвалидов, то он находился
в заведомо проигрышном положении. Например, средний балл ЕГЭ - ключевая фигура
для оценки эффективности работы вуза... но ведь средний балл ЕГЭ зависит не от
того, хорошо или плохо работает вуз, а от того, престижная специальность или
нет. Мы-то считали, что педагогические вузы включат в так называемую первую группу,
где признаки неэффективности связанны со спецификой работы, т.е. туда, где мониторинг
вообще не причем. Но этого не сделали, и Министерство образования <<высекло>>
свои родные вузы, которые готовят кадры для того же министерства. И я убежден,
что, если педвузы будут закрывать, объединять, присоединять к классическим университетам,
через несколько лет мы столкнемся с большим дефицитом педагогических кадров.
Ведь чтобы классический вуз подготовил грамотного педагога, вузу нужны специальные
программы, а их нет. Да, у нас есть вузы, где хорошая классическая база, но там
студентов к школе не готовят. И если выпускник педучилища в начале своей профессиональной
деятельности имеет преимущество перед выпускником педвуза, потому что в училище
практической базы больше, то выпускник педвуза, как правило, имеет преимущество
перед выпускником классического института. Педагогика - это не столько наука,
сколько искусство, и в школу надо идти уже с определенными практическими умениями.

Например, в Казахстане сделали сначала так же, как и у нас, педвузы присоединили
к другим институтам. Через некоторое время выяснилось, что детей учить некому,
и педвузы восстановили, и они теперь находятся под личным патронажем президента
Республики. Неужели нам тоже нужно наступать на те же грабли или все же лучше
изучить чужой опыт?

Чего, на Ваш взгляд, сегодня не хватает отечественной системе образования?

На мой взгляд, нашему образованию не хватает двух самых главных вещей: нормальной
философии и финансов. Что значит <<нормальная философия>>? В последнее время
у нас произошел откат от гуманистической философии образования, традиции, которой
мы всегда следовали. Например, нас активно убеждают, что образование представляет
собой часть сферы услуг. На мой взгляд, это огромное заблуждение, и образование
- это не часть сферы услуг, а часть сферы производства, причем самой важной -
производства самого человека. И если когда-то, 50 лет назад, нам говорили, что
самое главное - это <<производство для производства средств производства>>, и
тогда это было в значительной степени справедливо, то теперь нам говорят, что
главное для развития производства - это человеческий фактор, человеческий потенциал.

Так вот образование - это производство человека и человеческого потенциала. Как
и работа в системе образования. Нам говорят: <<Оказание услуг>>, ничуть не бывало!
Работа в образовании - это не услуга, а служение, как только мы сводим эту работу
к услугам, мы уничтожаем все духовное содержание отношений учителя и ученика,
на котором только и может строиться нормальная система образования. Нам говорят,
что образование - это бремя государства, и, собственно, из этого исходили в правительстве,
когда выкидывали льготы для сельского учителя и т.д. Я считаю, что вложение в
образование - это крайне выгодные инвестиции. Я считаю, что экономить на образовании
хуже, чем <<топить ассигнациями>>, как говорил Д.И. Менделеев. Например, бывший
министр образования Андрей Фурсенко, во время форума на Селигере утверждал, что
старая система образования была плохая - ставила задачи воспитания многосторонне
развитой личности, а новая должна быть хорошая - готовить квалифицированного
потребителя... Возникает вопрос: если все будут потреблять, то кто будет творить?
И такого <<квалифицированного потребителя>> мы уже наблюдали по итогам исследования
интересов пользователей Интернета из разных стран к научным знаниям. В 2011 году
Googleпровел исследование на тему, какие запросы в разделе <<наука>> делаются
в разных странах. В мире в основном запросы такие: математика, Луна, ДНК, Википедия,
химия, Большой взрыв... В России: ЕГЭ, готовые домашние задания, решебник, ЕГЭ
по алгебре, ЕГЭ по литературе... То есть 8 из 10 запросов в России рассчитаны
не на знания, а на <<халяву>>. Произошло полное смещение, в результате которого
естественная страсть человека к познанию была подменена страстью к готовым решениям.

И, наконец, вопрос, связанный с тем, на что должна ориентироваться школа: на
фундаментальное образование или на функциональную грамотность. Собственно, что
делает ЕГЭ? Он заставляет детей учить только те предметы, которые требуются при
поступлении в вуз, таким образом полностью разрушается система настоящего общего
среднего школьного образования, мы воспроизводим частичного человека. Я считаю,
что фундаментальность образования обязательно должна обеспечиваться, что весь
набор предметов, так называемый <<золотой стандарт>>, должен присутствовать в
школьной программе каждого ребенка. Да, есть дети, у которых в течение учебы
способности к тем или иным предметам проявляются в большей степени, чем у других
сверстников, и тогда они выбирают усиленный курс. Но, с другой стороны, как,
например, можно выбрать в девятом классе философию, когда сам предмет появляется
только в одиннадцатом? Нельзя невесту выбирать по имени, нужно хотя бы в лицо
посмотреть.

Интервью провела Е. Терешатова

Источник:
http://www.direktor.ru/interview.htm?id=30

   2013-08-27 00:41:07 (#2811595)

[TIFLO] Коррекционные школы закрывать не будут...

Коррекционные школы закрывать не будут...

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от
29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно Федеральному закону специальные (коррекционные) образовательные учреждения
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны
переименоваться в общеобразовательные организации не позднее 1 января 2016 года.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона в наименовании образовательной
организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой
образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые функции, связанные
с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция,
психолого-педагогическая поддержка, интернат и другие).

Таким образом, коррекционные школы не закрывают, а они будут относиться к виду
образовательных организаций - общеобразовательная организация, а в их наименовании
будет указана особенность - функции по лечению, реабилитации, коррекции и другие.

Наименование новой образовательной организации должно содержать указание на ее
организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

К примеру, государственное (муниципальное) казенное общеобразовательное учреждение
"Коррекционная школа (школа-интернат)".

Для справки:

Сегодня модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Нижегородской
области представлена следующим образом:

- 50 специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, в которых
обучаются 5511 обучающихся.

- 514 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах, в которых
обучаются 3233 обучающихся.

Кроме того, 1557 детей с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные
услуги в форме инклюзивного образования в общеобразовательных школах региона.

Источник:
http://vlast52.ru/58579

   2013-08-27 00:34:56 (#2811592)

[TIFLO] Олег Смолин: Инклюзия без инклюзии.

Олег Смолин: Инклюзия без инклюзии.

Инвалиды имеют право на образование, инклюзия - одна из форм реализации этого
права Но зачастую введение инклюзивного образования в России вместо реализации
прав приводит к дискриминации, а вместо пользы приносит вред. Почему так происходит?
Вот что рассказал нашему корреспонденту депутат Госдумы Первый заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Всероссийского общества
слепых Олег Смолин:

- Недавно в Госдуме прошли Общественные слушания по делам инвалидов <<Инклюзивное
образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?>>
Какова была цель этого мероприятия?

- В последнее время у педагогов и родителей возникла тревога по поводу того,
как будет внедряться в России, в общем правильная и международно-признанная идея
инклюзивного образования.

На нарушение прав человека сейчас жалуются по двум, казалось бы, противоположным
поводам. С одной стороны, по-прежнему, поступают обращения от родителей, которые
хотели бы обучать своих детей вместе со здоровыми ребятами в обычной школе, но
им в этом отказывают. С другой - все больше становится обращений от родителей,
которые хотели бы обучать своего ребенка в коррекционной школе, но эту школу
принудительно расформировывают, а детей - переводят в обычную, не создав там
специальных образовательных условий. Эти проблемы и освещались на Общественных
слушаньях.

По итогам слушаний будут приняты решения. Результат, есть уже сейчас - мы получили
приказ Министерства Образования и Науки, в котором говорится о том, что инклюзивное
образование не должно приводить к ликвидации коррекционного образования в России.
Но у меня есть серьезные основания полагать, что одного этого документа будет
недостаточно. Дело в том, что сейчас по законодательству школа выведена из федерального
ведения, теперь за нее отвечают регионы, и все вопросы решаются именно там, а
не на федеральном уровне. Но, чтобы довести до губернаторов сведения о том, что
развитие инклюзивного образования не может проходить за счет ликвидации коррекционных
учреждений, нам, возможно, придется подключать к решению вопроса Правительство,
и Администрацию Президента,

- Что же происходит сейчас в регионах? Правда ли что там уничтожаются коррекционные
учреждения?

- Мы получаем о таких фактах немало писем. Например ситуация с закрытием школ
надомного обучения в Москве. Школы надомного обучения - очень интересный проект.
Дети с инвалидностью часть времени могли проводить в школе, а часть - учиться
на дому, в том числе и в дистанционном режиме. Поступает очень много обращений
о том, что учащихся этих школ переводят исключительно на дистанционные технологии.
Но ведь образование - это не только обучение, но и воспитание, общение со сверстниками.
Кроме того, при дистанционном обучении выделяется гораздо меньше часов на общение
с учителем. Фактически ребенок оказывается запертым в четырех стенах, то есть,
идея инклюзивного образования реализуется с точностью до наоборот. Мы считаем,
что школы надомного обучения в Москве, как и многие коррекционные школы в регионах
могут и должны стать ресурсными центрами. Где еще учителя инклюзивных школ могут
научиться методам работы с детьми с особыми образовательными потребностями? Лучше
всего это сделать, изучая опыт коррекционных школ, осваивая основы психологии
детей с ограниченными возможностями здоровья, специальные методики, специальные
азбуки и так далее. Мы считаем, что профанация инклюзии при ликвидации коррекционного
образования, приведет к тому, что хорошая идея инклюзии будет фактически дискредитирована.

- Каким способом уничтожаются коррекционные учреждения? Вряд ли их закрывают
декларативно?

- Если вы откроете новый Закон об образовании, который, кстати, вступает в силу
с 1 сентября 2013 года, то не увидите в нем никаких положений о том, что нужно
закрывать коррекционные школы. Там, в принципе, написано правильно, что должны
создаваться и коррекционные школы, и развиваться инклюзивное образование. Там
перечислены возможные версии коррекционных школ, в том числе и для аутистов,
чего раньше не было. Раньше разделение школ по специализации называлось видами,
теперь понятие вида из закона, к сожалению, ушло.

Вместе с тем, при желании можно истолковать Закон об образовании таким образом,
что он подталкивает к ликвидации коррекционных школ, поскольку в законе коррекционные
учреждения вообще не выделены в отдельный тип. Мы предполагали, что это может
привести к ликвидации коррекционных школ и хотели вернуть определение коррекционных
школ, как особого типа, в текст закона.

Так что уничтожение коррекционных школ происходит не потому, что их нет в законе,
а потому что у регионов нет желания их сохранять. Коррекционная школа - это учреждение
интернатное, дети живут там практически всю неделю. Некоторые начальники в регионах
полагают, что они сэкономят деньги, размещая ребят в обычных школах, но забывают,
что для таких детей должны быть созданы особые условия. Специальные условия для
одного-трех ребят в обычной школе могут оказаться значительно дороже, чем расходы
на интернат и расходы на проживание ребятишек в коррекционной школе.

- Если сравнить советскую систему образования и коррекционной педагогики с современной,
что изменилось? Какие новости нас ждут после вступления в силу закона?

- Советская система коррекционного образования был одной из лучших в мире. Я
сам окончил такую школу и всегда буду ей благодарен. Ни в какой другой школе
в тот период такого качественного образования я бы получить не смог. В советское
время очень многие ребята прошли путь от коррекционной школы к инклюзии. Окончив
коррекционную школу, они поступали в обычный вуз и успешно его оканчивали.

Система инклюзивного образования - это немного другой подход, который пришел
к нам из Европы и Америки. Здесь школа рассматривается не столько, как <<фабрика
знаний>> сколько, как модель отношений. Считается, что если здоровые дети и дети
с ограниченными возможностями здоровья будут вместе учиться и общаться, начиная
с детства, это будет лучше для всех.

Действительно, когда ты переходишь из тепличных условий, коррекционной школы
в большую жизнь - это стресс. В советское время я был вполне успешным школьником
и студентом, но этот переход стал для меня, испытанием. Однако именно коррекционная
школа была для таких, как я стартовой площадкой.

Проблема заключается в том, насколько возможно ребенку с инвалидностью, учась
вместе со здоровыми детьми, получить такой же уровень знаний. Это возможно, только
если для таких детей созданы условия, а педагоги владеют специальными методиками.
Я не раз рассказывал, что изучал опыт образования инклюзивного в Лондоне, в самом
продвинутом округе Ньюхэм.

Но и там незрячего ребенка приглашают не в любую школу, а лишь в одну из двух
ресурсных школ, где созданы специальные условия для таких детей. Обучить всех
школьных педагогов системе Брайля, может быть, и можно, но это совершенно неописуемые
финансовые затраты. Обеспечить все школы книгами по Брайлю тоже, наверное, возможно,
но, я думаю, что даже очень развитое государство на этом разорится. Поэтому инклюзия
должна быть рациональной, - в тех случаях, когда она оправдана и приносит пользу
и инвалидам и здоровым детям.

- Как это может выглядеть на практике?

- Преимущественное право выбора между инклюзивным и коррекционным учреждением
должно быть отдано родителям. Так мы это и предлагаем прописать в законе. Отдавая
своего ребенка в образовательное учреждение, родители должны взвесить, есть ли
там условия для него.

Да, очень заманчиво, очень хочется, чтобы твой ребенок обучался со здоровыми
детьми. Например, в селе, где только один детский сад и есть ребенок с нарушением
зрения, никакого другого варианта просто нет, и педагогам придется изучать какие-то
подходы к незрячему ребенку. С другой стороны, если ты живешь в регионе, где
существует хорошая коррекционная школа, например, для детей с нарушением зрения
или слуха, я бы рекомендовал отдавать ребенка в коррекционную школу, либо в ресурсную
школу, где созданы все необходимые условия.

Если ребенок, лишенный зрения, без всякой поддержки, без специальных знаний педагогов
окажется в обычной школе, он, находясь в обществе, окажется в изоляции. Я знаю
нескольких ребят с различными нарушениями, которые в советский период оканчивали
общеобразовательную школу, но это - исключения, которые только подтверждает правило.

- Существуют ли сейчас ресурсные школы необходимого уровня?

- В Москве, как мне известно, уже появились ресурсные школы такого уровня, но
их, к сожалению, достаточно мало. В этих школах есть педагоги, которые прошли
специальную подготовку, создана доступная среда. У нас, говоря о доступной среде,
обычно имеют в виду инвалидов-колясочников. Но, например, дети с нарушением слуха
и зрения тоже нуждаются в доступной среде. Одно из главных условий - готовность
образовательного сообщества, я имею в виду педагогов и родителей, принять таких
детей в школу и обучать их. Ведь нередко бывает, что даже коррекционный детский
сад не готов принять ребенка с другими нарушениями, скажем, в детсад для детей
с нарушениями зрения, ребенка с аутизмом могут не взять. Здесь очень важен настрой
родителей и педагогов. Ресурсные школы появились, но их по-прежнему мало.

Инклюзия не должна разрушать коррекционную систему. Ресурсные школы можно было
бы создавать на базе коррекционных школ - это очень важно. Выступая на слушаниях,
я говорил об интересном примере. Московский государственный гуманитарно-экономический
институт возник, как институт-интернат для инвалидов, а теперь в него принимают
и здоровых ребят. С одной стороны, созданы необходимые условия для обучения студентов
с инвалидностью. С другой стороны, студенты с инвалидностью и обычные студенты
учатся вместе. Можно только позавидовать! Вот вам прекрасный пример инклюзии
без разрушения.

- Как вам кажется, к чему родители инвалидов должны готовить своих детей? Что
им делать, чтобы помочь детям адаптироваться в жизни?

- Вкладывайтесь в ваших детей и не слишком их жалейте. Старайтесь учить детей
самообслуживанию, самостоятельности. Как можно больше читайте детям, а общение
детей с телевизором - ограничьте. Не зря Владимир Высоцкий назвал телевизор <<ящиком
для идиота>>, если уж смотреть, то - специальные детские или познавательные программы,
их сейчас можно найти достаточно много. Не бойтесь, если придется расстаться
с вашим ребенком на какое-то время для того, чтобы он поучился в коррекционной
школе. Моя мама отдавала меня в коррекционную школу для слепых со слезами. Директор
школы, человек грубоватый говорил ей: <<Чего ревешь? Подожди, он еще не захочет
отсюда уходить!>>, - и оказался во многом прав. В старших классах мы воспринимали
школу как дом, если не если не первый, то второй.

Учите ваших детей всему, чему сможете. Место вашего ребенка в жизни, будет зависеть
не только от того, как он окончит школу, и поступит ли в вуз, но и от того, чему
он успел научиться. Можете учить - учите! Музыке, рисованию, спорту, если есть
соответствующие способности. Учите ребенка общаться, развивайте его коммуникативные
навыки. Дейл Карнеги говорил, что успех работы даже инженера более, чем наполовину,
зависит не от профессиональных качеств, а от умения общаться с людьми. Чем больше
будет человеческий багаж у вашего ребенка, тем легче ему будет найти себе место.

Я всегда говорю старшеклассникам и студентам с ограниченными возможностями здоровья:
помните, что к вам будут относиться как к равным, если вы будете выше среднего
уровня. Человеку с инвалидностью приходится очень много работать над собой, другого
варианта нет.

- Как быть педагогам и родителям обычных детей, которые узнали, что в этом сентябре
в их класс придет <<особый ребенок>>?

- Во-первых - не бояться. В большинстве случаев, <<особый ребенок>> вашим детям
учиться не помешает. Будет очень хорошо, если ваш ребенок подружится с <<особым
ребенком>>. К сожалению, сейчас мы имеем очень печальную статистику, которая
говорит о том, что наши дети почти утратили способность к состраданию, и еще
больше - к сорадованию. По данным психологов у нас до трети детей, уже в дошкольном
возрасте, отличаются агрессивным поведением. Может быть, общение с <<особым ребенком>>
поможет и обычному ребенку стать немножечко добрее и сострадательнее.

Источник:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=19471

   2013-08-27 00:34:36 (#2811591)