Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 14

 

Сайт рассылки

Приветствую!

Буквами о нотах

Я вот думал - насыпать вам кучу аккордов для тренировки или рассказать о нотах?

Думал несколько дней и несколько раз переделывал выпуск.

С одной стороны, вам сейчас не лишне отрабатывать постановку разных аккордов, но целую кучу аккордов вы сами легко найдёте в самоучителях и Интернете, опять же, просто учить аккорды - вопиющая глупость, ибо лучше посмотреть конкретную песню со своими аккордами, а заявок на песни никто не прислал. С другой стороны, меня уже критикуют за неполноту изложения, мол, рассказывай всё здесь и не отправляй к другим источникам.

Я исхожу из предпосылки, что здесь собравшиеся умеют не только читать, но и самостоятельно находить необходимую информацию. Зачем же мне пересказывать то, что давно и удачно сделал кто-то другой? Сколько времени понадобится потратить впустую, сообщая индивидуально каждому то, что давно известно и легко доступно?

Будем говорить только о том, что отличается от общепринятого. Вперёд!

Представьте себе некий Мир (пространство, измерение), в котором действуют определённые законы, например, законы тяготения. Знаете, как отрицательный заряд притягивается к положительному или тела с меньшей массой к телам с большей? О Законе всемирного тяготения слышали? Магнит в руках держали? Вас когда-нибудь тянуло к кому-то неудержимо?

Для чего это нужно? Для того, чтобы вы представили, ощутили, поняли суть тяготения.

Вернёмся в наш Мир. Помните, как древние считали Землю плоской и возлежащей на 3х китах (или слонах)? Один кит самый большой (тоника), второй смотрит немного в сторону (субдоминанта), а третий жить не может без первого и всё время к нему тянется (доминанта). На них держится весь Мир - черепахи, слоны итд.

Есть другая аналогия. Представьте себе отвесную скалу и у её основания - широкую ровную площадку. Находиться на этой площадке можно сколь угодно долго. На расстоянии широкого шага в сторону и примерно на пол-роста вверх есть маленькая площадка, скорее даже ступенька, стать на которую можно только одной ногой и либо сразу спрыгнуть обратно, либо перешагнуть дальше, например, на узкий уступ, на который даже стать как следует нельзя, только оттолкнуться одной ногой и спрыгнуть вниз, на тонику, т.е. на широкую площадку-основу. Основную площадку, как вы поняли, назовём условно тоникой, ступеньку - субдоминантой, уступчик - доминантой. Есть и другие ступеньки-площадки, но они нам сейчас не нужны.

Возьмём справочник Л.А.Кузнецова "Акустика музыкальных инструментов". Именно в нём, как ни странно, лучше всего изложено то, что нам сейчас нужно:

В каждом музыкальном произведении звуки слажены между собой определёнными закономерностями, благодаря которым мелодия звучит выразительно, а один из звуков (тоника) - особенно твёрдо и устойчиво. Все остальные звуки оказываются привязанными (тяготеющими) к нему. Организация звуков вокруг устойчивого опорного звука называется ладом (это наш Мир и наши площадки). Высотное положение лада называют тональностью. Наибольшее распространение получили мажорный и минорный лады. Мажорный лад соответствует бодрым, весёлым, мужественным музыкальным произведениям. Минорный лад носит оттенок мягкости, грусти, печали. (Напр., любой гимн - это мажор, любой похоронный марш - минор. Это крайности и между ними очень много промежуточных вариантов)

Закроем пока Кузнецова. Все поняли, о чём речь? Теперь поговорим о нотах.

Как ноты выглядят - все знают. Названия тоже - "до-ре-ми-фа-соль-ля-си - села кошка на такси". Каноническая легенда гласит, что ноты придумал Гвидо из города Ареццо, за что ему спасибо.

Нотами описывают звуки определённой высоты. Под высотой звука понимают субъективное восприятие его частоты.

Как я уже говорил, нота "ля" - это частоты 27.5, 55, 110, 220, 440, 880 итд герц.(Герц - это фамилия немецкого физика, который столько всего сделал, что желающие могут взять книгу и прочитать).

Остальным нотам тоже соответствуют свои частоты, но нам просто нужно понять, что за словом "нота" стоит звук определённой частоты, или высоты. Их придумали, чтобы иметь возможность фиксировать "описание" высоты звука на бумаге, что необходимо было при пении псалмов в средневековых католических храмах.

Был один псалом, каждая строчка которого пелась на ступень выше предыдущей и начиналась со слов ut, re, mi, fa etc. Попробуйте спеть ut. Получается? У григорианцев тоже плохо получалось, поэтому ut заменили на do.

Потом поступили ещё проще. Латинский алфавит знаете? a, b, c... Смотрите, что получилось: а - это ля, b - си, c - до, d - ре итд. e, f, g. Главное - запоминать-то нечего, всё и так понятно. Надеюсь... ;) Обратите только внимание те, кто на пианино играть умеет: гитаристы, а так же пианисты в Америке, Японии, Франции обозначают си буквой b, а не h, как принято в европейской, точнее, итальяно-австрийской школе. a-b-c-d-e-f-g - и снова а. Последовательность повторяется по кругу, точнее, по спирали, а ещё точнее - через октаву.

Вернёмся к ноте ля. Выше я специально расписал частоты нот ля в разных октавах. Что сие значит?

Звуки с частотами, напр., 110 и 220Гц образуют так наз. октаву. Субъективно они воспринимаются как две ноты ля, звучащие на разной высоте.

Возьмите гитару - открытая 5я струна звучит с частотой 110Гц, 5я струна на 12м ладу даёт звук с частотой 220Гц (запоминать это не нужно, нужно сыграть и услышать). Обратите внимание, между ними 12 промежутков, или ступеней (на общепринятом языке). Две соседние ступени  - это пол-тона, или полутон. Две ступени через одну - тон. Расстояние си-до - это пол-тона, ля-си - тон. Октава - это 12 полутонов.

Зачем это всё нужно? Вот зачем:

Если расположить подряд все звуки музыкальной системы - лада, соответствующие белым клавишам рояля или гитарной струне, от ля одной октавы до ля следующей октавы, будет образована тональность ля-минор.

Итак, есть музыкальная система с определёнными закономерностями внутри, основой которой является определённая нота, а "каркасом" или "скелетом" - гармонические функции тоника (Т), субдоминанта (S) и доминанта(D).. Название основной ноты определяет высоту лада, или системы - до-мажор, соль-минор итд. Мажор отличается от минора не только "настроением", но и внутренней структурой - различным расположением полутонов в их звукорядах.

Все эти взаимоотношения и структуры не придуманы специально, они есть проявление законов Природы и существуют объективно. Излагать вам эти закономерности я не буду, ибо для нас с вами в этом нет необходимости - вам же не требуется знание законов Кирхгофа, чтобы пользоваться утюгом?

Что для нас ВАЖНО, так это то, что внутренние взаимоотношения лада не зависят от тональности - в ля-миноре и в до-миноре песня будет исполняться совершенно одинаково, только на разной высоте. Это, напр., даёт возможность исполнять одни и те же песни людям с голосами разной высоты, просто сыграв эту песню в другой, более подходящей тональности.

Именно поэтому я выступаю против тупого заучивания песен по табулатурам - это раз и навсегда привязывает вас к определённой тональности. Тогда как понимание и ощущение тяготений даёт нам полную свободу - пальцы на грифе или клавиатуре переставили и всех делов.

Именно здесь зарыт ключ к способности быстро подбирать любые песни. Их, собственно, и подбирать не придётся.

Слух и понимание внутренних тяготений - больше ничего не нужно.

Ну и последнее на сегодня маленькое замечание. Как ноты обозначают буквами латинского алфавита, вы уже знаете. Тональности в гитарном мире обозначают так: мажорные - просто большими буквами: А - ля-мажор, С - до-мажор, Е - ми-мажор, минорные - большими буквами и маленькой m: Am, Dm, Cm. m - это от moll - минор.

Так же обозначают не только тональности, но и аккорды - по ноте, лежащей в основе созвучия. Аккорд, образованый от ля минорным трезвучием так и называется - ля-минор или Аm.

Буквами аккорды и тональности удобно записывать, но не удобно говорить вслух, поэтому я предпочитаю обычные обозначения - ля-минор так ля-минор. Так удобнее - проверьте, попробуйте поиграть с кем-то в две гитары, подсказывая товарищу аккорды.

Чувствую, в этом выпуске с теорией я перегнул. Кому что непонятно - спрашивайте.

 

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.

Пишите

Всего доброго,

Вячеслав Грисюк


Новости Школы Своего Дела

Чернигов. Клуб Своего Дела

Новости "Каталога Наших Рассылок"


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное