Форум <Универсальная среда-2010>,
Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 2010.
ЭЛИШКА ХЛУШИ,
магистр тифлологии, заведующая отделением тифлотехнической информации
технического музея
г. Брно, Чешская Республика
основные формы образования людей с нарушением зрения в Чешской республике
Уважаемые дамы, уважаемые господа!
Позвольте мне познакомить Вас с историей системы обра-зования незрячих и
слабовидящих людей в Чехословакии, так как Чехия и Словакия до 1993 года
входили в состав единого государства.
Я черпала информацию об этой теме из публикаций известного чешского
тифлопедагога, доктора философии Йозефа Смыкала, который комплексно
занимается историей, образованием и вос-питанием незрячих и слабовидящих
детей и взрослых.
В 1807 году на территории нынешней Чехии, в Праге, на Ло- ретанской площади,
возникло первое учреждение для слепых, в котором лекции читали выдающиеся
незрячие и слабовидящие педагоги того времени. Среди них Йосеф Безецног,
который яв-ляется автором деревянной раскладной карты Средней Европы.
Значительный след в истории обучения слепых этого историче-ского периода
оставила Акина Седлачкова, которая адаптировала азбуку Лорма для
слепоглухих. Акина является также автором карты города Прага. Вторым
выдающимся лицом, которое сильно повлияло на учебу незрячих, является
Димината Гонькова. Она создала для незрячих учеников разные модели
насекомых. Не-которые из этих моделей сохранились до сих пор, и сейчас они
хранятся в отделе школьного музея в Праге.
В 1910 году в Праге было основано училище имени Яна Дейла. Ян Дейл -
знаменитый глазной врач. В этом училище традици-онным ремеслам обучались до
1948 года, потом оно было преоб-разовано в музыкальное училище для
образования и воспитания незрячих студентов, которые поступали в училище
имени Яна Дейла из училища имени Алойса Клара и Лоретанского учреж-дения. На
традицию музыкального просвещения сильно повлиял незрячий Ян Дртина, который
много сделал для этого училища. Сначала оно получило статус школы с
музыкальным уклоном, а позже ее назвали <среднее музыкальное
училище-интернат>. Ян Дртина стремился к тому, чтобы среднюю музыкальную
школу преобразовали в музыкальное училище для молодежи с недостат-ками
зрения современного типа. Преподавали здесь знаменитые тифлопедагоги Иван
Тылньак, Карел Гейда, Отакар Геиндел, Ян Будин и другие.
В училище также изучали настройку пианино. Преподавали тифлопедагоги, также
обучавшиеся этой специальности, - Фран-тишек Подлуцкий, Ян Мелихер, Ян
Трибенекл и другие. В это время музыкальное училище опять носит имя Яна
Дейла и на-звание <средняя школа для незрячих и слабовидящих студентов>.
Среднее музыкальное училище и школа для настройщиков пиа-нино - единственные
во всем мире, поэтому здесь учились и до сих пор учатся иностранные незрячие
и слабовидящие студенты.
В 1832 году Алоисом Кларом было основано учреждение для слепых. В этом
учреждении были мастерские для незрячих ремесленников, позже библиотека.
История заботы о слепых и история просвещения и образо-вания слепых в
Моравии начинается в городе Брно с создания в 1835 году учреждения имени Яна
Непомука Франтишека Рафаела Бейтла. Он получил образование у знаменитого
тифлопедагога Йоганна Вильгельма Кляйна в Вене. На протяжении многих лет
здесь работали известные учителя, которые готовили пособия для слепых детей.
Я назову несколько специалистов, например Франтишек Урбан, Мирослав Борис и
Йозеф Смыкала.
В 1950 году произошла реформа специальных школ. Выпуск-ники учреждения для
незрячих в г. Брно уходили в музыкальную школу и школу для настройщиков
пианино в Праге, остальные - в учреждение Алойса Клара, где возникли средняя
экономическая школа и среднее училище для слепых и слабовидящих. Так же
решили и выпускники школы на Лоретанской площади.
Сейчас я приведу только некоторые данные о создании школ для незрячих и
слабовидящих в Чехословакии. Учреждение в Левочи - в 1922 году, школа для
слабовидящих в Братиславе - в 1961, школа для слабовидящих в Опаве - в 1959,
школа для слабовидящих в Литовеле - в 1954, школа для слабовидящих в
Пльзене - в 1983, школа для слабовидящих в Праге - в 1943, национальная
школа для слабовидящих в Брно - в 1945, школа для слабовидящих в Брно - в
1937, базовая школа (общеобра-зовательная школа) для слабовидящих - в 1957,
специальное училище в Праге - в 1951, среднее училище в Праге - в 1979,
трехлетняя экономическая школа в Праге - в 1968, экономиче-ская школа с
экзаменом на аттестат зрелости в Праге - в 1979, экономическая школа в
Опаве - в 1984, гимназия в Праге - в 1986, в это здание в том же самом году
переселилась средняя экономическая школа.
В 90-х годах XX века в каждом большом городе появились школы для инвалидов
по зрению, и при них начали работать спе-циальные тифлопедагогические
центры. Работники этих центров совместно с учителями посещали и
консультировали на дому учеников с целью интеграции и реабилитации.
Тифлопедагогическая консультация была основана в 1977 году Й. Смыкалом.
Волонтеры поставили перед собой цель найти незрячих и слабовидящих детей по
всей Моравии. Эта нелегкая задача была бы невыполнимой без помощи педиатров.
Позже появилась подобная консультация в Праге. После основания Чешского
союза незрячих и слабовидящих (далее - CUNS) Тифлопедагогическая
консультация была включена в эту новую организацию. 1 января 1997 года этот
проект был передан Объеди-ненной организации незрячих и слабовидящих
(далее - SONS) под названием <Центр ранней помощи>. В 2000 году Центр
пре-вратился в успешное общество, и в связи с этим изменилось его название.
Организация стала называться <Общество ранней по-мощи>. То же самое ожидало
и остальные проекты, основанные CUNS или SONS.
Тифлосервис появился в 1991 году. Он обслуживает незрячих и слабовидящих
людей, а также людей, которые потеряли зрение в более зрелом возрасте.
Сотрудники организации приезжают в семьи, обучают таких людей ориентации в
пространстве и само-стоятельным действиям, самообслуживанию, чтению и письму
с использованием азбуки Брайля. Тифлоцентр появился в 2000 году. Отдельные
центры занимались главным образом органи-зацией досуга и проведением
мероприятий, в которых могли бы принимать участие и незрячие, и слабовидящие
люди.
Незрячие и слабовидящие студенты после окончания сред-ней школы могут
поступать в вузы. Обычно они выбирают те специальности, которые им
интересны. Чаще всего они изучают языки, учатся на педагогическом,
юридическом и экономическом факультетах, а также факультете информатики. В
процессе об-учения им помогают два центра. В городе Брно в Масариковом
университете на факультете информатики в 2000 году появился центр Teiresias.
Годом ранее в Праге при Карловом университете был основан центр Tereza.
Задача обоих центров - сканировать и распечатывать для студентов вузов
учебные материалы в обычной форме или посредством азбуки Брайля.
Для нетрудоспособных или пожилых незрячих граждан у нас существует два
центра социальной помощи для инвалидов по зрению в Брно-Хрлице и в Праге на
Палате.
Что касается открытия школ для подготовки собак-поводырей, в Чехии есть
только две школы: центр подготовки собак-поводы-рей при SONS в Праге и школа
для подготовки собак-поводырей Милана Дворжака в Брно. Информацию об обеих
школах я брала из интернета и консультировалась с сотрудниками обоих
центров.
На территории Чехии первые описанные попытки подготовки собак-поводырей для
незрячих зафиксированы в 1922-1924 го-дах. Эти попытки предпринял тогдашний
идейный организатор кинологической жизни в Чехословакии Йозеф Подгорски.
Перво-проходцами более масштабной работы в начале шестидесятых годов стали
Мирослав Фишер, Йозеф Дворжак, Ян Скугровски и Йозеф Амбрустер. Однако
работу этих талантливых кинологов осложняла политическая ситуация того
времени. Железный за-навес, разделявший Европу, не пропускал никакой
информации, поэтому им приходилось учиться на собственных ошибках.
По-степенно с опытом они выяснили, что в силах и что не в силах собаки, что
необходимо незрячему человеку, а без чего он вполне может обойтись.
Частное предпринимательство в период тоталитаризма было табу, и долго не
появлялось организаций, которые могли бы вкладывать деньги в эту
деятельность. Только в мае 1974 года было заключено соглашение между
Центральным комитетом со-юза инвалидов и химическим заводом Spolana
Neratovice и был основан центр подготовки собак-поводырей. Однако его работа
продолжалась лишь четыре года.
13 июня 1978 года Союз инвалидов перевел подготовку собак-поводырей под
шефство своего производственного предпри-ятия Meta Praha (производства
вспомогательных предметов для инвалидов). На протяжении восьмидесятых годов
Meta завязала контакты с иностранными организациями (ГДР, Дания,
Велико-британия, СССР) и организовала собственный центр подготов-ки
собак-поводырей в Нератовице. Однако этот проект не был успешным с
экономической точки зрения.
При Центральном комитете Союза инвалидов работала ко-миссия, которая
рассматривала заявки на собак-поводырей. Их необходимо было согласовать во
многих местах, собрать большое количество печатей и подписей. Незрячий
ожидал получения собаки иногда три года. Тренеры, которые готовили собак,
были ограничены большим количеством директив руководства и часто
сталкивались с бюрократической системой.
В 1985 году появился клуб владельцев собак-поводырей, в основании которого
стояли Мирослав Фишер и Мирослав Подоб- ски. Этот клуб работает и сегодня, а
его главная миссия - защи-щать интересы и потребности незрячих кинологов.
Члены клуба под руководством Мирослава Фишера встречались, тренировали своих
собак и заложили традицию летних тренингов, которые завершаются конкурсом.
Сначала конкурс проводился на искус-ственной полосе препятствий, и большое
значение придавалось дисциплине, с сегодняшней точки зрения слишком
<армейской>. После смерти господина Фишера конкурс получил имя <Мемо-риал
Мирослава Фишера> и переместился с полосы препятствий на улицы города, где
собаки работают в естественных условиях и действительно демонстрируют свое
умение. Конкурс проводится ежегодно в конце упомянутого уже недельного
тренинга.
Значительный прогресс начался в 1990 году, когда под патро-натом Чешского
союза незрячих и слабовидящих по инициативе клуба владельцев собак-поводырей
1 октября 1991 года был осно-ван центр подготовки собак-поводырей. Эта школа
15 апреля 1994 года была принята в качестве ассоциированного члена в
Между-народную федерацию школ по подготовке собак-поводырей для незрячих.
Она работала в помещении одного офиса в центре
Праги, которое можно назвать управляющим и координирующим центром. Все
тренеры работали на основании лицензии индиви-дуальных предпринимателей,
заключив со школой договор о про-ведении тренинга. Руководство школы
выделяло им способных к обучению годовалых собак, сначала это были купленные
собаки, но в дальнейшем это уже были собаки, взятые из так называемого
подготовительного этапа. Подготавливать щенков в семьях, как за границей,
начали в 1991 году. Тренер проводил тренинг соба-ки в соответствии с планом,
и после 6-7 месяцев работы собака должна была сдать заключительный экзамен
перед комиссией. Экзамен проходил в центре Праги, значительная часть его
про-ходила без зрительного контроля тренера. После успешной сдачи экзамена
тренер сам передавал собаку выбранному руководством клиенту. Благодаря
энтузиазму нескольких человек уровень под-готовки наших собак постоянно
повышался. Интерес к собакам- поводырям среди инвалидов по зрению рос, но не
хватало одной существенной вещи - собственного здания, настоящей школы с
помещениями для содержания собак, офисами и комнатами для проживания
клиентов. И эта мечта многих людей стала явью. В мае 1996 года было начато
строительство здания нового центра в Праге-Йинонице. Первая часть этого
центра работает уже с октября 1997 года. Восемь профессиональных тренеров
вместе с тремя помощниками, которые ухаживают за собаками, имеют на
попечении около 20 собак, которые постоянно живут в цен-тре. В 1999 году
была сдана в эксплуатацию не менее важная часть центра - здание для
клиентов, так называемый Домик, где клиенты, будущие владельцы
собак-поводырей, проводят со своим четвероногим помощником под надзором
инструкторов первую неделю своей долгой совместной жизни. Работа центра была
позитивно оценена, и 19 апреля 1997 года центр подготовки собак-поводырей
стал полноправным членом Международной федерации школ по подготовке
собак-поводырей для незрячих.
Брненская школа по подготовке собак-поводырей начала свою работу в 2000
году. Первым импульсом было сообщение незряче-го человека, который получил
информацию, что Милан Дворжак, тренер собак-поводырей в Праге, переехал
обратно в Брно. После шести лет интенсивной работы этот центр получил
престижный сертификат члена Международной федерации собак-поводырей, которая
объединяет школы по подготовке собак-поводырей всего света. Каждый год из
стен брненской школы выходит около 20 со-бак-поводырей, готовых сопровождать
своих хозяев в дороге.
За 10 лет работы в брненской школе Милана Дворжака под-готовили 143 собаки,
но всего через школу прошло около двухсот собак. Команду инструкторов
пополнили еще три тренера и один незрячий консультант.
Собаки-поводыри - отличные помощники при передвиже-нии. Человек чувствует
себя более уверенным, а передвижения становятся более безопасными.
Одновременно собака является настоящим другом и преданным компаньоном,
всегда готовым надеть специальную сбрую и выйти на улицу.
м. А. РОЩИНА,
Выпуск листа на новом месте: 6478
количество подписчиков: 272
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru