Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2008-03-16

[TIFLO] Встреча с Й. Ендером и В. Лебедевым

]Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Радио РАНСиС (www.radiopage.ransis.org)
20 - 24 марта представляет вашему вниманию очередной выпуск программы
"Факультатив". В
передаче Вы услышите беседу с коммерческим директором фирмы "BAUM Retec AG"
Йозефом Ендером и техническим директором фирмы "BAUM Retec AG" Вадимом
Лебедевым. Йозеф и Вадим рассказывают о новых разработках фирмы "BAUM Retec
AG" для слепых и слабовидящих :
- трёх семействах брайлевских дисплеев, предназначенных как для начинающих
пользователей, так и для профессионалов: "SuperVario", "VarioConnect" и
"VarioPRO";
- миниатюрном брайлевском органайзере для слепых "PRONTO";
- новой универсальной полноцветной электронной лупе "VISIO" с автоматическим
фокусом и автоматической экспозицией;
- мобильном экранном доступе "MyStick", предоставляющем возможность слепым и
слабовидящим пользователям работать с любым компьютером без предварительной
инсталляции специального программного обеспечения;
- автономной читающей машине "Книголюб", читающей плоскопечатные тексты на
всех европейских языках (в том числе и на русском) и т.д.
Время выхода программы в эфир:
Очередной выпуск программы впервые выходит в эфир в четверг, в 05.20, и
повторяется в 09.20, 13.20, 17.20 и 21.20;
в субботу повторы идут в 04.00, 10.00 и 18.00;
в воскресенье - в 06.00, 12.00 и 20.00,
в понедельник - в 01.00, 07.00, 14.00 и 20.00
(время московское).
С уважением
координатор программы "Факультатив"
Ирина Зарубина

Выпуск листа на новом месте: 3259
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 20:18:47 (#732584)

[TIFLO] Материалы по ЕГЭ

]Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!

В разделе "Публикации" (рубрика "Темы") на странице радиопрограммы "Факультатив"
размещены новые материалы по ЕГЭ, в частности, приказ
Минобрнауки РФ об установлении форм и порядка проведения
аттестации обучающихся и утверждении положения о проведении ЕГЭ;
выложен и архив упомянутого "Положения".

Адрес рубрики "Темы" -
www.radiopage.ransis.org/index.php?name=Matter&matter=facultative&section=Pages&op=cat&cid=3

С уважением
Администрация Портала РАНСиС

Выпуск листа на новом месте: 3258
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 11:55:24 (#732511)

[TIFLO] Победил отчаяние

]Государственная Дума Российской Федерации
16 марта 2008 г.,
#22 (477 С МОМЕНТА ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ)
Издание основано в 1906 году
возобновлено в 2006 году.
Михаил Терентьев: Победил отчаяние

Рассказывает Михаил ТЕРЕНТЬЕВ, генеральный секретарь Параолимпийского комитета,
депутат Государственной Думы:

- Меня сейчас часто спрашивают: по личной ли инициативе я обратился на VIII съезде
партии к Президенту Путину остаться в политике? Это было заранее спланированное
партийное мероприятие, но для меня оно имело личный смысл. Как иначе я могу относиться
к главе государства, который после успешного выступления нашей команды
на параолимпийских играх в 2006 году в Турине, где мы завоевали 33 медали, своим
решением уравнял призовые места параолимпийцев и олимпийцев?!

Для всех это было полной неожиданностью, но его шаг окрылил нас, придал уверенности
в жизни. Потом мы все вместе боролись за продвижение заявки <Сочи-2014>,
за проведение этого грандиозного спортивного праздника в России. Я видел, как
он искренне переживает и радуется за страну, какой неподдельный интерес проявляет
к решению проблем инвалидов. Говорят: хочешь узнать суть человека, посмотри,
как он относится к инвалиду, к больному или более слабому человеку.

Придя в Государственную Думу, буду непо-средственно связан с подготовкой Сочи
к предстоящим Олимпийским играм. Я поставил себе задачу: сделать его образцовой
моделью не только для России, но и всего современного мира в обеспечении комфорта
и приспособлении всех спортивных сооружений, всей инфраструктуры города
для людей на колясках и слабовидящих.

Сейчас в России меняется отношение к инвалидам в лучшую сторону, прежде всего
на государственном уровне. Подтверждение тому - моя карьера. Я родился и жил
в Красноярске и, как многие сибиряки, люблю лыжи. Занимался лыжным двоеборьем
и при прыжке на лыжах с трамплина в 1986 году получил травму позвоночника.
Мне сейчас 37 лет, а в то время было 16. Можете представить мои настроения в
ситуации, когда я несколько лет не мог выйти из дома только потому, что не
было инвалидной коляски. Это я сейчас понимаю: отчаяние - тяжкий грех, а тогда:

От тяжелых мыслей меня спас тренер, благодаря которому я вернулся в спорт. Он
привел меня в спортивный клуб, который проводил соревнования для инвалидов,
искал деньги для выезда на международные старты. Государство начало оказывать
нам сильную поддержку с 2002 года, а до этого приходилось самим искать спонсоров,
благодаря которым мы выступали и завоевывали победы.

В 2004 году я стал чемпионом параолимпийских зимних игр. Окончил Красноярский
государственный университет. Сейчас учусь в дипломатической академии МИД России
и рассчитываю депутатскую деятельность активно совмещать со спортивной дипломатией.

Подготовил Павел Анохин
http://gazduma.ru/22/

Выпуск листа на новом месте: 3257
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 05:00:26 (#732464)

[TIFLO] Игра вслепую

]Государственная Дума Российской Федерации
Общественно-политическая газета
www.gazduma.ru
Игра вслепую
Дата публикации: 13.03 13:38
Незрячие россияне нуждаются в помощи государства

Как стать человеком-невидимкой

От Калуги до Русинова рукой подать - минут 15 на рейсовом автобусе. Остановка,
и сразу через шоссе выглядывает торец огромной фабрики, на которой трудились
незрячие. Вдоль тротуаров тянутся <путеводители> - невысокие металлические перила.
И нигде нет ступенек, только плавные подъемы и спуски.

То и дело попадаются люди в темных очках, деловито постукивающие о <путеводитель>
белой тростью. Не оборачиваясь в твою сторону, проходят мимо.

На перекрестке две слепые женщины. Одна нагоняет другую и задает почти мистический
вопрос:

- Ты куда, Степановна, намылилась?

Как она узнала? По шагам, по ритму постукивания тростью? Загадка. Говорят, у
слепых слух и обоняние намного острее, чем у зрячих. В любом случае здесь ощущаешь
себя человеком, надевшим шапку-невидимку.

Вообще-то Русиново - это единственная, зато очень длинная улица, идущая вдаль
от шоссе. Местная география предельно проста. В начале улицы стоит <слепецкая>
фабрика, в конце - остов полуразрушенной церкви. На полпути между этими объектами
расположены аптека и магазины - продуктовый и промтоварный. В трех облупленных
пятиэтажках вдоль дороги доживают век слепые, которых 30 лет назад пригласили
работать на фабрику - Боровское учебно-производственное предприятие для людей
с нарушением зрения.

- Я переехал сюда в 1981 году, - рассказывает местный старожил Иван Хрипанов.
- И не жалею. Слепому в городе трудно. А здесь все упорядочено: фабрика, аптека,
магазин, дом. Плюс общение с коллегами по несчастью. Это, знаете, тоже дело не
лишнее...

Хрипанов ослеп в 35 лет. До этого окончил экономический техникум в Челябинске,
успел поработать учетчиком тракторной бригады, ревизором, кладовщиком. Хрипанову,
можно сказать, повезло. От прежней зрячей жизни у него остались жена и двое сыновей.
Дети выросли, работают в Москве и помогают старикам.

- Без них было бы трудно свести концы с концами, - признается Хрипанов. - В советское
время на фабрике я зарабатывал 100 рублей в месяц. И пенсия была сотня.
На такие деньги мы жили, особо себя не стесняя. Сейчас зарплата у тех, кто работает,
4 тысячи. Вот и крутись, как хочешь...

Жизнь после боя

- Вон отсюда! Хватит корреспондентов, дайте человеку отдохнуть, последние дни
доживает!

Такими энергичными выражениями приветствовала нас старушка с волевым лицом. Антонина
- жена первого директора фабрики для слепых Василия Тарантасова. Именно
ему принадлежит идея организовать в Русинове образцовый город для слабовидящих.

- Антонина, пусть заходят, - в конце коридора возникает сгорбленный силуэт слепого.

Живет директор в маленьком скромном доме неподалеку от фабрики. Тарантасов -
личность легендарная. В семнадцать ушел добровольцем на фронт, стал танкистом.
В 1943-м его танк подбили, из-за ранения в лицо солдат потерял зрение. Но оказалось,
что главное в жизни - не зоркость, а сила воли. Тарантасову ее было
не занимать. Благодаря организаторским способностям молодого фронтовика заметили
в структуре Всероссийского общества слепых. В 1948 году его назначили
директором старой, довоенной фабрики - организовать производство для слабовидящих.

- На фабрике тогда работали 370 человек, - рассказывает Тарантасов. - Шили матрасы,
делали скобяные изделия. Тяжелые были условия. Цеха отапливались с помощью
40 печей, и обслуживал их один-единственный печник. Через три года мы сумели
доказать руководству района, что нужна новая фабрика...

<Доказывали> с боем. Точку в деле поставил визит Тарантасова на прием к министру.
Чтобы добиться аудиенции, упрямый слепой двое суток ночевал прямо в министерской
приемной. И добился своего: министр дал добро на строительство новой фабрики.
Деньги - почти 4 миллиона рублей - выделило Всероссийское общество слепых
(ВОС).

Строили фабрику в чистом поле. Из воинской части, расположенной за 7 километров,
протянули нитку газо-провода, закупили новейшее по тем временам оборудование
для литья полиэтилена. Это позволило покончить с малорентабельным швейным производством
и перейти на изготовление востребованных дозаторов и колпачков
для парфюмерной промышленности.

Но главным козырем для фабрики стала кооперация с московским радиозаводом <Рубин>.
Москва поставляла комплектующие, а слепые сборщики собирали их в платы,
пропаивали, перевязывали и укладывали кабели и отсылали обратно. В <золотой век>
<Рубин> обеспечивал 85 процентов всего фабричного заказа.

- Наше предприятие было образцовым, - смахивает слезу Антонина. - Вы бы посмотрели
тогда, не цеха - картинка! На окнах тюль, а плакаты какие...
Под фабрику построили три дома для слепых рабочих, число которых увеличилось
до 1100 человек. Открыли централизованную библиотеку, здравпункт, массажный
кабинет. Тарантасов ввел даже должность заместителя директора по культурно-массовой
работе. Массовик курировал хор, вечернюю школу для слепых, вел радиопередачи
на местном канале...

Тарантасов рассказывает все это, упрямо наклонив голову. Глаза прячутся за темными
очками. Несмотря на дряхлость, 80-летний экс-директор в суждениях тверд
и безжалостен:

- Перспектив у Русинова нет, - отчеканивает он звонким голосом. - На предприятии
сейчас работают 60 слепых. Делают крышки для домашнего консервирования.
Выглядит это так: рабочий берет крышку, вправляет уплотнительную резинку - и
откладывает готовое <изделие> в сторону.

Крышки прибыли не приносят - Украина гонит их на 10 копеек дешевле, но слепые
дают предприятию возможность получать налоговые льготы. Есть еще цех, где
производят картонную тару, там недавно смонтировали новую линию. Однако на картонажном
производстве работают только зрячие. Думаю, если не будет госзаказа,
предприятия ВОС повсеместно захиреют.

Хозяин <Обители муз>

Есть в Русинове и свои интеллигенты. Самый известный из них - поэт Иван Сергеевич
Верхов. Квартира слепого Верхова ничем не отличается от квартир провинциальных
интеллигентов 60-х годов прошлого века: те же полки, уставленные рядами книг,
те же портреты Есенина и Маяковского на стенах. Из особенностей - два громадных
катушечных магнитофона да еще стол, на котором в идеальнейшем порядке разложены
папки с белыми листами, исколотыми брайлевским шрифтом.

В пятилетнем возрасте в Василия случайно пальнул из ружья соседский мальчишка.
Так Верхов очутился в школе-интернате для слепых детей.

- Первые стихи я написал в интернате, - строго говорит Верхов. - Тосковал очень
по дому...

После школы Василий совершил небольшой подвиг - поступил и с отличием окончил
исторический факультет Саратовского госуниверситета. Но с работой по профессии
не сложилось. Там его и нашел Тарантасов, предложив знаменитую должность заместителя
директора по культуре. К тому времени Верхов женился на слабовидящей
девушке Лиде, молодым нужна была отдельная квартира... Словом, предложение переехать
в Русиново было принято. Сейчас поэт жалеет об этом:

- Здесь мне не хватает культурного общения, - серьезно говорит Верхов. - В большом
городе я мог бы посещать литературные кружки, ходить в консерваторию.
А здесь культура деревенская...

Собственные стихи Верхов наизусть не помнит. Но с удовольствием читает их, водя
рукой по белым листкам, извлеченным из папок на столе.

Стихотворения длинные, густо населенные визуальными образами. Такое впечатление,
что Верхов словами хочет описать мир, которого не видит.

- Многого я не могу точно представить, - поясняет поэт. - Взять, например, северное
сияние. Но есть стихи других поэтов, другие тексты. Читая, я понимаю,
о чем идет речь. И потом использую образ в своих произведениях...

Сын Верхова погиб - сбила машина. Зато есть дочь, четверо внуков и трое правнуков.
Правда, навещать их приходится редко. Чтобы отправиться в путешествие
в Калугу, нужно нанимать сопровождающего и оплачивать ему дорогу.

- Я стараюсь во всем обходиться своими силами. Сейчас вот пойду проводить заседание
литературной гостиной <Обитель муз>, - облачается в костюм Верхов. -
Буду рассказывать о Гийоме Аполлинере. Вы-то, наверное, и не слышали о таком
поэте?..

Верхов прощается с женой и осторожно спускается по ступенькам лестницы. В лиловых
сумерках слева чернеет здание фабрики. Окна кое-где выбиты и заколочены
фанерой. На втором этаже горит свет - там круглосуточно упаковывают конфеты рабочие
с Северного Кавказа - работает сданный в аренду цех. Справа желтеет
фасадом выкупленное кавказцами бывшее фабричное общежитие. К нему обращена летняя
сцена, на заднике которой написано аршинными буквами: <Черномазые, убирайтесь
на ... отсюда!> Теперь зрячих в Русинове намного больше, чем слепых. И их, похоже,
волнуют совсем другие проблемы...

Дмитрий ПОЛУНИН
http://gazduma.ru/problema/22/razn218/

Выпуск листа на новом месте: 3256
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:54:45 (#732463)

[TIFLO] Квотирование рабочих мест. Подмосковье

]
В Подмосковье будут выделены рабочие места для инвалидов и молодежи

16:39

|

13/ 03/ 2008

МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Мособлдума одобрила в четверг в первом из трех
чтений законопроект, который гарантирует трудоспособным инвалидам и молодежи
рабочие места на предприятиях Подмосковья.

"Законопроектом устанавливаются правовые и организационные основы квотирования
рабочих мест Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в
соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду,
и молодежи, испытывающей трудности в поиске работы", - сказал начальник Главного
управления по труду и социальным вопросам Московской области Виктор Рушев.

По его словам, власти региона должны дать гарантии тем категориям населения,
которые в силу разных обстоятельств не могут найти работу.

"На инвалидов планируется выделять 3,0% квот и 1,0% - на молодежь", - пояснил
Рушев.

Он уточнил, что квотировать рабочие места для социально незащищенных слоев населения
должны будут организации, в которых трудится свыше 100 человек.
По словам Рушева, эти условия распространяются на несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 18 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в возрасте до 23 лет, людей, освобожденных из колоний для несовершеннолетних,
в возрасте до 22 лет, на выпускников ПТУ, спецшкол закрытого типа в возрасте
до 19 лет, а также выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.

В Подмосковье, по данным Рушева, проживает 35-40 тысяч человек данных категорий.

"Здоровая молодежь отвергает рабочие специальности в пользу учебы в институте.
Но есть ребята, которые хотят такую работу, но им не дают возможности на
нее устроиться", - отметил начальник управления.
REGNUM
http://www.rian.ru/society/20080313/101252276.html

Выпуск листа на новом месте: 3255
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:35:48 (#732461)

[TIFLO] Аэрофлот" ввел единый стандарт обслуживания пассажиров-инвалидов

]Аэрофлот" ввел единый стандарт обслуживания пассажиров-инвалидов

МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. "Аэрофлот" ввел единый, отвечающий международным
требованиям стандарт обслуживания пассажиров с ограниченными физическими
возможностями, сообщил РИА Новости представитель авиакомпаниии.

"Услуги, предусмотренные стандартом, направлены на обеспечение высокого уровня
комфорта, безопасности", - отметил представитель "Аэрофлота".

По его словам, при бронировании билетов для пассажиров данной категории заранее
обговаривается степень инвалидности, способность к передвижению и потребность
в кислородном баллоне.

"Так же пассажир может прибегнуть к услугам медпункта и полететь с сопровождающим
лицом. Пассажирам с отсутствующим зрением и следующим в сопровождении
собаки-поводыря разрешено провести животное бесплатно в пассажирский салон. Собака
во время полета должна быть привязана у ног пассажира и снабжена намордником.
При этом пассажиру необходимо иметь при себе официальный документ, подтверждающий
прохождение животным специальной тренировки", - добавил представитель
авиакомпании.
Пассажиры с ограниченными физическими возможностями будут размещаться в салоне
в первую очередь. "Места для них резервируются работниками "Аэрофлота" заранее.
Если пассажир нуждается в носилках, то бронируется шесть мест (три ряда по два
кресла), а для инвалида, который летит с инвалидной коляской, предоставляется
одно место, а коляска сдается в багаж с особой маркировкой "Special assistance",
- сказал собеседник.

При перевозке пассажира, нуждающегося в подключении системы жизнеобеспечения,
на борту предоставляется возможность воспользоваться источником электропитания,
отметил представитель авиакомпании.

По его словам, если пассажира перевозят на носилках, то по прилету работники
медпункта и сотрудник пограничного контроля для проверки документов поднимаются
на борт.

"После этого пассажира доставляют в медпункт на специальном транспорте. В медпункте
в присутствии пассажира и инспектора таможни осуществляется прохождение
таможенного контроля", - заключил представитель "Аэрофлота".
REGNUM
http://www.rian.ru/economy/20080314/101361163.html

Выпуск листа на новом месте: 3254
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:27:06 (#732460)

[TIFLO] Профессиональное сообщество арт-терапевтов

]В Санкт-Петербурге создается профессиональное сообщество арт-терапевтов

Сегодня, 14 марта, в Санкт-Петербурге президент Британской профессиональной ассоциации
арт-терапевтов Вэл Хьюэт вручил двадцати петербургским арт-терапевтам
сертификаты курса "Теория и практика арт-терапии. Совершенствование профессиональных
навыков. Российско-Британская модель". Как сообщает корреспондент
ИА REGNUM,
вручение сертификатов и открывшийся сегодня международный арт-терапевтический
симпозиум стали завершающей частью полугодовой программы обучения петербургских
специалистов в этой области. Сегодня же в рамках работы симпозиума профессиональному
сообществу была представлена обобщающая накопленный российско-британский
опыт книга "Арт-терапия. Диалог: Россия-Великобритания".

Как сообщила корреспонденту
ИА REGNUM
старший научный сотрудник
Государственного Русского музея,
специалист по арт-терапии Ольга Платонова, в рамках симпозиума 15 марта Вэл Хьюэт
проведет семинар по работе с пациентами с различными видами зависимостей
- алкогольной, наркотической, игровой, а также арт-терапевты обсудят проблемы
создания в Санкт-Петербурге профессионального сообщества. Платонова подчеркнула,
что британские специалисты не только обучают петербуржцев, но и перенимают российский
опыт. "В одной из крупнейших британских галерей современного искусства
- лондонской "Тейт Гэллери" с ноября 2007 года открылась арт-терапевтическая
программа по примеру наших музейных программ, - рассказала специалист, - до
этого британцы не проводили занятия по арт-терапии непосредственно в музеях,
предпочитая работать с пациентами и зависимыми в больницах, тюрьмах, социальных
центрах".

Платонова рассказала, что в Санкт-Петербурге арт-терапией занимаются в Государственном
Русском музее, где недавно открылась группа для слепых и слабовидящих
людей, в Городской наркологической больнице, в ряде психологических центров.
Напомним, в России арт-терапия не является отдельной специальностью, как,
к примеру в Великобритании, и преподается на психологических факультетах как
направление. Открывшийся в Санкт-Петербурге Международный симпозиум по арт-терапии
организован Государственным Русским музеем, Институтом культурных программ, Фондом
"В поисках гармонии".
Постоянный адрес новости:
www.regnum.ru/news/971691.html
РИА Новости

Выпуск листа на новом месте: 3253
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:19:09 (#732459)

[TIFLO] Итоговый документ Форума словесников

]Новая Газета | # 17 от 13 Марта 2008 г.
Итоговый документ Форума словесников России

7-8 ноября состоялся Форум словесников России, организованный Издательским Домом
<Первое сентября>, Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга и газетой <Литература>.

В работе Форума приняло участие 239 учителей, методистов и преподавателей вузов
из 24 регионов России: Брянска, Великого Новгорода, Владимирской области,
Вологодской области, Ивановской области, Калужской области, Кирова, Краснодарского
края, Красноярского края, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода,
Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Санкт-Петербурга, Самары, Саратовской
области, Свердловской области, Сочи, Твери, Тульской области, Удмуртии.

Итоговый документ Форума словесников России

1. Участники Форума словесников России, проходившего 7-8 ноября 2007 года в Москве
и собравшего 239 преподавателей литературы и методистов из 24 регионов
страны, обсудили один из важнейших вопросов, стоящих сейчас перед литературным
образованием, - вопрос о выпускном экзамене по литературе. Этот экзамен
был обязательным для выпускников средних учебных заведений ещё до революции и
сохранялся в этом качестве в течение многих десятилетий. Сегодня в системе
ЕГЭ определены два обязательных экзамена. Экзамена по литературе среди них нет.

Однако литература как школьный предмет в образовательной системе обеспечивает
нравственное и эстетическое формирование личности; обучает умению понимать
как художественные произведения, так и научные, публицистические, другие тексты;
вырабатывает навыки устной и письменной речи, становящиеся интеллектуальным
фундаментом человека на всю жизнь. Литературное образование - та общая платформа,
на которой объединяются люди разных поколений, народов, культур, создаётся
основа национальной безопасности.

Без обязательного экзамена многолетнее школьное литературное образование теряет
смысл.

Участники Форума выражают свою обеспокоенность сложившейся ситуацией и требуют
от Минобрнауки и Рособрнадзора принятия решения о сохранении за экзаменом
по литературе статуса обязательного выпускного экзамена за курс полной средней
школы.

2. Ключевой вопрос - в какой форме проводить этот обязательный экзамен. Участники
Форума пришли к выводу, что оптимальным вариантом экзаменационного сценария
является следующий.

Обязательный экзамен по литературе разделяется на два уровня: базовый (завершающий
школьное литературное образование) и профильный (позволяющий продолжить
литературное образование в вузах). Право выбора уровня экзамена предоставляется
ученику в зависимости от его профессиональных планов на продолжение образования.

На базовом уровне предлагается проводить экзамен в следующих формах: письменная
работа с отметкой по литературе (анализ и интерпретация одного художественного
произведения, развёрнутый ответ на проблемный вопрос), устный ответ (по билетам
или в форме собеседования), защита исследовательских работ и проектов.
Право выбора формы экзамена предоставляется ученику. Проводится этот экзамен
силами школы и проверяется в соответствии с выработанными на федеральном уровне
рамочными критериями.

На профильном уровне экзамен по литературе проходит в формате ЕГЭ (как и по другим
предметам). Его результаты принимают соответствующие вузы (факультеты):
филологический, журналистики и т.п. Поскольку этот экзамен профильный и сдавать
его будут те, кто дальше связывает свой путь с филологией и другими гуманитарными
дисциплинами, то оптимальным жанром такого экзамена, по мнению участников Форума,
является письменная работа, связанная с анализом и истолкованием одного
литературного произведения (с независимой экспертной проверкой). Критерии проверки
должны быть широко обсуждены профессиональным сообществом.

3. Анализ КИМов по литературе 2008 года, проведённый участниками Форума, показал,
что их разработчики тоже осознают необходимость отказа от тестовых форм
при итоговой аттестации по литературе. Однако изменения, внесённые в КИМы, по
мнению участников Форума, недостаточны. Предложенный вариант ЕГЭ не может
адекватно выявить уровень литературной подготовки учащихся.

4. Участники Форума понимают, что новый сценарий экзамена потребует пересмотра
существующего стандарта 2004 года и соотнесения с ним Базисного учебного
плана, в котором на изучение литературы должно быть отведено не меньше 4 часов
в неделю для базового и 5-6 для профильного уровня. Корректировка стандарта
и БУПа должна пройти всестороннее обсуждение профессиональным сообществом.

5. Реализация этих предложений невозможна без изменений в законодательной базе.
Участники Форума считают необходимым внести соответствующие поправки в Закон
об образовании и обращаются к Министерству образования и науки с требованием
инициировать этот процесс.

6. Участники Форума словесников убеждены, что решение вопроса об экзамене в рамках
представленного в настоящем документе подхода позволит сохранить всю
систему литературного и - шире - гуманитарного образования в России.

Подписи участников Форума можно увидеть на сайте
http://slovesnik.1september.ru/index.html

Сбор подписей в поддержку Итогового документа продолжается. Вы можете прислать
их в редакцию по электронной почте
lit@1*****.ru.
Людмила Рыбина
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/17/41.html

Выпуск листа на новом месте: 3252
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:13:19 (#732458)

[TIFLO] Школьная арифметика: плюс пересмотренная история, минус литература

]Новая Газета | # 17 от 13 Марта 2008 г.
Школьная арифметика: плюс пересмотренная история, минус литература

Историю, как оказалось, вновь можно переписать, но вот что делать с литературой?
Солженицына или Шаламова не пере пишешь: Если же все оставить, то как связать
эти художественные свидетельства с новым официальным историческим курсом? Может
быть, выбросить их из школьной программы, и организовать новых авторов
для создания соответствующих запросу художественных произведений? Конечно, вряд
ли это сегодня возможно. По двум причинам. Во-первых, надо прочитать много
книг, чтобы произвести соответствующий отбор. Но у наших руководителей с этим
плоховато. Как говорят учителя литературы, по мимике и лексике видно, что
далеко не все из школьной программы они прочли. А во-вторых, словесники - та
часть учительства, которой довольно сложно манипулировать. Зато их предмет
можно предельно заформализовать, чтобы не оставалось места для гуманистических
глупостей. За что боролись:

Именно словесники первыми поднялись на борьбу с ЕГЭ - единым государственным
экзаменом: писали, выступали, собирали конференции и объясняли неприемлемость
такого подхода к экзамену по предмету, призванному развить навык устной и письменной
речи. Конечно, то, что итоговую форму аттестации надо было менять,
понимали многие. Время коротких мыслей заставило пересмотреть список книг в магазинах:
вместо добротной методической литературы появились бестселлеры вроде
<Тысячи золотых сочинений>, а вместо романов и повестей - жвачка кратких пересказов
программных произведений. Но не тесты же! Они вовсе не преодолевают
формализм, скорее доводят его до крайней степени.

Учителя боролись так рьяно, что их услышали наверху и, недолго думая, предложили
исключить литературу из числа обязательных экзаменов. Те дети, которые
выбрали специальности по профилю <литература>, будут ее сдавать, потому что им
экзамен нужен для поступления в вуз, и это будет ЕГЭ, а остальные вполне
могут и не выбирать. Учителя литературы снова всполошились. Что такое в школе
предмет без обязательного экзамена на выходе? Школьники всех времен и народов
одинаковы. Если сегодня спросили, то завтра можно не учить. Если экзамен не сдавать,
то как-нибудь дотянуть и скинуть. Есть, конечно, сверхприлежные ученики,
есть, замечательные учителя, которые преподают свой предмет так, что увлекают
всех. Но все-таки учитель - профессия массовая, а уж ученик - вообще работа
всеобщая:

На всех форумах словесников звучит тема особого места литературы в школе. Ну
на каком еще уроке есть время говорить о нравственности и безнравственности,
о героизме и трусости, о поступке и его последствиях. Литература - это еще и
единственный предмет эстетического цикла с первого по выпускной класс: есть
возможность поговорить о художественном тексте как об искусстве, когда музыка
и изобразительное искусство остались далеко позади - в начальной школе. Литература
занимается формированием основных надпредметных умений: читать с пониманием,
мыслить по поводу прочитанного, говорить и записывать свои мысли. Без этих
базовых навыков говорить о свободе выбора и самообразовании - лукавство.

Однако, почитав контраргументы чиновников, приходишь к выводу: именно совокупность
этих качеств очень им не хочется развивать у ученика. Очевидно, госзаказ
- иной.

На что обиделся чиновник? Во все инстанции стали приходить письма от учителей
литературы... А газета <Литература>. <Первое сентября> и Ассоциация гимназий
Санкт-Петербурга организовали в Москве форум словесников России, на который приехали
учителя, методисты, преподаватели вузов из 24 регионов России.

Итоговый документ форума направили в министерство и в Рособрнадзор. В нем потребовали
отказаться от тестовых форм при итоговой аттестации по литературе
и инициировать соответствующие поправки в закон <Об образовании>. В ответе заместителя
министра образования и науки РФ Исаака Калины прозвучала обида:
<Не кажется ли авторам документа, что фраза: <Литература как школьный предмет
в образовательной системе обеспечивает нравственное и эстетическое формирование
личности; обучает умению понимать как художественные произведения, так и научные,
публицистические, другие тексты; вырабатывает навыки устной и письменной
речи, становящиеся интеллектуальным фундаментом человека на всю жизнь> является
достаточно обидной для учителей других предметов? Например, я, как учитель
математики, всегда надеялся, что тоже:>.

Видимо, обида за математиков не позволила заместителю министра заметить, что
участники форума разработали и представили в итоговом документе <оптимальный
вариант экзаменационного сценария>, потому что, получив его, он пишет: <Хотелось
принять участие в обсуждении проекта если не нормативного документа, то
хотя бы четко сформулированных предложений>. А ближе к концу своей отповеди заместитель
министра заявляет: <Наверное, гораздо важнее, и я с удовольствием
бы обсудил с Вами, Сергей Владимирович (Сергей Волков - редактор газеты <Литература>
(<Первое сентября>), учитель литературы 57-й школы. - Л.Р.) модельную
методику оплаты труда, в которой, как мне представляется, заложены основы мотивации
нас, учителей, сделать изучение литературы и других предметов интересным,
увлекательным, полезным для учащихся>. Это модельное предложение чиновника: хотите
закон менять, а вот давайте-ка лучше о вашей зарплате поговорим: Сергей
Волков невольно начинает оправдываться: <Никто не отрицает, что у математики,
физики, химии, биологии - свои образовательные сферы, весьма значимые для
развития человека. Но это - науки, и адресуются они прежде всего к ratio, к интеллекту.
Произведение же искусства обращено к душе человека, к его эмоционально-
чувственной сфере, развивать которую крайне важно в процессе общего образования.
Это одна из задач литературы (как искусства и как школьного предмета).
Если математик на уроке (или после урока) поет песни или читает стихи, рисует
картины или исполняет балетные па, то он, конечно, тоже начинает работать
на поле искусства, но вряд ли это будет его основной задачей.

Что же тут может быть для математика обидного? Что так задело И.И. Калину?>.
И, проанализировав ответ заместителя министра, Волков заключает: <Думаю, как
ни печально это признавать, что задевает его сам факт наличия литературы в школьной
программе>. Пожалуй, это именно так. Если историков и обществоведов
Калина на многочисленных совещаниях, прокатившихся по всей стране, призвал сделать
для детей историю нашей Родины позитивной, излагать ее так, как бабушка
преподносит внукам историю семьи, а не такой, какой могут ее представить участковый
милиционер, то у литераторов возможность интерпретации ограничена:
когда авторы <глаголом жгут>, никакая бабушка не поправит. В итоговом документе
форума словесники требуют от Минобрнауки и Минобрнадзора сохранить за экзаменом
по литературе статус обязательного выпускного экзамена за курс средней школы,
разделив его на базовый и профильный уровни, но этот экзамен не должен проводиться
в тестовой форме. А что Дума Параллельно со словесниками принятый год назад закон
о ЕГЭ тревожит и законодателей. Но 14 февраля Комитет по образованию
Госдумы принял решение отклонить законопроект, внесенный О. Смолиным, И. Мельниковым,
А. Кондауровым, С. Мироновым. Законопроект предлагал предоставить
выпускнику право выбора формы государственной итоговой аттестации, а по литературе,
истории, обществознанию - не проводить экзаменов в тестовой форме.
Законопроект был направлен в субъекты РФ. 33 законодательных органа власти субъектов
и 30 исполнительных поддержали его, против высказались только 5 законодательных
и 24 исполнительных. Как сказал Олег Смолин, <при нынешней выстроенной вертикали
это поразительный результат>.

Смолину на профильном комитете предложили отозвать законопроект <пока>, и пытались
объяснить, что закон о ЕГЭ еще не вступил в силу: мол, вступит, посмотрим,
как он будет работать, тогда и поправлять начнем. Смолин отказался: семь лет
ЕГЭ существует в режиме эксперимента, но на деле никогда экспериментом не
был, а жестко внедрялся сверху, и ничего нового статус закона ему не прибавит.
Комитет вынужден был рекомендовать Госдуме рассмотреть законопроект в первом
чтении и: отклонить его. В подготовленном заключении комитета приведены доводы
только тех субъектов Федерации, которые выступали против законопроекта,
хотя они явно в меньшинстве. После замечания Смолина обещали добавить и аргументы
противников ЕГЭ, но многим членам комитета голосовать против этого решения
и за законопроект не позволила партийная принадлежность. В очередной раз Олег
Смолин обратился к комитету с просьбой создать независимую комиссию по оценке
результатов эксперимента по ЕГЭ и в очередной раз услышал, что ход его широко
обсуждается общественностью. Он, конечно, обсуждается, но слово предоставляется
только тем, кто поддерживает. Вот и участникам форума словесников, главным требованием
которых было отменить тестовую форму на экзамене по литературе,
заместитель министра Калина в своем письме предложил: <:активно участвовать в
разработке КИМов (контрольно-измерительных материалов, читай: тестов. - Л.Р.)>.
Вряд ли такой способ коммуникации можно назвать обсуждением.

Людмила Рыбина
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/17/40.html

Выпуск листа на новом месте: 3251
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 04:04:13 (#732457)

[TIFLO] В Архангельске общественники отстояли училище для инвалидов

]В Архангельске общественники отстояли училище для инвалидов

В Архангельской области профессиональное училище для инвалидов будет сохранено.
Такое решение было принято 6 марта на рабочем заседании по вопросу о судьбе
Проффесионального училища - интерната (ПУ - интерната) для инвалидов, которое
провел вице-губернатор региона Михаил Ситкин. Как сообщил корреспонден СобкорRru,
для того чтобы добиться сохранения училища, инвалиды направили десятки обращений,
выступали на митингах и пикетах.

Действия инвалидов были связаны с желанием областного департамента социальной
защиты ликвидацировать профессионально-техническое училище-интернат (на Дачной).
Оно является единственным в области учреждением профессионального образования,
которое обучает граждан с инвалидностью. В случае, прекращения его деятельности
многие инвалиды, проживающие в области, не смогли бы получить никакого профессионального
образования.

В результате дискуссии и обмена мнениями участники заседания 6 марта определили:
- сохранить ПУ-интернат, как специальное образовательное учреждения начального
профессионального образования;
- решить вопрос о выделении из регионального бюджета необходимых средств на ремонт
и реконструкцию здания в котором располагается образовательное учреждение
для инвалидов;
- создать рабочую группу по разработке законопроекта о профессиональном образовании
инвалидов в Архангельской области.

В настоящее время в регионах России всего около сорока специальных профтехучилищ
в которых обучаются молодые инвалиды. Половина из этих училищ находятся
в ведении образовании, вторая половина в ведении соцзащиты.

Между тем Союз общественных организаций инвалидов включает в себя 20 организаций,
в которых состоит более 10 тысяч инвалидов региона. Так, только инвалидов
по слуху в Архангельской области на сегодня более 1 тысячи человек, а инвалидов
по зрению - более 2 тысяч. Основные проблемы людей с ограниченными возможностями
- недостаток общения, работы и внимания со стороны власти. Так, несмотря на то,
что при губернаторе создан Координационный совет по делам инвалидов, он
на деле, по словам Николая Мякшина, не функционирует.

Эдуард Молчанов

http://www.sobkorr.ru/news/8/47D113035BA3D.html

Выпуск листа на новом месте: 3250
количество подписчиков: 185

   2008-03-16 02:36:39 (#732453)