При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Юрий Карякин – мои воспоминания и мысли к его 75-летию Когда я в 1964 году основал и возглавил Университет Молодого Марксиста при ЦК ВЛКСМ, то собрал в него цвет «шестидесятников», в том числе Юрия Карякина. Он активно участвовал в обсуждениях и семинарах, смотрел последние западные фильмы, которые я показывал преподавателям и слушателям. Свежесть мысли мной очень ценилась, а Юрий Федорович добросовестно стремился передать новые веяния новым поколениям. Сам я был весьма самоуверенным и пальму первенства никому не отдавал. Среди интеллектуалов я чувствовал себя как рыба в воде. Давно не общался с Карякиным. Когда-то он был народным депутатом, но я с ним мало общался, потому что он был сторонником Ельцина, а я с Ельциным порвал в июне 1990 года после провозглашения суверенитета РСФСР, когда убедился в шкурности и предательстве этого лидера. Карякин же не смотрел в базис, а витал в надстройке. Мне надстройщики и тогда и сейчас – совершенно неинтересны. Они – пустышки. Проку – мало, а смуты и шатаний – полно. Перевоспитать их трудно. Я занимался искусством Итальянского Возрождения и читал спецкурс о творчестве Рафаэля в Академии живописи, ваяния и зодчества у Ильи Глазунова. Оказывается, Юрий Карякин тоже не прошел мимо основоположников Нового Времени и сделал для себя одно открытие, которое, однако, не является открытием, потому что давно известно искусствоведам, однако пропагандировать его ныне очень уместно. В «Новой газете» от 21 июля 2005 (№ 52) опубликованы выдержки из дневника Юрия Карякина http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/52n/n52n-s22.shtml: «7 июля 1977. Москва СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА. МИКЕЛАНДЖЕЛО: «НЕБО» и «СТРАШНЫЙ СУД»… Репродукции этих росписей я увидел впервые в 48-м, правда, очень уж плохонькие, мелкие. Но все равно: потрясение было небывалым. Воображение разыгралось. Пытался представить себя в Сикстине. Росписи в реальную величину. Стою под «Небом» и перед «Страшным судом». Разглядываю каждую фигуру (а их, наверное, не меньше полутысячи — это же образ всего человечества, прошлого и будущего). Отхожу подальше, приближаюсь. И снова, и снова… Даже одну-то маленькую картину художника такого масштаба надо «читать» и лихорадочно, и спокойно, и быстро, и долго - как «Божественную комедию», «Войну и мир» или «Братьев Карамазовых». И тогда лишь войдешь в эту картину на «очную ставку с замыслом» (О. Мандельштам). А здесь… Такое по отношению к «Небу» и «Страшному суду» остается недоступно, неподступно. Об Италии и не мечтается (так же, как и попасть в древний Рим). Между тем репродукции хотя и становятся лучше, но все равно - только раздражают воображение, как «Книга о вкусной и здоровой пище» для голодных. Хотя убежден: будут созданы многотомные, толстенные альбомы этих росписей (может, и создаются уже), и тогда действительно разглядим каждую фигуру, каждый мазок. Да и телевизионно такое уже теперь технически вполне возможно. Придется ждать… 8 июля 1977. Москва. Вчерашние мысли набросились на меня благодаря одной талантливой книжечке, только что вышедшей (Кушнеровская Галина /автор, составитель/. Титан /Микеланджело/. Москва: Молодая гвардия, 1977) . Читая ее, я споткнулся на факте, который, наверное, знал и раньше, да не придавал ему серьезного значения, а потому и забыл. Вот он, этот факт. Время труда над «Небом» - это 1508–1512 годы, а «Страшный суд» был создан не сразу вслед за «Небом», а лишь спустя больше чем четверть века: 1533–1541. Итак, двенадцать с половиной лет труда, поистине каторжного, но - вопреки всему - тем более вдохновенного труда, почти ежедневного, а часто и еженощного, по двенадцати часов, большей частью в полном одиночестве или с одним-двумя подмастерьями, в холодной сырой Сикстине, которая поначалу и долго еще казалась ему ссылкой, острогом, темницей (ведь папы насильно заставили его делать эти росписи, вопреки его воле), в Сикстине, которую он превратил в храм небывалой красоты и мощи духа. «Небо» Микеланджело начал писать, когда ему было 33, закончил в 37. «Страшный суд» начал в 50, закончил в 58. Мощь его духа, мощь и тонкость, точность глаза-руки-кисти не только не ослабли, но усилились до непредставимости, до неправдоподобности. И - одолели слабеющее тело уже почти старика (по тем временам). Вазари первый радостно подивился этому в 1550 году: «Он далеко опередил самого себя, действительно себя превзошел». В упомянутой книжке (да и во всех других, которые мне удалось прочитать) нет вот чего: ведь должен же был быть у Микеланджело какой-то художественно-смысловой стержень, изобразительно, композиционно соединяющий оба труда, обе работы в единое целое. Какой же? Не встретил я нигде и абсолютно необходимого разъяснения или хотя бы упоминания о том, что «Небо» - это Старый Завет, Первая книга Бытия, а «Страшный суд» - Завет Новый. Еще точнее, еще острее: первая роспись начинается с первой страницы всей Библии, даже с первой ее строки: «В начале сотворил Бог небо и землю». А «Страшный суд» продиктован последней книгой Нового Завета, «Апокалипсисом», то есть финалом всей Библии. Из самого «Апокалипсиса» выбрана лишь последняя - 22-я глава, всего три строчки из 12-го стиха: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Уже одно только это сопоставление, одна эта сшибка, один контрапункт этот создает невероятное напряжение между двумя полюсами: начало этого света, этого земного мира, и конец его. Но я слишком увлекся, а на главный вопрос - в чем художественно-изобразительная связь обеих росписей - так и не ответил. Упрекаю других за то, что они даже не поставили его, а сам поставил и…? И ничего. Никакой «очной ставки с замыслом» так и не вышло. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Всё-таки Юрий Карякин в данном вопросе – явный дилетант. На самом деле существует масса работ, сопоставляющих «Сотворение Адама» и «Страшный Суд» и образы Адама и «второго Адама» (Иисуса Христа) в них/ Может быть (да наверняка!), знаний недостает? Не за свое дело взялся - провалишься? Вот это-то уж точно. Сколько раз говорил себе: ищи свое. Больше всего бойся заниматься не своим. Но почему я чувствую, что какая-то тайна здесь все равно есть? Есть? Ну, а раз есть, кто-нибудь, даст Бог, ее и разгадает. …Сидишь над инсценировкой «Преступления и наказания», и вроде немножко получается, вот и сиди себе. Ты бы еще написал о Третьей симфонии Бетховена, о «Зимних грезах» Чайковского, о «Юношеском концерте» Глазунова, о «Картинках с выставки» Мусоргского… А ведь брался же сдуру, когда было лет 20, под влиянием роменроллановского «Бетховена». (Кстати, надо перечитать его же «Микеланджело»). И о «Песне об умерших детях» Малера начинал писать лет десять назад, сравнивая его с Достоевским: «Все - дитё». Стыдновато-с… 12 октября. 1992. Рим. Сан-Пьетро. Сикстина. Не верится. Был даже в древнем Риме, на развалинах. Накупил альбомов с репродукциями «Неба» и «Страшного суда». Эти - уже совсем иное дело: не сравнить с тем, что видел раньше. Невозможно оторваться. Вернусь домой - разыскать свои давешние записи о Микеланджело. 20 октября 1992. Москва. Записи о М. нашел. Перечитал… Ergo: Восторженный тупик. 19 июля 2005. Переделкино. С 1992 года побывал в Риме раз пять. Скопилось книг и альбомов с репродукциями на небольшую, но основательную библиотечку микеланджеловскую. 3 ноября 1995. Москва. Не может быть. Здесь надо поставить сто, тысячу восклицательных знаков. А ведь я уже изверился. На самом деле был просто слеп. Сколько раз (не пересчитать) смотрел и не видел. И вот десять минут назад листаю альбом «Сикстинская капелла»… Вот «Рождение Адама» в целом. Вот Адам один - крупным планом. «Страшный суд» - тоже сначала в целом. Здесь Христос - маленький, маленький… Дальше - крупнее, отдельно… Вот уже одно лицо. Вижу будто впервые. Вдруг как молния ударила, все осветила и не гаснет, не исчезает, продолжает светить, жечь… 19 июля 2005. Переделкино. Читатель и видит здесь, сейчас, то, что я вдруг увидел тогда, 3 ноября 1995 г.: Адам и Христос. У них же одно и то же лицо. Одна и та же, как говорят художники, «натура», одна и та же «модель». 8 ноября 1995. Переделкино. Адам = Христос. Христос = Адам. Что сие значит? Неужели никто этого не заметил? Непостижимо. Во всяком случае, я (пока?) ничего и ни у кого об этом не читал. Да, наверное, кто-то это давным-давно заметил, не мог не заметить, а я просто об этом не знаю и как бы я был счастлив об этом узнать. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Этот факт давно отмечается исследователями. Смотри, например, сайты http://landru.i-link-2.net/shnyves/Christ_the_Judge_with_Mary.html или http://www.mortonarts.com/jesus.htm. Более того, отмечается также портретное сходство между Богом-Творцом и Адамом, сотворенным по образу и подобию Божьему, в композиции «Сотворение Адама»/ Но тогда: в чем смысл этого сходства, преднамеренного же, конечно? В чем? Опять тайна? Что-то тут скрыто? Или открыто? А я гляжу и опять ничего не вижу, не понимаю? /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Для любого грамотного богослова – ответ тривиален. Всё-таки Юрий Карякин далёк от Православия. Он осваивал Православие не сердцем, а головой, и даже не через Священное Писание, а через светских толкователей, популяризаторов/ 30 июля 2002. Переделкино. Христос = Адам. Адам = Христос. Вдруг откуда-то вынырнуло: когда-то, где-то, у кого-то слышал такое или прочитал слова: «Два Адама» или что-то в этом роде. Может, у Бердяева? Я в аспирантуре прочитал все его 36 книг и весь его журнал «Путь». Бросился к Бердяеву. Под рукой - только «Философия неравенства». Здесь нет. Какие из его книг были тогда мне по душе? Пожалуй, «Смысл творчества» и «Самосознание». Там и надо искать. З ноября 2002. Переделкино. Еще одно, но еще более сильное: не может быть. Искал что-то в Новом Завете. Что именно - не помню. Стерлось в памяти, как у собачек Павлова от наводнения. А «наводнение» случилось такое. Листаю и вдруг: «Первое послание коринфянам» 45 Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. 46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. 47 Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба». …Вот она наконец «очная ставка с замыслом». Первоисточник двух Адамов. Рассказал об этом своему другу художнику Илье Клейнеру. Он перебивает: «Так это же на кресте православном запечатлено: у основания креста череп Адама, а на самом кресте - живое лицо Христа. Я даже сделал такой крест…». /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В самом деле, это же общеизвестная для любого православного мыслителя истина. Зачем ломиться в открытые ворота? Пустоват Юрий Карякин, увы/ 20 мая 2005. Санаторий им. Герцена. Село Васильевское. Готовясь к врачебным экзекуциям и еще не остынув от своего «открытия», а еще более распалившись, я взял с собой Бердяева «Смысл творчества». И там нахожу: «Бог захотел свободы, и этим определилась трагедия мирового процесса. Она неразрешима силами природного человека, старого Адама. Свобода старого Адама повреждена. И должен явиться новый Адам, который восстановит человеческую свободу». 18 июля 2005. Переделкино «Два Адама» = АЗБУКА ХРИСТИАНСТВА. Как выразить эту мысль-образ в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ искусстве? А как еще иначе, чем через это поразительное сходство, что и сделал Микеланджело. Без обиняков. Прямо и просто. Вот гениальность. Посмотрите: и ракурс, разворот - одинаков. Благодаря своему невежеству я совершил «открытие» ОТКРЫТИЯ двухтысячелетней давности. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Мне даже жалко стало Юрия Карякина. Прожил небесталанный человек жизнь – а «открытие» совершил давно известное. И радуется! Значит, нет за душой ничего другого, чему можно было бы радоваться. Когда вспоминаю работы Юрия Карякина – и ни одной свежей оригинальной мысли не приходит на ум. Только фраза от него осталась – «Россия, ты одурела!». Эта фраза фиксирует правду, которая оказалась полной неожиданностью для Карякина. Не очень сильный он мыслитель/ Из этой маленькой, казалось бы, частной истории, а таких - тьма, следуют, по-моему, прежде всего такие выводы. 1. Истинное искусство без религии - несотворимо и непостижимо. Любое искусство любой религии (но я сейчас только о христианстве). И это надо признать совершенно независимо от того, верующий ты человек или нет. 2. Вообще религия и есть первичная форма культуры, самая синкретическая ее форма. Культура по происхождению своему религиозна, даже если она (т.е. человек, ее творящий) об этом не знает. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Боже мой, какие трюизмы, поверхностности. Кстати, Микеланджело как раз шел не от бога к человеку, а наоборот, как и полагается титану Нового Времени, - от человека к богу. А тема – вечная, только Микеланджело решал её субъектно, как человекобог, а не традиционно/ 18 июля 2005. Переделкино. Корплю над этой работой. Опаздываю, как всегда. Звонок Клейнера из Потсдама. — Илюша, дорогой, гибну… ни минуты. — Статья? — А что же еще… Знаешь, я сам хотел тебе звонить и спросить: два Адама - это лишь на православном кресте, а на католическом - нет? — Нет. — Уверен? — Конечно. — А почему нет? — Не знаю. Ликбез. Ликбез. И в 75 ликбез. А тот крест Илья подарил мне на день рождения». Насчет ликбеза – согласен. Другие и на это не способны, тем более в 75 лет. Но, прочитав записи Юрия Карякина, могу сказать - моё недоверие к надстроечникам лишний раз подтвердилось и усугубилось.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||