Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вячеслав Грисюк: Музыкантом стать легко! http://www.easymusician.nm.ru

     

Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 23

Сайт рассылки

     

Приветствую!

Анатомия музыки

Снег.
Город почти ослеп.
Свет. Красок на свете нет.
Есть только белый цвет.

А.Макаревич

Сегодня ночью - как и положено - выпал снег. Дочка, собака - все радуются. Хорошо бы и себе не утратить способности радоваться простым явлениям. Вот только зимы в последнее время у нас длятся по полгода. Не смейтесь, сибиряки, у нас зима, которая начинается в ноябре и заканчивается в апреле - оч-чень длинная зима. Ну да ничего, перезимуем :) Под музыку - и зимовать легче ;)

Возьмём гитару и поговорим о тайных движениях внутри музыки.

Для простоты обратимся к старому другу - ля-минору (под снег он хорошо звучит ;). Нотный состав его вам уже знаком - ля, си, до, ре, ми, фа, соль, и снова ля. Открытая 5я струна - начало, первая ля. Си - 5я струна на 2м ладу (это всё нужно озвучивать). Левой рукой (1м пальцем) пережимаете 5ю струну на 2м ладу и защипываете её правой. До - 2м пальцем на 3м ладу. Ре - 3м пальцем на 5м ладу. Ми - 1й палец на 7м ладу, фа - 2й на 8м, соль - 3й на 10м, ля - 4м (мизинцем) на 12м ладу. Ещё раз с начала -  третью фалангу ставим вертикально и поближе к правым порожкам. ВАЖНО, чтобы вы это всё слышали. Приучайте уши слушать и слышать при каждой возможности.

Итак, поздравляю - вы сыграли гамму ля-минор :) По утрам играть её не нужно.

Пианистам, кстати, намного проще - на клавиатуре это всё непосредственно видно, но суть та же.

Обратили внимание, что между ля и си - тон (промежуток в один лад)? Давайте посмотрим остальные ноты:

си-до - полтона, до-ре - тон, ре-ми - тон, ми-фа - полтона, фа-соль - тон, соль-ля - тон. Тон - полутон, два тона - полутон, два тона. Это волшебная формула состава любой минорной тональности. Она позволит нам свободно переносить (транспонировать) песни в разные тональности, просто поменяв положение руки на грифе.

Волшебная формула состава мажора - два тона - полутон - три тона - полутон. До-мажор состоит из тех же нот, что и ля-минор, только начинается не с ля, а с до. Чтобы было интереснее, зажмите 2ю струну 1м пальцем на 1м ладу - это до (см. схему грифа с обозначением нот). Теперь, руководствуясь волшебной формулой мажора, найдите сами ре, ми, фа, соль, ля, си и до. Вторая до у вас окажется на 13м ладу, если с дороги не собьётесь. "Я в до-мажоре жарю блюз" - вот он, до-мажор.

Тоновый состав даёт нам возможность рассматривать важнейший для нас вопрос - ступени и их высотные соотношения. В ля-миноре нота ля - I ступень, си -  II, до - III, ре - IV, ми - V, фа - VI, соль - VII, ля через октаву - снова I.

Скажем, у вас фирма, сотрудники которой выполняют определённые функции - каждый свои. У них ещё есть должностные, или функциональные обязанности.

У ступеней тоже свои функции, их ещё называют гармоническими функциями, причём они универсальны и не зависят от конкретной тональности. Скажем, в многоэтажном доме квартиры одна над другой имеют одинаковую планировку, хотя и находятся на разных этажах - так и тональности ля-минор и ре#-минор - отличаются высотой звуков, но анатомия их одинакова.

I, IV и V ступени выполняют основные функции, они самые главные, ибо являются "несущей конструкцией", каркасом, скелетом мажорного или минорного лада (здесь лад не гитарный, а музыкальная система или ваша "фирма"). Называются они, как вам уже известно, тоника (Т), субдоминанта (S) и доминанта (D). Они, взаимодействуя, наиболее явно выражают тяготения, или напряжения, которые и определяют течение мелодии, как перепад высоты определяет скорость течения реки.

И что в свете вышесказанного у нас получается в ля-миноре?

Напомню, что аккорды носят обозначение соответственно ноте, на которой построены (гитара у вас в руках?):

I(Am), IV(Dm) и V(E) - это уже известные вам 3 аккорда, они же тоника, субдоминанта и доминанта ля-минора. III(C), VI(F) и VII(G) ступени - это тоника, субдоминанта и доминанта параллельного ля-минору до-мажора (играть их вы умеете).

Итак, в ля-миноре у нас 6 аккордов, которые построены на шести основных ступенях, выполняют всего 3 функции - тоника (Am и С), субдоминанта (Dm и F) и доминанта (E и G). Больше задач у них нет, и  именно на них и построены 99.9% всех современных песен.

Что у нас осталось? Вторая ступень не при делах? Кто снизошёл до того, чтобы сыграть "Прекрасное далёко", помнит аккорд Dm/H. С точки зрения "чистой" науки - гармонии - этот аккорд следует обозначать Hm7b5 (ну тяжёлая у него судьба, что поделаешь ;), точнее даже Bm7b5. В ля-миноре от си (II ступени) образуется уменьшённое трезвучие или полууменьшённый септаккорд - это ни хорошо и ни плохо, теоретических рассуждений здесь можно настроить целые горы, нам же в данный момент нужно определить гармоническую функцию этого аккорда.

А, собственно, почему бы вам самим не подумать над этим? Вы уже знаете, что основных гармонических функций всего 3 - определите, к какой ближе всего в ля-миноре аккорд си-ре-фа-ля, он же Dm/B, он же Bm7b5. Намекну - будет проще, если вы это всё озвучите и услышите, так что доставай гитары, барды!

Пока я это всё писал - пошёл дождь и съел весь снег. Абидна...

 

И небольшие сообщения.

Рекомендую посмотреть сайт http://www.amdm.ru - кой-чего интересного :)

Непонятки с моей почтой выяснены, так что сегодня-завтра я отвечу всем, кто писал мне за последние дни.

Расширяется аудитория и география нашей рассылки, поэтому если у вас есть информация, которую вы хотите сообщить читателям - пишите.

Информация для читателей из Казахстана.

рассылка "ШСД в Казахстане" http://subscribe.ru/catalog/country.kz.shskoladela

"ШСД - в Казахстане" создана для обмена информацией по деятельности представительства ШСД: что происходит здесь в Алматы и в Казахстане; где и какие есть книги, диски; о встречах и семинарах. Естественно, деловые предложения от и для ШСД-ников.

рассылка "Даешь Свое дело!" http://subscribe.ru/catalog/culture.people.svoedelo

Когда начинаешь разговаривать с кем-то по поводу создания Своего Дела с нуля, то всегда начинают с вопроса, чем КОНКРЕТНО заниматься... Для предпринимателей и начинающих: дискуссии и обмен опытом по созданию и развитию Своего Дела. Деловые предложения.

http://conten-almaty.narod.ru - сайт посвящен КОНТЭНу в Казахстане.

Представитель ШСД в Казахстане - Наталья Черных N_Chernykh@mail.ru

 

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.
Пишите
Всего доброго,
Вячеслав Грисюк

Открыт дистанционный курс "Музыкантом стать легко!" Подробности на http://www.easymusician.nm.ru


Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/ и здесь: http://www.easymusician.nm.ru

Позаботьтесь о друзьях, отправьте им эти ссылки:  http://subscribe.ru/catalog/culture.music.easymusician http://www.easymusician.nm.ru


Наши партнёры

Музыкантом стать легко!


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное