[TIFLO] Кто стучится в класс ко мне?
]Зеркало недели # 10 (689) 15 - 21 марта 2008
Кто стучится в класс ко мне?
Автор: Владимир ЖУКОВ
На бескрайних просторах СНГ - и в Украине в том числе - фактически уже началась
новая школьная реформа, возможно, самая радикальная за последние 90 лет.
Имя ей - инклюзивное образование: это когда дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми
сверстниками.
Мы пойдем другим путем
В Украине их порядка 150 тысяч - детей с особыми потребностями, или, как это
еще называют, с ограниченными возможностями для обучения. И идея инклюзивного
(включенного, интегрированного) образования, о которой пойдет речь, - в том,
чтобы все эти дети могли сесть за одну парту со здоровыми сверстниками. Впрочем,
на новшество можно взглянуть и с <другой стороны баррикад>: впервые здоровые
дети садятся за одну парту с некоторыми категориями сверстников-инвалидов.
Современной педагогике известны три различных подхода к обучению детей с особыми
потребностями. Первая модель, скандинаво-американская по происхождению,
предусматривает, что такие дети учатся в обычных учебных заведениях - при создании
специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков. Вторая
- украинская, российская, словом, постсоветская - предполагает такое обучение
в специальных школах или школах-интернатах.
В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче
адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй - все с точностью до
наоборот. Есть и золотая середина, европейская модель, сочетающая элементы первых
двух. Этим третьим путем и движутся сегодня де-факто Украина, Россия,
да и другие страны СНГ.
Благо, законодательство наших стран предоставляет родителям детей-инвалидов право
выбора - учить ребенка в массовой школе (классе), специальной школе (в
том числе интернате) или на дому.
А в чем же собственно реформа, где тут собака зарыта? - спросите вы. Да, выбирать
между специальным классом в массовой школе, специальной же школой или
надомным обучением родители детей-инвалидов могут уже давно. Но речь идет о следующем
шаге - устранении барьеров между специальными и обычными классами
в массовой школе, а также между спецшколой и той же массовой школой, куда доступ
некоторым категориям больных детей прежде был закрыт.
Странно, вы не находите: наше якобы самое лучшее в мире советское, а теперь и
постсоветское образование без конца реформируют, причем по ущербным (тоже
якобы) западным калькам? Создается ощущение, что гордятся этим образованием одни
люди, а рулят им совершенно другие.
Но в случае с инклюзивным образованием у идеи практически нет влиятельных оппонентов,
зато есть влиятельное либеральное лобби, прежде всего из неправительственных
международных организаций, а, стало быть, прежняя спецшкола с ее опытом и традициями
- обречена. И идея <образования без барьеров> уже вовсю овладевает
массами под видом эксперимента, а то и просто явочным порядком.
Вот минувшей осенью на базе киевских детсадов ## 661 и 662 открылись группы,
где дети с синдромом Дауна обучаются вместе со здоровыми сверстниками. Кроме
того, в двадцати украинских школах открыты 49 экспериментальных интегрированных
классов. Что касается России, то здесь подобные процессы начались еще несколько
лет назад.
Но дела инициаторам такой <ползучей> реформы, что называется, не пришьешь: равные
права граждан на образование, дарованные Конституцией, в наших странах
еще никто не отменял.
Ждать или догонять?
Между тем процесс перехода к инклюзивному образованию в наших странах получает
ускорение в последние годы на самом высоком уровне. Пару лет назад в Москве
состоялся форум, посвященный проблемам образования детей-инвалидов, на котором
представители 25 общественных организаций из пяти стран <большой восьмерки>
выработали рекомендации лидерам своих стран по обеспечению доступа к образованию
для детей с особенностями развития. А в нынешнем году в Женеве под эгидой
ЮНЕСКО состоится всемирная конференция министров образования <Инклюзивное образование:
путь в будущее>.
Итак, представим, что наиболее развитые страны мира прислушаются к мнению международной
общественности и поддержат декларацию ЮНЕСКО, призывающую обеспечить
доступ к образованию всем детям. И прежде всего - детям с синдромом ВИЧ/СПИД,
детям-инвалидам, сиротам, беспризорникам, детям, принадлежащим к национальным
меньшинствам, иммигрантам. Кто знает, может, следуя рекомендациям московского
форума, <восьмерка> согласится ежегодно выделять на программу инклюзивного
образования 10 млрд. долл.
Но здесь сразу возникнут вопросы, естественные для стран, которые оказываются
в роли догоняющего процессов мировой интеграции.
Во-первых, в каком объеме мы хотим внедрить инклюзивное образование уже сегодня?
Действительно ли мы намерены через какие-нибудь несколько лет открыть двери
массовой школы для всех категорий детей-инвалидов?
Во-вторых, насколько мы готовы принять на веру в этом вопросе западный опыт?
И, в-третьих, что во многом вытекает из <во-первых> и <во-вторых>, - а не слишком
ли мы спешим?
На рунетовском сайте <Обра-зование инвалидов> можно ознакомиться с мнением об
американской системе инклюзивного образования московской студентки Юлии Симоновой.
Юля - колясочница. Получив спортивную травму в десятилетнем возрасте, она до
выпускного класса училась на дому, пока не смогла выехать по обмену на годичное
обучение в США.
- Моя американская школа оказалась абсолютно доступной для таких, как я: там
работал лифт, а ширина дверей в классах и других местах предполагала передвижение
на инвалидных колясках, - рассказывает Юля. - Здесь успешно обучались еще два
колясочника, а также незрячие, неслышащие дети, дети с синдромом Дауна, аутизмом.
Для незрячих имелась вся литература по Брайлю или наговоренная на аудиокассеты.
В классах, где присутствовали дети с нарушением слуха, находился сурдопереводчик.
Детям с синдромом Дауна или аутизмом предоставлялся личный помощник. Все это
не шокировало детей без инвалидности, наоборот, они оказывали всяческую поддержку
сверстникам-инвалидам.
В Америке и те и другие дети уже с детского сада учатся общаться друг с другом.
Я наблюдала, как ребенок с синдромом Дауна активно участвовал во всех проводимых
в детском саду мероприятиях, общался со здоровыми детьми и чувствовал себя вполне
комфортно...
Даже такой локальный опыт инклюзивного образования, как у Юли, хочется представлять
более объемно - глазами не только российской школьницы, но и ее американских
соучеников, а также их родителей, педагогов, психологов, медиков. Когда-то, еще
во времена <баррикад идеологических боев>, в советской педагогической науке
существовала отдельная область исследования, называемая сравнительной педагогикой.
Интересно, чем живет она в наши дни?
Между тем плоды успешной интеграции вчерашних детей-инвалидов в жизнь американского
общества ощущаются буквально на каждом шагу. <В американских супермаркетах
вас часто обслуживают дауны: помогают укладывать купленные вами продукты в пластиковые
пакеты, - рассказывает российская писательница Татьяна Толстая.
- Он вам мил, вам его жалко, его дружелюбные глазки и плоский затылочек заставляют
сжиматься ваше сердце:>
Но еще каких-нибудь тридцать лет назад корректного термина <альтернативно одаренный>
(differently abled) вообще не существовало, и многие граждане в Америке
не понимали, зачем это даунам и прочим детям-инвалидам нужно учиться вместе с
остальными сверстниками. Вот бы узнать: через какие же этапы, через какие
трудности пришло потом к тамошней общественности это понимание: Уж нам-то, <новым
европейцам>, задумавшим путь в три десятка лет преодолеть буквально в
три прыжка, без соответствующей подготовки общественного мнения и подавно не
обойтись.
Зачем им учиться вместе?
Время от времени российские сторонники идеи инклюзивного образования выходят
на улицы, где проводят акции в защиту прав детей-инвалидов на образование.
Как-то они даже собирали на Пушкинской площади в Москве подписи под обращением
к министру образования и науки, где требовали создать условия для обучения
больных детей в массовой школе. Был среди манифестантов и 9-летний Филипп со
своей мамой.
Педагоги обычной, государственной школы вынесли этому мальчугану с синдромом
Дауна вердикт: необучаем. Пришлось родителям устраивать ребенка в школу частную,
что стало обходиться им почти в 300 долл. ежемесячно. <Сын уже знает все буквы,
понемножку начинает читать и считать, - радовалась мама Филиппа. - К тому
же в этой школе помогают адаптации ребенка в обществе>.
Но платить за обучение такую сумму могут далеко не все семьи, особенно те, где
приходится еще ставить на ноги и других детей, здоровых. И в таких семьях
не понимают, почему больной ребенок не может учиться в бесплатной школе вместе
с обычными детьми: ведь дома он играет со своими здоровыми братьями и сестрами,
иногда они даже дерутся и никто не замечает, что ребенок-инвалид ущербен.
Однако участие таких родителей в пикете вызвало не только реакцию сочувствия
и поддержки.
- Эта публичная акция - просто бред доведенных до отчаяния родителей, - категорична
Наталия, мать двоих детей и, кстати, психолог-педагог, много лет работающая
со школьниками-аутистами. - Мамы здоровых детей тоже будут протестовать, если
в одном классе с их ребенком будет учиться сверстник с синдромом Дауна или
ДЦП:
Для детской психики видеть страдания других - сильный стресс, а уж учиться вместе
с ребенком, у которого синдром Дауна, - это просто издевательство над
остальными детьми. Да здоровые дети в средних и старших классах будут просто
смеяться над инвалидами! Думаю, мамы, участвовавшие в акции на Пушкинской
площади, не отдавали себе отчета в том, чего хотят, подвигая своих и чужих детей
на бесполезное преодоление трудностей в и без того сложной современной
жизни:
Встречных аргументов со ссылками на практику работы с российскими детьми-инвалидами
в массовой школе, на зарубежный опыт Наталия не приняла, посоветовав
организаторам акции <снять свои розовые очки>:
- Давайте определим границы понятия <инвалидность>: ребенок с бронхиальной астмой,
диабетом тоже может быть на инвалидности - как и ребенок с ДЦП, с синдромом
Дауна, ребенок-аутист. Так вот, ребенок с астмой или эпилепсией в школе будет
адекватен (один такой ребенок учится с моей дочерью десять лет), а что вы
скажете об аутисте и дауне? Эти дети склонны к асоциальным действиям, например,
могут заниматься онанизмом на глазах у всех: они ведь не понимают, что
они инвалиды.
И Запад нам здесь не пример: там легче получить статус инвалида. Если у ребенка
аллергия - он уже инвалид, а где вы видели у нас ребенка с диатезом на инвалидности?
Действительно, мы - уникальная страна, где всегда почитались только юродивые,
а не нормальные люди. Пусть мои слова жестоки, но я не хочу, чтобы адекватные
дети учились с даунами и аутистами:
Полагаю, что мнение опытных педагогов мы не должны игнорировать хотя бы после
истории с недавно открытым СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Оказывается, по-своему правы были наши мариванны 70-80-х, негуманно зачислявшие
в разряд необучаемых и мечтавшие отправить в <школу для дураков> своих,
на первый взгляд, просто непослушных, неусидчивых вовочек, не способных к прилежному
учению. Учителя-ветераны хорошо помнят, как в те времена их заставляли
проводить воспитательные беседы с <трудными> и вести тетрадочки с отчетностью,
а еще таких детей в профилактических целях с энтузиазмом ставили на учет
в детские комнаты милиции.
И вот сегодня, наконец, медики выяснили, что асоциальность и неуправляемость
<трудных детей> - не что иное, как заболевание, проявляющееся уже в первый
год жизни у 5-7% от общего числа новорожденных.
Скольких же нервов стоило это явление в свое время педагогам (у проверяльщиков
был даже лозунг: <Учитель, ставящий двойку, ставит ее себе!>), да и здоровым
соученикам детей с СДВГ... Но государство неплохо сэкономило тогда благодаря
удачно придуманным им такого рода псевдогуманистическим слоганам.
Что касается самих <трудных>, то, не будучи признаны нуждающимися в специальной
помощи и, соответственно, не получившие таковой, многие из них так и не
смогли потом адаптироваться в обществе. И до сих пор, по данным ученых, 80-90%
контингента в российских колониях для несовершеннолетних составляют подростки
с явными признаками СДВГ.
Куда и как исчезнут пятерки
- На мой взгляд, идиллическая картина школьного класса, где учатся вместе здоровые
дети и дети с ограниченными возможностями без разбору, слишком уж неправдоподобна,
а пропаганда такого обучения нелепа, - считает Ольга Зайкина, кандидат биологических
наук, член Союза литераторов РФ, много и продуктивно работающая с
творчески одаренными инвалидами. - Ведь, скажем, у слепых и глухих, несмотря
на их подчас более высокое умственное развитие, другие методы восприятия информации,
что делает их обучение среди обычных детей неэффективным.
А вот астма, диабет, тяжелые кожные заболевания, морфологические дефекты, сердечные
пороки, врожденные и приобретенные патологии почек, печени, щитовидной
железы - не преграда для обучения в обычной школе, но для таких детей надо делать
скидки на быструю утомляемость и физические ограничения. При этом ребенок
с вынужденными ограничениями в движении часто умственно развивается быстрее,
учится прилежнее (особенно дети с бронхиальной аст-мой и синюшными пороками
сердца), зажигая своим примером здоровых сверстников.
И дети-колясочники или дети на костылях (недоразвитие нижних конечностей, гидроцефалия,
миодистрофия, спинальные повреждения, ДЦП) вполне могут учиться
со здоровыми детьми. Не тратя время на беготню и дворовые игры, такие дети тоже
часто обгоняют по умственному развитию своих бегучих-прыгучих сверстников
и могут <подтягивать> их на свой интеллектуальный уровень:
- Насколько, на ваш взгляд, будут отталкивать или даже шокировать здоровых детей
физические недостатки их сверстников-инвалидов?
- Обычно к ребенку с <не такой внешностью> дети быстро привыкают и вскоре почти
не замечают нехватку пальцев на руке, <винное пятно> на лице или рябоватость,
- говорит Ольга Зайкина. - Хотя, к примеру, мокнущие дерматиты могут вызывать
брезгливость и неприязнь: дети могут вообразить, что это <заразно> и избегать
такого ребенка.
Дети, страдающие ДЦП с нарушениями речи, мимики и гиперкинезом верхних и нижних
конечностей, иногда производят впечатление идиотов: лицо имеет странное
и отталкивающее выражение, взгляд бессмыслен, руки-ноги дергаются, изо рта вырываются
какие-то малопонятные звуки, да еще слюна течет. Но умственно такой
ребенок может быть вполне нормален, способен к учебе и даже талантлив. Печально,
что некоторым из таких отказных детей уже в раннем детстве навесили ярлык
<олигофрения в стадии дебильности>, лишив полноценного образования.
Лично у меня сомнений по поводу целесообразности совместного обучения со здоровыми
детьми сверстников с физическими недостатками, но сохранным интеллектом
возникало как раз меньше всего. По российской статистике, кстати, таковых не
так уж и много: лишь у 16% от общего числа детей-инвалидов наблюдаются нарушения
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.п., не сопровождающиеся
<ментальными ограничениями>. А вот задержкой психического развития страдают
64% детей-инвалидов плюс еще у 20% медики отмечают серьезные умственные отклонения.
Не знаю, как в Украине, но едва ли, конечно, у нас, в России, уже завтра потребуется
<распределить> по обычным классам все 1,3 миллиона детей, нуждающихся
в специальных условиях обучения, в том числе 70 тысяч учеников из почти двух
тысяч наших специальных (коррекционных) школ, да еще 40 тысяч надомников,
да 140 тысяч учеников коррекционных классов, не говоря уже о детях, изолированных
в социальных психоневрологических интернатах, и об отказных ВИЧ-инфицированных
детях-сиротах из инфекционных больниц, и об упомянутых в декларации ЮНЕСКО беспризорниках,
детях иммигрантов и т.д. и т.п. Но понятно, что даже один такой
ребенок на школу, почувствовавший себя обузой - уже слишком много:
Помните, за счет чего, в частности, добился в свое время столь впечатляющих успехов
в обучении донецкий педагог Виктор Шаталов, автор книги <Куда и как
исчезли тройки>? За счет формирования одноуровневых по своим способностям классов
А, Б и В в каждой параллели, то есть дезинтеграции. Благодаря этому он
сумел дифференцировать методику и, соответственно, проходить учебную программу
быстрее и эффективнее.
Но разве в интегрированных классах не произойдут с очевидностью обратные процессы?
Так не обрушит ли это новое здание нашей школы - украинской, российской
- и без того во многом перестраиваемое методом проб и ошибок?
http://www.zn.ua/3000/3855/62340/
Выпуск листа на новом месте: 3249
количество подписчиков: 185