Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Борис Юльевич Кагарлицкий - слишком марксист и слишком интеллигент Не очень интересно мне следить за публикациями Бориса Кагарлицкого (он родился в 1958 году), поскольку он мыслит по лево-марксистскому шаблону и ничего нового от него не жду. Он - директор Института проблем глобализации с апреля 2002 г., и я до сих пор не пойму, кому принадлежит бренд этого института – Михаилу Делягину или ему. Борис Кагарлицкий - социолог, журналист, публицист и общественный деятель. В 1977–1982 годах - участник подпольного левосоциалистического кружка в Москве, куда входило несколько молодых ученых, в основном гуманитарного профиля. Участвовал в издании подпольных журналов «Варианты» и «Социализм и будущее» (до 1981 – «Левый поворот»). В 1982-1983 годах арестовывался за «антисоветскую деятельность», и некоторые подельники обвиняют его в недостаточной стойкости на допросах. Но хорошо быть стратегом, видя бой со стороны. Меня тоже объявляли агентом КГБ. В политике на каждого из нас выливаются ушаты дёгтя. Я начал сотрудничать с Борисом в 1988 году, участвуя в неформальном демократическом движении. «Социалистичность» Кагарлицкого отличалась от моей «столыпинской» позиции, но не препятствовала совместной работе. В декабре 1988 года, когда Борис отъезжал в Италию на очередную левосоциалистическую тусовку, он попросил меня представлять его интересы в Московском Народном Фронте и не давать слишком много власти его сопернику в борьбе за лидерство – Сергею Станкевичу. Бывал я дома у него близ метро Аэропорт, читал книги его отца, однако после того, как Борис Ельцин предпочел не его, а мою Программу преобразований позднесоветского общества, он, по-моему, стал ко мне относиться ревностно. Позднее Кагарлицкий – депутат Моссовета (1990-1993), член исполкома Социалистической партии, один из лидеров Партии труда (1991-1994). Публикуется с 1979 - в самиздатовских журналах, в «Независимой газете», «Свободной мысли», «Новой Газете», «Компьютерре», The Moscow Times и др. Член Транснационального института (Амстердам) с 2000, лауреат Дейчеровской мемориальной премии (Великобритания) за книгу «The Thinking Reed» («Мыслящий тростник»), 1988. Автор книг «Реставрация в России», «Восстание среднего класса», «Периферийная империя», «Управляемая демократия», «Марксизм: не рекомендовано для обучения». Деловая Интернет-газета «Взгляд» 20 декабря 2005 года опубликовала статью Бориса Кагарлицкого «Граждане и конгрессы» (http://vzglyad.ru/columns/top/): «Состоявшийся на прошлой неделе Второй гражданский конгресс, кажется, не раскритиковал только ленивый. Обещанного создания объединенной демократической партии не случилось. Никаких принципиально новых идей или лозунгов не прозвучало, а Михаил Касьянов, дебютировав в качестве публичного оппозиционного политика, лишь продемонстрировал, что совершенно неприспособлен к этой роли. Уж слишком Касьянов вальяжен и благонамеренно буржуазен для человека, который кого-то собирается свергать. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не осмеивать надо Касьянова, а хвалить – не захотел он спокойной жизни, а бросил вызов Путину. А «буржуазность» - один из признаков субъектности, нам бы всем стать «буржуазными», то есть иметь чувство собственного достоинства и готовности к действию, иметь способность пожертвовать своим покоем и временем ради борьбы со злом/ Наибольшее раздражение, естественно, конгресс вызвал среди левых. Большая часть групп и организаций, участвовавших в Российском социальном форуме, изначально сомневалась, идти ли туда вообще. Уж больно очевидно было стремление организаторов объединить всех участников на единой либеральной платформе, а по возможности – и под единым лидером. Те из левых, кто все же решил принять в конгрессе участие, остались по большей части весьма недовольны тем, что увидели – их критические комментарии можно читать на www.aglob.ru и www.ikd.ru. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Я был на этом конгрессе, и левых действительно было маловато, из них выступал с трибуны лишь Алексей Пригарин. Но ораторы все же говорили в основном по делу, левые и правые не различались, и не ставилась цель немедленно всем объединиться в одну партию, хотя кое-кто к этому призывал. Решили – провести подготовительную работу и к лету выработать приемлемый для всех вариант объединения. По-моему, разумное решение/ Однако проблема, по большому счету, не в том, как был проведен гражданский конгресс и кто на нем выступал. Проблема в самом гражданском обществе России. И в этом смысле конгресс, как ни печально, был всего лишь его отражением. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Здесь Борис Кагарлицкий прав – в методологической грамотности ему не откажешь. Каково общество – такова и власть, и оппозиция/ Казалось бы, рост авторитарных тенденций в сегодняшней России – очевидная реальность: принятые за последнее время законы явно ограничивают свободу деятельности политических партий и профсоюзов, а обсуждаемый в Думе законопроект о неправительственных организациях представляет собой серьезную угрозу для существования большинства из них. Включая, кстати, и профсоюзы. Даже и без нового законодательства право на забастовку обставлено таким количеством ограничений, что провести ее легально невозможно в принципе. Почему же, в таком случае, гражданское общество не мобилизуется, не переходит в наступление? Почему единый «лево-правый» фронт в защиту свободы, к которому зовут либералы, не формируется? Правые не только с левыми договориться не могут, но и между собой. Проблема в том, что институты гражданского общества, сложившиеся у нас, имеют слишком мало отношения к обществу как таковому. Они не более способны представлять большинство населения, чем Общественная палата, подобранная властью из удобных для нее деятелей, представлять гражданское общество. Правые политические организации в начале 1990-х годов присвоили себе название «демократов», преследуя четкую и простую пропагандистскую цель – узурпировать понятие демократии и показать, что всякий, кто не разделяет их социально-экономической программы, является одновременно врагом демократии. Именно эта программа реализовывалась в стране на протяжении прошедшего десятилетия, вопреки воле большинства граждан страны, самым недемократическим образом. Ради того, чтобы ее осуществить, стреляли по парламенту и прибегали к многочисленным политическим манипуляциям, включая, кстати, и «операцию «Наследник». Сегодня от имени гражданского общества пытаются говорить в значительной мере те, кто еще вчера был властью. Однако из того, что они оказались в оппозиции, отнюдь не следует, что экономический или социальный курс изменился. Знаменитый Федеральный закон № 122, реформа жилищно-коммунального хозяйства, реформа образования, Трудовой Кодекс, готовящиеся водный и лесной кодексы – короче, весь проводимый «Единой Россией» и правительством комплекс «непопулярных мер» – все это полностью соответствует идеологии приватизации и свободного рынка. Иными словами, в области экономики правительство продолжает курс, провозглашенный правыми. Антисоциальное законодательство «Единой России» есть ни что иное, как проведение в жизнь планов, разработанных теми, кто сегодня считается либеральной оппозицией. Именно эти меры вызывают в стране реальное недовольство, именно против них протестует значительная масса российских граждан. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Констатации верные и даже набившие оскомину, но либерал либералу рознь, я и сам либерал в одной из своих ипостасей. Кроме того, в киноконцертном зале «Измайлово» собрались не только либералы ельцинского происхождения, но и либералы идейные, а также много не совсем либералов вроде меня. Так что не надо мазать всех одной краской. Неприязнь Кагарлицкого к либерализму объясняется его социализмом. Я же вижу в либерализме, национализме, анархизме и социализме-коммунизме – четыре надстроечные проекции основного импульса Нового Времени, а именно воли к воле, воли к субъектности/ Большинство населения недовольно властью ничуть не меньше, чем лидеры либералов, но по совершенно иным, даже противоположным причинам. Это объясняет, почему призывы защищать демократию от путинского авторитаризма не находят широкого отклика. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Неверно! В том-то и дело, что большинство населения – за Путина и исправно голосует за его «партия власти», за подлую «Единую Россию». Лидеры либералов – против Путина. Между критически-мыслящим меньшинством и десубъектизированным большинством – нет, не надо и не должно быть взаимопонимания/ В реальной жизни важно не только то, что говорят, но и кто говорит. Общество отнюдь не равнодушно и тем более не враждебно к демократии, но оно испытывает в лучшем случае презрение к тем, кто в начале прошедшего десятилетия назвал себя демократами. А попытки объединить все либеральные силы в единую организацию лишь усугубляют дело: немногие группы и лидеры, которые еще не утратили авторитет среди граждан, неминуемо потеряют его, если сольются в едином блоке с политиками, полностью дискредитированными в массовом сознании. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Борис Кагарлицкий пускается в надстроечные домыслы, не следуя базисному социально-экономическому анализу, как требует строгий марксизм. Поэтому его выводы не убеждают. В России нет ни гражданского общества, ни крупных демократических партий из-за того, что нет «третьего сословия», то есть «критической массы» экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных низовых хозяев-собственников. А Кагарлицкий сводит неудачу гражданского общества и слабость демократических партий к амбициям или плохой «кредитной истории» лидеров. Какой бы объективно-яркий деятель сейчас ни появился – подавляющему большинству населения он будет по фигу. А за Путина они будут голосовать, потому что несубъектны. Таков переживаемый нами момент/ Именно это, а не пресловутая борьба амбиций, препятствует объединению «Яблока» с Союзом Правых Сил, равно как и другим обсуждаемым коалициям. Лидеры-то как раз готовы пожертвовать своими амбициями, но социальная база – там, где она вообще есть, – не готова смириться с такими лидерами. Полунищие интеллигенты, составляющие низы «Яблока», категорически не желают видеть в качестве своих кандидатов и руководителей сыто-буржуазных деятелей СПС, которых они искренне ненавидят. Именно поэтому на выборах в Москве блок «Яблока» и СПС набрал меньше голосов, чем, по прогнозам, могло бы набрать «Яблоко» в одиночку, а в провинции подобные блоки и вовсе провалились. Точно так же заранее понятно, что левые гражданские движения в подобные коалиции не пойдут, если только они не решат покончить коллективным самоубийством. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это не базисно-классовый, а надстроечно-интеллигентский анализ/ Аналогичная ситуация возникает и вокруг антифашистских мероприятий, организованных либеральными политиками. Угроза фашизации совершенно реальна, что мы видели во время тех же московских выборов. Однако точно так же очевидно, что правые либералы, которые инициировали и возглавили антифашистский марш 18 декабря, заведомо не могут добиться успеха. Абстрактные лозунги и общие слова о вреде расизма не помогут. Националистической демагогии может быть эффективно противопоставлена только четкая социальная программа. А идеологическим ответом на агрессивный национализм должна быть не абстрактная либеральная «толерантность», а решительный и, если угодно, наступательный интернационализм, традиции которого в нашем обществе все еще живы. Смысл его не в поощрении «мультикультурности» и политически корректной речи, а в борьбе за социальное равноправие. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Здесь Борис Кагарлицкий, будучи марксистом, - прав. Однако опыт постиндустриализма свидетельствует, что преодоление этнозоологизма ныне происходит не столько через социализацию, сколько через субъектизацию – «программа аффирмативных действий» в США, «новая экономическая политика» в Малайзии, опыт Сингапура/ Для левых гражданских организаций возникает, однако, серьезная дилемма. Не участвовать в антифашистских мероприятиях либералов – значит вроде как саботировать полезное начинание, против которого формально возразить нечего. А участвовать – значит поддерживать стратегию, которая заранее обречена на провал, сделать себя ее заложниками. На практике это заканчивается тем, что отдельные люди и группы на акции приходят, но широкие организации – будь то Левый Фронт Москвы или оргкомитет Российского социального форума – от публичного участия в них воздерживаются. И все равно окончилось все на марше 18 декабря скандальным инцидентом: стоило нескольким активистам Левого Фронта из Ногинска развернуть растяжку «Капитализм = Фашизм», как организаторы велели им убрать лозунг и покинуть ряды демонстрантов. Ясно, что либералам подобные растяжки нравиться не могут, но и левым большая часть лозунгов и лиц, замеченных на марше, категорически не нравилась. Немногие левые, которые все же принимали участие в марше, возмущенно заявили про «сектантский подход» к политической борьбе. Как заметил Илья Пономарев, официальная оппозиция не видит «иных задач, кроме заведомо фальсифицируемых и нечестных выборов». /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Сектантство проявляют обе стороны – и надстроечные либералы, и левые вульгаризаторы марксизма. Разве лозунг «Капитализм = Фашизм» - не сектантство. Во-первых, «капитализм» и «социализм» более или менее адекватно отражали реалии эпохи индустриализма, а сейчас на дворе – постиндустриализм. Обветшали старые термины, надо искать другие – через осмысление субъектизации, которая есть двигатель-мотор прогресса и социализации и вообще истории,тогда как доминирующая при индустриализме социализация – почва субъектизации. Эта нехитрая диалектика не доходит наших евро-марксистов, хотя я постоянно указываю им на опыт Коммунистического Китая с его концепцией «трёх представительств»/ Впрочем, чтобы это понять, не обязательно было бы ходить 18 декабря на митинг. Объединение сил вокруг заведомо спекулятивных и абстрактных лозунгов невозможно. Такое положение дел, возможно, устраивает власть, но отнюдь не помогает решению реальных проблем, стоящих перед обществом. И чем меньше гражданские движения способны влиять на ситуацию, тем больше будет политический вес крайне правых. И тем больше будет склонность власти решать любые проблемы чисто административными и репрессивными методами. Между тем ответ понятен – защиту демократии должны взять на себя другие силы, демократические не по названию, а по сути, опирающиеся на массовое социальное движение. В Западной Европе демократические права и свободы были завоеваны и защищены не потому, что их придумали либеральные интеллектуалы, а потому что миллионы людей научились использовать их в качестве инструмента для защиты своих социальных требований. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это верно. Мы в Союзе землепользователей России «Наша земля» постоянно убеждаемся,что ударным отрядом в борьбе за землю и тем самым за социализацию землепользователей выступают те, кто готов до крови отстаивать свою субъектность. И они ведут за собой массы обездоленных крестьян, защищая свои жизненные интересы от посягательств авторитаризма и обслуживающих его бюрократии и полицейщины/ То же и у нас. Вопрос о демократии остается принципиально неразрешимым до тех пор, пока он не будет увязан с социальной самозащитой огромного большинства граждан». МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Концовка формально правильна, однако содержание и суть статьи - тупиковые, сектантские. Получается – вообще не надо объединяться в антисомосовский, антикомпрадорский, антиавторитарный Народный Фронт? Либералы – бяки, и лишь мы, социалисты и левые радикалы, призваны вести массы за собой, привносить в них классовое сознание и т.п. Борис Кагарлицкий – слишком марксист. Согласен, что марксизм с его кредо «субъектность для всех» («свобода каждого есть условие свободы всех») перспективнее либерализма с его кредо «субъектность для достойных». Наиболее мудрые марксисты понимали, что хотя надо стремиться научить каждую кухарку управлять государством, но, как указывал Ленин, невозможно устранить угнетение одного человека другим – например, того, кто слаб характером, со стороны тех, «кто зело крепок характером». Надо создать равные стартовые условия для всех, к субъектности для каждого надо стремиться, тогда как либералы часто полагают, что не все способны вынести бремя свободы и многие бегут от неё. Учение о субъектности, развитое Мартином Хайдеггером и его последователями, ставит всё на свои места и преодолевает механистически-вульгарные версии марксизма и развивает его субъектную сторону, гениально выраженную в первом и последнем «Тезисах о Фейербахе».
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||