Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2008-03-09

[TIFLO] Умные дети - высокий ВВП

]Умные дети - высокий ВВП Образование ГАЗЕТА.GZT.ru
Наличие высокообразованных кадров способно ускорить экономический рост примерно
на две трети процентного пункта в год. Фото <Газета>
Умные дети - высокий ВВП
Успехи школьников в математике и естественных науках способствуют экономическому
росту страны
Экономисты всего мира бьются над тем, как добиться устойчивого роста ВВП. Вариант
ответа на этот вопрос дали американские ученые, рекомендовавшие для ускорения
экономического роста более качественно преподавать в школе математику и естественные
науки. Между качеством знаний и экономическим ростом есть прямая связь,
утверждают исследователи.

В докладе, опубликованном в весеннем номере журнала Education Next, посвященном
вопросам образовательной политики, обобщаются результаты тестирований школьников
старших классов по математике и естественным наукам, которые регулярно, начиная
с 1964 года, проводятся среди стран ОЭСР.

Задания для оценки знаний школьников разработаны в рамках специальной программы
- Programme for International Student Assessment (PISA). В тестировании
2006 года (именно на его результаты ссылаются авторы доклада - профессор Стэнфордского
университета Эрик Ганушек и Луджер Воссман из Мюнхенского университета)
приняли участие школьники 57 стран мира.

Авторы доклада подчеркивают, что в последний раз школьники из США продемонстрировали
весьма средние результаты (набрали 415--489 очков), тогда как мировыми
лидерами стали школьники из Финляндии, Гонконга и Южной Кореи (от 510 до 549
очков). Как следует из доклада, знания математики у российских школьников
упали. Так, если в 1990-е годы юные россияне входили в группу лидеров, набирающих
больше 500 очков, то в 2000-е годы российские школьники стали входить
в одну группу с американскими, набирая во время тестов от 415 до 489 очков.

В США низкий уровень знаний школьников весьма встревожил исследователей, которые
доказали, что качество образования играет важнейшую роль для экономического
роста страны и при падении образовательного уровня страна теряет важные конкурентные
преимущества.

Доклад напоминает, что почти 20 лет назад Национальная ассоциация губернаторов
призвала американских старшеклассников к 2000 году улучшить качество знаний
по математике. Если бы эта цель была выполнена и США присоединились к мировым
лидерам в области знания математики, то ВВП страны на сегодняшний день был
бы на 2% выше нынешнего показателя. Эта цифра означает $300 млрд дополнительного
дохода страны. Профессор Ганушек говорит, что при сохранении подобного
качества образования ВВП США к 2015 году вырос бы на 4,5%. <Важность хорошего
образования теперь можно подтвердить цифрами, - говорит профессор. - Наличие
высокообразованных кадров способно ускорить экономический рост примерно на две
трети процентного пункта в год. Если бы мы серьезно занялись улучшением
нашей системы образования, наше благосостояние росло бы быстрее>, - говорит Ганушек.

Еще один интересный вопрос, которым задаются авторы исследования, - что важнее
для экономического роста страны - выращивание научной элиты, чьи результаты
будут заведомо выше средних показателей, или воплощение в жизнь принципа <образование
для всех>. Авторы отвечают на него так: <Мы считаем, что оба принципа
важны. Когда мы оценивали каждый из них в той же самой модели, то оказалось,
что реализация каждого из них одинаково важна для экономического роста. В
большинстве стран, где много студентов, которые в состоянии составить научную
элиту будущего, уровень общего образования традиционно высок. И, наоборот,
в странах, где качество общего образования низко, число студентов, которые могут
двигать вперед науку, крайне мало>.

Конечно, на рост ВВП влияет такое множество макроэкономических факторов, что
выделить один из них в чистом виде трудно. Ганушек и Воссман признают, что
среди них, например, обеспечение прав собственности и открытость экономики международной
торговле. Несмотря на весьма средние результаты американской образовательной
системы, США пользовались целым рядом преимуществ: более свободным рынком труда,
большей степенью свободы от госрегулирования, более низкими налогами и
т.д. Однако стране становится все труднее побеждать в конкуренции с другими странами,
основываясь лишь на этих факторах, предупреждают исследователи.

Совершенно очевидно, что ситуацию в США автоматически примерять к России нельзя.
Сегодня российскую систему образования вряд ли можно назвать двигателем
экономического роста. Она не позволяет стране лучше использовать человеческий
капитал. Однако будущим реформаторам следует учесть, что финансирование,
на недостаток которого мы все любим ссылаться, не является единственным фактором,
который принесет ожидаемое улучшение. Об этом говорит, например, опыт
США, где распространено мнение, что финансировать систему надо на входе, то есть
добиваться, например, сокращения числа учеников в классе.

В США многие наивно полагают, что если закачать много денег в систему образования
на входе, то на выходе получим требуемый результат, рассказывает Уильям
Истерли, профессор экономики Нью-Йоркского университета, который не принимал
участия в исследовании. С его точки зрения, это не так. <Экономического роста
можно ждать лишь в результате реформ, которые реально повышают качество знаний>,
- говорит он.

04.03.2008 / ГАЛИНА АНТОНОВА
Материал опубликован в "Газете" Н40 от 05.03.2008г.
http://gzt.ru/education/2008/03/04/224533.html

Выпуск листа на новом месте: 3238
количество подписчиков: 185

   2008-03-09 18:37:26 (#731098)

[TIFLO] Поддержка высшего образования в России

]Еврокомиссия выделит 54 млн евро на поддержку высшего образования в России
19:02 // 04.03.2008

Еврокомиссия планирует выделить России в 2008-2011 годах 54 миллиона евро на
поддержку системы высшего образования, сообщил
РИА Новости
представитель Еврокомиссии в РФ Никола Скарамуццо. "Каждый год на проекты в рамках
программы в сфере высшего образования "Темпус-4" мы будем выделять по
13,5 миллиона евро
вплоть до 2011 года", - сказал он.

"Темпус" - финансируемая Еврокомиссией с 1994 года программа сотрудничества между
университетами России и Евросоюза. Программа призвана содействовать интеграции
России в Болонский процесс, целью которого является формирование к 2010 году
единого европейского пространства высшего образования. Программа, в которой
участвует свыше 50 стран, предполагает переход на двухуровневую систему высшего
образования (бакалавриат и магистратура), введение единой системы зачетных
единиц (кредитов) и взаимопризнание дипломов.

"Совместно с министерством образования и науки РФ мы установили национальные
приоритеты в рамках программы "Темпус-4". Мы увеличили бюджет проектов и полагаем,
что сможем привлечь большее количество университетов и осуществлять более крупномасштабные
проекты", - сказал на пресс-конференции, посвященной началу
четвертого этапа программы, представитель Еврокомиссии в РФ Георгиус Цицопулос.
Он сообщил, что в рамках программы "Темпус-4" сумма гранта, выделяемая
на проекты российских вузов, возрастет до 1,5 миллиона евро. При этом Еврокомиссия
будет более строго контролировать работу вузов по каждому проекту.

"Каждый проект должен четко определять конечные результаты работы, и по возможности
это должны быть измеряемые результаты, которые можно будет оценить,
которые можно будет проверить", - заявил Цицопулос. Представитель Еврокомиссии
сообщил, что работа по оценке проектов будет возложена на Минобрнауки РФ.
Министерство также будет следить за тем, чтобы проекты российских вузов соответствовали
национальным приоритетам.

Заместитель начальника международного отдела Минобрнауки РФ Роман Александров,
в свою очередь, сообщил, что программа "Темпус", утвержденная президентом
РФ Владимиром Путиным, является "практическим инструментом" сотрудничества России
и ЕС в области высшего образования. "Те указания, которые мы получаем
от руководства страны, сводятся к двум принципиальным вещам: софинансированию
и соуправлению по всем отраслям науки и образования. Российские партнеры
должны быть абсолютно равноправны со своими европейскими партнерами", - сказал
Александров, добавив, что Минобрнауки отмечает положительное отношение Еврокомиссии
к
предложениям министерства. "Программа становится все более и более равноправной",
- заключил он.

В рамках программы "Темпус" с 1994 по 2006 годы около 500 российских вузов приняли
участие в 300 проектах. Было осуществлено 320 обменов между вузами России
и ЕС. Еврокомиссией на программу ежегодно выделялось около 10 миллионов евро.

Источник:
GZT.ru
http://gzt.ru/education/2008/03/04/190235.html

Выпуск листа на новом месте: 3237
количество подписчиков: 185

   2008-03-09 18:30:58 (#731096)