[TIFLO] За одной партой
]Новые Известия
27.03.08
четверг
За одной партой
Родители детей-инвалидов не торопятся отдавать своих чад в обычные школы
ЗОЯ СВЕТОВА
В отличие от своих родителей <особые> дети открыты к общению.<br>Фото: АНАТОЛИЙ
МОРКОВКИН
В отличие от своих родителей <особые> дети открыты к общению.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
У НАШИХ КОЛЛЕГ
ReadMe.Ru
В Госдуме подготовлены поправки в закон об образовании, которые позволят родителям
детей-инвалидов самим выбирать, где будет учиться их ребенок - в обычной
школе или в специализированной. Эксперты убеждены: такие поправки - вещь необходимая.
Впрочем, родители <особых> детей так не считают. Большинство из них,
судя по опросам общественного мнения, не спешат отдавать своего малыша в обычную
школу: боятся издевательств.
В советское время проблемы образования детей с ограниченными возможностями не
существовало. Такие дети учились в закрытых учреждениях, дома. Или вообще
не учились. В начале 90-х годов, когда стали возникать организации родителей
детей-инвалидов, пытавшиеся внедрять зарубежный опыт отношения к особым детям
в России, впервые заговорили о инклюзивном образовании -совместном обучении таких
детей со здоровыми сверстниками.
В Москве с совместным обучением начали экспериментировать в дошкольных учреждениях.
Были созданы два интегративных детских сада в Юго-Западном и в Центральном
округе. Опыт оказался достаточно успешным. Если вначале родители обычных детей
с опаской относились к тому, что вместе с их малышами в группе оказывались
дети с особенностями развития, то вскоре многие увидели плюсы в этом необычном
опыте. Так, например, в отличие от традиционных детских садов в инклюзивных
садах обязательно есть психологи, логопеды, дефектологи. <Моему сыну нравилось
в этом саду, с ним занимались, я быстро заметила, что он хорошо развивается,
стал добрее к другим детям, - рассказала <НИ> Елена. <Совместное пребывание здоровых
детей и детей с отклонениями в развитии очень важно для обеих категорий
детей. Обычные дети понимают, что иной - не значит худший, - говорит детский
психолог Екатерина Гордон. - Например, дети с синдромом Дауна - это солнышки.
Они всем радуются. С ними всегда приятно общаться>.
Воодушевившись положительным опытом детских садов, специалисты решили попробовать
экспериментально ввести инклюзивное образование в школе. Одной из первых
школ стала школа <Ковчег>. Затем в 2003 году школа # 142 Центрального округа
столицы приняла на обучение троих детей с серьезными проблемами развития.
В планах департамента образования столицы в течение ближайших двух лет ежегодно
в каждом административном округе Москвы открывать не менее трех школ с
инклюзивным образованием. Работа предстоит непростая: ведь надо убеждать не только
чиновников, но и родителей. Но это необходимо: четверть детей-инвалидов
в столице вообще не учатся.
<Мы только встали на этот путь, - объясняет <НИ> Марина Семенович, директор Центра
психолого-педагогической реабилитации и коррекции <Тверской>. - Не надо
никаких революций в этой области. Самое лучшее, что могут сделать психологи,
это предоставить родителям выбор школы. Сейчас у нас в Центральном округе
в эксперименте участвуют 20 обычных школ и одна коррекционная школа. Мы, конечно,
не можем принять к себе всех желающих. Когда ко мне приходят родители
из других округов, я предлагаю им обращаться в свои префектуры. Для того, чтобы
чиновники знали о существующем спросе на инклюзивное обучение. Надо разбивать
стереотипы. Хотя бывает и так, что <особый> ребенок учился в инклюзивной школе,
а потом родители поняли, что ему лучше в коррекционной. Хорошо, когда интеграция
ребенка с особенностями развития происходит с раннего возраста и сначала он попадает
в детский сад вместе с обычными детьми, а потом идет в школу>.
В конце ноября прошлого года Ленинский суд города Иванова вынес важное решение.
Он удовлетворил иск Людмилы Вавиловой к местному департаменту образования,
который отказывался предоставить ее четырехлетнему сыну-инвалиду место в детском
саду. Чиновники от образования утверждали, что воспитывать ребенка с отклонениями
вместе с обычными детьми нельзя. Суд встал на сторону истицы и решил, что законодательно
такого запрета не существует.
<Ивановская история обнажила очень важную проблему, -говорит Сергей Колосков,
директор ассоциации <Даун-синдром>.-Для того, чтобы этот ребенок мог посещать
детский сад, суд постановил, что должны быть созданы соответствующие условия.
О создании условий как раз и говорится в тех поправках в закон <Об образовании>,
в разработке которых я участвовал. Так, например, для детей-колясочничков должны
быть пандусы, подъемники. Если дети слепые, их нужно обучать с использованием
азбуки Брайля. Для детей, имеющих задержки в развитии или отклонения в развитии,
нужно разрабатывать групповые или индивидуальные программы. Учителя должны
дифференцировано преподавать и также дифференцировано ставить оценки. Когда все
это будет учтено, быть может, родители детей с особенностями в развитии
не станут бояться отдавать их в инклюзивную школу>.
Крупные социологические центры еще не проводили опросов на тему инклюзивного
образования. Но в двух городах, в Челябинске и Архангельске, были попытки прощупать
общественное мнение на эту тему. 75% родителей <особых> детей, опрошенных в Челябинске,
признались, что опасаются отдавать своих детей в обычную школу,
предпочитая ей коррекционную. Архангельские социологи задали вопрос обычным родителям,
согласились бы они, чтобы их дети учились вместе с детьми с отклонениями
в развитии. Большинство ответили отрицательно.
И тех и других можно понять. О детской жестокости в последнее время говорят на
разных уровнях. Поэтому родители <особых> детей вполне справедливо опасаются
проявления агрессии к ним со стороны других детей. А папы и мамы здоровых детей
не всегда осознают, насколько важен для маленького человека <опыт сострадания
и милосердия>, и не хотят, чтобы их дети учились вместе с детьми-инвалидами.
http://www.newizv.ru/news/2008-03-27/87290/
Выпуск листа на новом месте: 3304
количество подписчиков: 187