Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Суета земная. Часть 1 Как я благодарен Мартину Хайдеггеру! Подобно тому, как Эйнштейн преодолел классическую физику и заложил фундамент современной физики, так и Хайдеггер преодолел классическую метафизику и заложил твердый фундамент современного философствования. Его гениальный доклад «Время мирообраза», произнесенный 9 июня 1938 года, сотряс весь мир и затронул также и меня, взраставшего тогда в материнской утробе (я родился лишь 14 декабря 1938 года). Произошла как бы редукция духовного «волнового пакета», и витающие в духовном эфире мысли Карла Маркса, Фридриха Ницше, Макса Вебера и других славных могучих умов сфокусировались в яснейший образ Нового Времени и вообще всей истории. О стремлении к равнобожию (субъектности) как цели, смысле и двигателе истории я уже подробно рассуждал в предшествующих текстах, венчая это стремление – прикладной эсхатологией. Стрежень истории проходит через Запад, где шесть-пять столетий назад взросла «критическая масса» низовой субъектности и произошло нечто подобное взрыву «сверхновой», в осколках и порыве которого мы живем по сей день. Разумеется, стремительный поток модерна сопровождается всяческими завихрениями и откатами и реакцией, но не регрессивные струи определяют суть «реки времен». Кстати, швейцарский экспрессионист и теоретик нового видения бытия Пауль Клее (Paul Klee) в картине Angelus Novus удачно передает образ «взрыва истории». В своей работе «Постигая Хайдеггера» (http://panlog.com/docs/heidegger.doc.html) я напоминаю, что эту картину в 1921 году приобрел немецкий мыслитель Вальтер Бенджамин (1892-1940), пытавшийся синтезировать радикальный марксизм с еврейским мессианством и друживший с еврейкой Ханной Арендт, ученицей и любовницей Хайдеггера. Картина на всю жизнь потрясла Бенджамина. Он назвал её “Ангел Истории” и посвятил ей философско-исторический Тезис IX “О понятии истории”. Перед Тезисом - эпиграф его друга еврейского мистика Герхарда Шолема (Gerhardt Scholem): Mein Flugel ist zum Schwung bereit ich kehrte gern zuruck denn blieb ich auch lebendige Zeit ich hatte wenig Gluck Моим крылом готов взмахнуть я возвратился бы назад и Временем живым я будь я вряд ли буду рад Тезис IX: “Есть картина Клее, названная Angelus Novus. На ней представлен Ангел, который выглядит так, будто он покидает нечто заветное. Его глаза распахнуты, его рот открыт и его крыло повисло. Так должен выглядеть Ангел Истории. Его лик обращен в прошлое. Там, где нам мерещится чреда событий, он усматривает лишь Катастрофу, которая беспрерывно громоздит обломки на обломки и швыряет ему под ноги. Он мог бы остаться, чтобы будить мертвых и склеивать разбитое. Но выметающая из Рая буря настолько сильно прижала его крылья, что Ангел больше не может ими взмахнуть. Эта буря неудержимо уносит его в будущее, к которому он повернут спиной, тогда как вихрь обломков взмывает перед ним в небеса. То, что мы называем прогрессом, и есть эта буря”. На основе субъектного базиса Мартин Хайдеггер указал путь к фундаментальной классификации возможных надстроечных «измов» Нового Времени, яростно борющихся друг с другом. Я выделяю четыре ведущих «изма» - либерализм (субъектность для достойных), национализм (субъектность для «своих»), анархизм (субъектность для каждого), коммунизм (субъектность для всех). Субъектность субъектно-продвинутой метрополии индуцирует субъектность с её главными «измами» на зависимой периферии. Естественно, индуцированная субъектность модифицируется и извращается на периферии в зависимости от «граничных условий» - социально-экономических и конкретно-исторических обстоятельств. Индуцируемая на периферии надстроечная субъектность обычно опережает недосубъектизированный базис, сопряженный с развитием производительных сил и производственных отношений. В такой ёмкой системе координат раскрываются особенности коммунистических революций на периферии, в том числе в России и Китае, и легко объясняются крах СССР с одной стороны и фантастический взлет коммунистической КНР с другой. И ельцинизм-путинизм тоже легко объясняются. Правда, кроме субъектной системы координат, необходимо учитывать также «метаболизм-пассионарность» или «жизненную силу», присущую каждой живой системе, в том числе обществу-народу. Ясно, что русская «жизненная сила» почти смертельно подорвана, и мы, быстро вымирая, уходим из истории. И я, вооруженный знанием Хайдеггера и всей человеческой мудрости, чувствую себя бессильным врачом у постели умирающей Родины. Так на моих глазах долго умирала парализованная мать – я ухаживал за ней, ночевал рядом, страстно хотел ей помочь, но это было выше моих сил. И мой друг и начальник по Дипломатической академии МИД СССР профессор Игорь Дмитриевич Остоя-Овсяный тоже много лет страдал со своей парализованной мамой и сразу после работы мчался к ней, жертвуя всем личным. Как ещё вести себя? Надо биться до конца, надеясь на чудо, тем более, что если Родина проявит некую минимальную волю к жизни, то примет предлагаемые мной лекарства, которые дали столь блистательный эффект в других странах. А невежи, знахари и шарлатаны вызывают неприязнь. Они лишь усугубляют недуг. Вот прочел статью профессора Литературного института и члена Европейской академии Мариэтты Чудаковой «Русская тоска» (Ведомости, Москва, 27 июля 2005, № 136 /1417/, стр. А4) – и отшвырнул с омерзением. Уже заголовок не понравился. Какая тоска? Мне, русскому из самых народных недр, приписывают какую-то тоску?! Нет у меня никакой тоски, а есть лютая ненависть к оккупантам, терзающим мою беспомощную Мать-Родину. Не тоскливец я, а партизан, ищущий слабое место врага, чтобы нанести удар. Обиднее всего – приходится действовать фактически в одиночку, нет соратников, но это общая беда всех нас, оставшихся. Мариэтта Чудакова констатирует нынешнее плачевное состояние России (а кто этого не знает), но переводит стрелки с правящих негодяев-мародеров-предателей на наших славных предков, создавших самую могучую державу Истории: «Страна остановилась на идеологическом перепутье. Не возобладало в обществе, не укоренилось в семьях, не стало морально императивным признание банкротства большевизма и его партии - той силы, которая разрушила страну "до основанья", а затем пыталась наперекор природе человеческой и экономическим законам построить ее заново по утопическим проектам. Нужна гражданская и политическая воля для четкой оценки советского прошлого и честного объяснения согражданам (да, видимо, и себе), что никакой компьютерной программы для быстрого перехода от обанкротившегося "социализма" к современному гражданскому обществу и эффективной экономике не было. Образцов нет. Приходилось и приходится все делать самим, методом проб и ошибок. Но известно уже, чего делать нельзя, опасно: поносить реформы 90-х ("надо было все делать не так, а безболезненно для народа!"), отдавать предпочтение государству перед обществом, поддерживать культ большевистских вождей и их методов, эксплуатировать примитивно патриотические эмоции и способствовать неомилитаризму, который будто бы "восстановит уважение к России в мире". Этот message и должен быть адресован политиками - и теми согражданами, кто считает себя вменяемыми, - всему обществу, в первую очередь молодежи». Значит, критиковать надо не Ельцина с Путиным, которые развалили страну и из своих шкурных соображений отказались от переназревшей постиндустриальной модернизации России и тем самым лишили её будущего, а «большевики», под руководством которых свершена грандиозная индустриальная модернизация СССР и выиграна величайшая война в Истории. Мол, коммунизм – тупик, как будто КНР не доказала, что коммунизм (и вообще любой «изм») вполне может эффективно ответить на вызов постиндустриализма, если у власти стоят не шкурники, как у нас, а патриоты, как в Китае или Вьетнаме. Написал в форуме газеты «Ведомости» - «Статья обнажает не только предвзятость и поверхностность автора, но и ту бесовщину, которая привела к неслыханной в мировой истории Русской Катастрофе. С омерзением прочел, честно. Перевод стрелок с нынешних негодяев - на наших славных предков». Генеральный директор ООО «Консультационно-аудиторская фирма «КАФ ЭКАМ»» 75-летний Каганович Владимир Исаакович (псевдоним: VIKag) дал мне гневную отповедь: «Мне всегда казалось, что вы, хотя и несколько одержимый, но эрудированный человек. Сегодня же понял, что одержимости в вас море, а эрудиции, увы, на грош...». За меня заступился Ардаев Евгений Алексеевич (псевдоним: Трик) из компании АСТ: «Скажите пожалуйста, нельзя ли всё-таки обсуждать статью, а не участников обсуждения?». И далее Евгений Алексеевич разъяснил: «На мой взгляд, главный недостаток сегодняшних рассуждений Мариэтты Омаровны - черно-белая, уровня агитки, логика. СССР - абсолютно плохо, не дай бог помянуть его добрым словом. 90е годы - абсолютное благо, не вздумайте поминать их лихом. Мариэтта Омаровна, а Вам в голову не приходило, что 90е - есть продолжение 70х-80х, а нынешняя "аполитичность" прямое следствие тех самых превосходных 90х, о которых, как о покойнике - только хорошее? Или опять "идеи хорошие - народ плохой"? Нет, народ всё тот же. И Вы всё та же. Для меня как раз самое печальное то, что дурацкая черно-белая картинка как была, так и осталась матрицей восприятия нашей интеллигенции (за редчайшим исключением). Вот в этом-то и заключается, на мой взгляд, настоящая русская тоска. Не умеем видеть эпоху во всей ее сложности, противоречивости, смеси плохого с хорошим, а вешаем ярлык, и радуемся своей удали чрезвычайно, как какой-нибудь товаровед или кастелянша. Вы пишете, что этой статьей обращаетесь к молодежи. Так учите ее тому, что в жизни всё не так просто, как излагают политагитаторы. У нашей интеллигенции есть тьма достоинств, кроме главного - мудрости. 1.Утрата ощущения обязательств перед страной - прямое следствие тех самых 90х и их лозунга "думай только о себе и обогащайся", победа индивидуализма над социализмом (не строем, а идеей). 2. Россия не просто опоздала с реформами, но происходили они так, что реформы убивали ( подчас в прямом смысле - с помощью пистолета) всякую настоящую честную инициативу, кроме криминальной. 3. Развал СССР несомненно был катастрофой. Достаточно спросить сотни тысяч русских, оказавшихся вмиг за границей, где их стали унижать и вытеснять, грабить и насиловать. Удивительно, что Вы об этом забываете. Многое у Вас верно, но, подчеркну еще раз, метод хромает». А сегодня в четверг 28 июля 2005 по дороге на пляж купил «Независимую газету» и прочел в ней отрывок из нового романа Александра Андреевича Проханова «Политолог» - и тоже отшвырнул с омерзением (Проханов Александр. Символ красной веры: отрывок из романа «Политолог» // Независимая газета, Москва, 28 июля 2005 года, Ex Libris27 /328/, стр. 3 http://exlibris.ng.ru/before/2005-07-28/3_symbol.html). В этом отрывке описывается первомайская демонстрация во главе с лидером КПРФ, изображаются хорошо мне знакомые и узнаваемые типажи. Совершенно не согласен с тем, как они трактуются писателем. Карикатурно, плоско. А ведь Проханов, как и я, вроде бы знает «кухню», не говоря уж о личных отношениях с теми же Зюгановым, Глазьевым и другими. В центре– политтехнолог Стрижайло, якобы списанный с Белковского. Моя экспертная оценка – туфта: «В голове колонны, окруженные охраной, двигались вожди оппозиции. Председатель компартии Дышлов, плотный, в кожаной куртке, с тяжелым затылком, ступал вразвалку, словно под ним была палуба. Из-под кепки чуть тревожно смотрели синие глаза, считали количество знамен, число телекамер, ревниво оглядывали стоящую на тротуарах толпу, скандирующую: "Дышлов!.. Дышлов!.." Толпа пыталась прорвать цепь дружинников и обменяться рукопожатиями с лидером. У Дышлова был большой утиный нос на широком белом лице, делавший его похожим на снеговика. Это располагало к нему, прибавляло народности. Стрижайло думал, как использовать в наглядной агитации этот народный, крестьянский образ. По левую руку от Дышлова двигался маленький легконогий Грибков, с умной некрасивой головкой, бегающими молодыми глазками. Экономист, академик, редкий среди коммунистов интеллектуал, еще недавно слыл демократом. В поисках быстрой карьеры примыкал то к одной, то к другой, увы, проигрывающей на выборах партии, пока не пристал к коммунистам. Пришелся к месту, возвысился, получил поддержку в областях "красного пояса". Слыл преемником Дышлова, отличаясь от последнего молодостью, осмысленной оригинальностью речи, знанием экономики. Стрижайло прикидывал, в какую форму облечь экономические взгляды Грибкова, чтобы их превратить в манифест, сокрушающий кремлевских олигархов, столь ненавидимых народом. Справа от Дышлова шагал Семиженов, с непокрытой, надменно поднятой головой, на которой вздымался великолепный, обработанный шампунем и феном кок. Резкое, неприятно-выразительное лицо с большими знойными бровями и алым ртом казалось бледным от честолюбия и тайного, неутолимого порока. Он был богач, именовался в прессе "красным олигархом", оплачивал из своего кармана политические мероприятия партии и личные расходы вождей, за что с их помощью получил пост вице-спикера Думы. Стрижайло примерял его в первую "тройку" избирательного списка компартии. Народный лидер Дышлов, апеллирующий к широким протестным слоям. Экономист Грибков, популярный среди патриотической интеллигенции. "Красный бизнесмен" Семиженов, привлекающий представителей мелкого и среднего бизнеса. Эта "тройка" была важнейшим блоком "политического двигателя", реализующего "стратегию победы". Колонна продвигалась по Якиманке, мимо "Храма Иоанна Воина", французского посольства, вялая, рыхлая и нестройная. Вдоль тротуаров, взявшись за руки, с повязками на рукавах, шли дружинники, словно тянули бредень с огромной сонной рыбиной. Перед колонной катила милицейская машина, расплескивая красно-синие брызги. У фасадов группами стояли милиционеры, штатские сотрудники ФСБ, то ли охраняли колонну, то ли остерегались ее мерного слепого движения. Стрижайло чувствовал рыхлость демонстрации, рассеянность "красной энергии", которая не звала к борьбе и победе, а носила траурный, поминальный характер. Словно процессия сопровождала медлительный артиллерийский лафет, на котором покоился мертвый генсек с плоским восковым лицом, черными кустами бровей, волосатыми, на провалившемся носе, ноздрями. За этим лафетом торжественно и печально вышагивали соратники усопшего, несли на подушечках бесчисленные ордена и медали, отдавали дорогому покойнику последние почести. Рядом со Стрижайло шла группа высоких молодых людей в черном. На красных стягах был изображен автомат и было выведено - "АКМ". Лица парней наполовину закрывали черные косые платки, над которыми возбужденно блестели глаза. Юноши напоминали палестинских федаинов, готовых на смерть. Однако слишком изящными выглядели их стройные тела, по-театральному были завязаны шелковые повязки, весело и лукаво блестели глаза. От них не исходила угроза удара и смерти. Они были артисты театра под открытым небом. По сигналу предводителя начинали энергично декламировать: "АКМ!.. АКМ!..", а слышалось: "КВН!.. КВН!.."». Не буду апологетизировать Зюганова или Глазьева, этого ещё не хватало, но как историк хочу заступиться за истину, как я её понимаю. Оба – не такие ублюдки, как их воспринимает читатель через изображение Проханова. Здесь я говорю не с позиций партийной, идеологической или корпоративной солидарности, а всего лишь элементарной объективности, тем более зная обоих по конкретным делам, по «кухне». И Зюганов, и Глазьев добросовестно выполняли свою долю работы в тех делах, в которых я с ними участвовал. Претензий у меня к ним, человеческих и деловых, - нет. И я понимаю их не только как личностей, но и их поведение в конкретных обстоятельствах, которые отнюдь не просты. Ведь Мать-Родина на смертном одре – серьезный образ. Массы не готовы к отпору мародерам. Перед моими глазами – трагедия Льва Рохлина. Он надеялся поднять народ против предателей из Кремля – а офицеры не откликнулись, и предали благородного саможертвенного генерала. В условиях русского самопредательства приходится вести себя с оглядкой. Партизаном быть почетно, но малоэффективно. И как мог Проханов столь неверно изобразить АКМ. Лидер АКМ – Сергей Удальцов – самоотверженно стоял со мной год назад на пикете, дрался с ОМОНом при прорыве на Театральной площади, приводил на Арбат свою жену на подмогу, когда я привел на пикет свою младшую дочь. Короче – он пассионарий, а не КВН. Александр Проханов – талантлив в подборе образов, типичный писатель, даже неплохой, особенно в передовицах своей газеты «Завтра». Ради красного словца, сдается, он может не пожалеть родного отца. Нельзя так. Он к тому же политик – во всяком случае, хорошо показал себя в нашем Фронте Национального Спасения в 1992-1993 годах. И он должен понимать – чем наше слово отзовется. Роман явно во вред нашему общему национально-освободительному делу. Не Стрижайло, а Зюгановы, Глазьевы, Удальцовы и им подобные ведут реальную борьбу, терпят пока поражения, но других-то лидеров нет, и их неудачи вызваны не их неверными решениями, а объективным состоянием больного, если не умирающего, общества. Но вернусь к Хайдеггеру. Страстное желание у меня приступить к переводу его главных трудов. Сорок три года назад я рецензировал его сравнительно понятно написанный двухтомник «Ницше», и всё равно мы с моим учителем Алексеем Фёдоровичем Лосевым постоянно спотыкались, когда пытались перевести важные пассажи. За эти десятилетия я вроде созрел для исполнения перевода. Решающий прорыв для меня – работа «Постигая Хайдеггера». Теперь, чувствую, наступило время подступиться к переводу главного творения великого немецкого мыслителя – Sein und Zeit (1927). Существующие переводы Бибихина и Михайлова абсолютно не годятся. Мне кажется, оба - замечательные специалисты, но очень поверхностно поняли Хайдеггера и при переводе впали в буквализм, в результате чего сбились с волны мысли - и получилась какая-то абракадабра. Я взглянул на существующие переводы других произведений Хайдеггера и пришел к выводу, что почти все они более или менее адекватны - нужны лишь немногие примечаниях. В своих работах о философии Хайдеггера я уже сделал самые важные уточнения (смотри сайт www.heidegger.ru). Осталось адекватно и понятно для студентов и всех интересующихся философией перевести Sein und Zeit и дать подробные историко-философские комментарии, без которых даже при хорошем переводе многие места остаются не очень понятными или воспринимаются не столь глубоко, как полагается. И есть ещё одна ключевая работа Хайдеггера, которую совершенно необходимо перевести заново - Der Ursprung des Kunstwerkes (1936 Первоисток произведения искусства). Предстоящая работа настолько заманчивая, что заранее испытываю интеллектуальную радость. О других земных делах и радостях – во второй части. В частности, о той острейшей борьбе за землю, которая ведется нами в Рузском районе Московской области.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||