При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Велик Акбар, пророк Правой Веры! В детстве огромное впечатление произвела на меня книга «Бабур-наме», которую написал наш великий соотечественник чингисид и тимурид Захир ад-дин Мухаммед Бабур (14 февраля 1483, Андижан – 26 декабря 1530, Агра), основатель империи Великих Моголов в Индии. Странствуя по Фергане и Памиру, я много думал о судьбе этого великого человека. Благодаря своим выдающимся способностям, Бабур вошел в историю не только как полководец и правитель - основатель династии Бабуридов в Индии, но также как ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследие, в том числе и в области мусульманской юриспруденции. Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению ("Мубайин"), поэтике ("Аруз рисоласи"), музыке, военному делу, а также специальный алфавит "Хатт-и Бабури". Однако центральное место в творчество Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на тюркском (джагатайском) языке - его исторический труд "Бабур-наме". Книга была завершена в Индии, она носит в основном автобиографический характер и отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV - начале XVI вв. По совокупности сведений и их достоверности "Бабур-наме" является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии. Это - своеобразный человеческий документ, составленный на основе его тонких наблюдений за окружающим миром. В нём подробно описана политическая обстановка, царившая в Средней Азии, Афганистане и Северной Индии на рубеже XV-XVI вв. Как литературный и исторический памятник для изучения феодальных отношений в Средней Азии, Афганистане и Индии в конце XV и начале XVI вв. "Бабур-наме" не имеет себе равных и по степени самостоятельности содержащихся в этой книге сведений. По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю "Бабур-наме" стоит выше любой исторической хроники, составленной придворными летописцами того времени. Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальнейшее внимание ученых всего мира. "Он был не самым великим, но гораздо более человечным, чем все другие восточные завоеватели... и чтобы ни думали о нем в других отношениях люди, мы не можем думать о нём иначе, как только относясь с глубокой симпатией к этому великодушному и общительному гиганту...", - отмечает В.Н.Морленд в своей книге "Аграрная система мусульманской Индии". Бабур - старший сын владетеля Ферганского удела Омар Шейха Мирзы и правнук Тамерлана (Тимура) - родился 14 февраля 1483 г. в Андижане в разгар междоусобной борьбы различных тимуридских правителей в Средней Азии и в Хорасане за передел обширной территории созданного Тимуром государства. В 1494 г. Омар Шейх Мирза скончался, и 12-летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы Бабур упорно стремился создать в Мавераннахре, на территории между Амударьей и Сырдарьей, крупное централизованное государство, но его планы не увенчались успехом. Могучий Мухаммед Шейбани-хан, предводитель кочевых узбеков, умело воспользовавшись неурядицами и политическими междоусобицами среди правителей Мавераннахра и Ферганы, в 1504 г. овладел Самаркандом, Андижаном, затем Ташкентом и вынудил Бабура покинуть пределы Ферганы и обосноваться в Кабуле и Бадахшане. Неоднократные попытки Бабура (в 1505-1515 гг.) вернуть "наследственные владения" государства Тимуридов оканчиваются полной неудачей, и Бабур обращает своё внимание на Индию. Стремясь подчинить себе Индию, Бабур силой и хитростью овладел Кашгаром, Хотаном, Кундузом и рядом других земель, хотя в то же время ему приходилось подавлять возмущения во всех частях его государства. Расчистив себе путь в Индию, Бабур, пользуясь слабым правлением делийского султана Ибрагима Лоди, перешел в конце 1525 года с отборным отрядом лишь в 10000 человек реку Инд близ Аттока, отбросил несколько отрядов, пытавшихся в Пенджабе преградить ему дальнейший путь, и 27 апреля 1526 года дал своему противнику решительное сражение на равнине Панипата близ Дели. 11 мая сдалась также и Агра, второй по значению город тогдашнего Индийского государства. Так Бабур стал правителем Северной Индии, основал империю Великих Моголов (Бабуридов). В своей столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов, учёных, которым оказывал большое внимание. Умер Бабур 26 декабря 1530 г. Спустя некоторое время после смерти Бабура останки его были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен как Баг-и Бабур (Сад Бабура). Трон его унаследовал сын император Хумаюн (1508-1556). А 14 октября 1542 г. у Хумаюна родился сын Джелал-ад-Дин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий. Он занял трон Великих Моголов в 1556 году и держал его полвека. Он был пророком Правой Веры. Он скончался 17 октября 1605 года, то есть 400 лет назад. И этому событию была посвящена Конференция «Акбар Великий, его историческая роль и духовное наследие», которая состоялась 18 ноября 2005 года в Институте философии Российской Академии наук. Акбар родился в городе Амаракоте в Синде (ныне провинция Пакистана), где провел первые 12 лет своей жизни. Он, почти как дедушка, стал правителем в возрасте 14 лет. Через четыре года он изгнал регента Байрам-хана и, подавив ряд мятежей, в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году, приступил к расширению границ доставшейся ему в наследство империи. Акбар объединил Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир. Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. В 1574 г., завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на не-мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии. Акбар прославил себя как поощритель наук и искусства, собрав вокруг своего престола лучших ученых, поэтов, музыкантов и художников. Его ближайший сподвижник, визирь Абу-аль-Фазиль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара. В период правления Акбара была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 г. году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-сикри («города Победы»). О культурных достижениях эпохи Акбара смотри написанную мной главу «Всё есть ты» в книге «Искусство стран Востока» (Москва: Просвещение, 1986, стр. 180-198). Акбар проявлял живой интерес ко всем религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали отец Клаудио Аквавива и другие миссионеры. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий. С 1582 г. он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал «дин-и-илахи» («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истина, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор». Божественная Вера Акбара – предвестник Правой Веры. В 1580-1582 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни Священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Селима. После смерти Акбара престол унаследовал Селим под именем Джахангир (1569-1627). Конференцию, посвященную 400-летию величайшего из Великих Моголов, организовали Общественная организация Общество «Знание» России, междисциплинарная секция Программа-акция «Россия для будущего», Программа «Урусвати» (“Urusvati”). Эпиграф Конференции - «Падишах Индии Акбар Великий принес много Света и Истины, и его имя должно стать Светочем в истории Земли» Список докладов и выступлений: 1. Василенко Олег Сергеевич - Ученый Секретарь-Координатор Междисциплинарной Секции Общества «Знание» России - «О целях и задачах Конференции»; 2. Приветствие от Руководства Индийского Культурного Центра имени Джавахарлара Неру при Посольстве Республики Индии в РФ; 3. Приветствие от Руководства Индийской Культурной Общины в городе Москва; 4. Приветствие от Руководства Института Востоковедения РАН; 5. Приветствие от Руководства Государственного музея Востока Министерства культуры РФ; 6. кандидат исторических наук Ванина Евгения Юрьевна - «Акбар и его эпоха»; 7. кандидат исторических наук Комаров Эрик Наумович - «Акбар. Религиозный универсализм, веротерпимость и общество»; 8. Воробьева Светлана Николаевна - «Абу-л-Фазл и "Акбар-Наме"»; 9. Махотина Светлана Владиславовна - «Бирбал - главный советник падишаха Акбара»; 10. кандидат искусствоведения Шептунова Ирина Игоревна - «Миниатюра эпохи Акбара»; 11. кандидат искусствоведения Назарли Маис Джангирович - «Сефивидская миниатюра и миниатюра эпохи Акбара»; 12. кандидат искусствоведения Морозова Татьяна Евгеньевна - «Мастер Звука - Тансен и его вклад в музыкальную культуру Индии»; 13. кандидат искусствоведения Сердюк Е.А. - «Индийская архитектура эпохи Акбара»; 14. кандидат филолологических наук Васильева Л.А. - «Индийская поэзия эпохи Акбара»; 15. профессор Балашов Э.К. - «Опыт перевода поэзии Абу-л Фазла»; 16. Презентация книги «Акбар-Наме» (Издательство «Агни», Самара); 17. Презентация книги «Путь к мудрости. Акбар и Бирбал» (Издательство «Лотаць», Минск); 18. Выставка факсимильных копий миниатюры эпохи Акбара (Издательство «Агни», г. Самара). Материалы Конференции предполагается опубликовать. В рамках подготовки к Конференции планируется публикация фрагментов книг, отражающих эпоху Акбара, на Межвузовском сайте «Культура Мира. Духовные основы Мирового Сообщества», раздел «Гармония Мира и совершенствование человека» www.mqimo.ru/kf/mvweb8/conferences.htm (шеф-редактор сайта - доцент кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ кандидат философских наук Самарин Анатолий Николаевич). Ответственный за проведение конференции: Ученый Секретарь-Координатор Междисциплинарной Секции Общества «Знание» России Василенко Олег Сергеевич. Из участников Конференции мне известны работы Евгении Юрьевне Ваниной (родилась 24 декабря 1954 года). В 1981 году она закончила Институт стран Азии и Африки МГУ, в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию, ныне работает в Центре индийских исследований Института востоковедения РАН. Её научные труды: - Средневековое городское ремесло Индии XIII-XVIII вв.- Москва: Наука, 1991. 225 стр. - Идеи и общество в Индии XVI-XVIII вв. - Москва: Наука, 1993. - 231 стр. - То же: Delhi: Oxford University Press, 1996. - 223 стр. На английском языке. - The Ardhakathanaka by Banarasi Das, A Sociocultural Study //Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 3 Series. Vol. V, 1995, N 2. - Communal Relations in Pre-Modern India // We Lived Together. Delhi, 1999. - Средневековый мистицизм // Древо индуизма. Москва: Наука, 1999. - Исторический обзор // Индия. Страна и ее регионы. Москва: Наука, 2000. Её домашний адрес: 125299, Москва, 2-й Новоподмосковный пер., д.3а, кв. 78. Тел. 159-02-89; e-mail: vanina@cityline.ru. Надо узнать, в каком состоянии находится издание трудов этой замечательной и по замыслу весьма содержательной Конференции, а если в этом благородном деле есть какие-то проблемы, то предложить свою помощь.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||