Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 18

Сайт рассылки

Приветствую!

Наконец-то!

Наконец-то я получил письмо по-сути! Такому письму не жалко посвятить целый выпуск:

> Привет, Слава!

> Ни то, чтобы я застряла на 14 выпуске (я просто не стала  читать его с монитора), но вот теперь я побуду непонятливой:

Ой... :)))

> Первое.

> "Две соседние ступени - это пол-тона, или полутон. Две ступени через одну - тон. Расстояние си-до - это  пол-тона, ля-си - тон. Октава - это 12 полутонов." Ступени - на гитаре это лады?

Ступени - это звуки лада как музыкальной системы. Имеет место путаница - лады на грифе и лады как музыкальные системы.

В нашем случае ступени - это лады на гитаре. С этой минуты к основным ступеням мы привязываем конкретные ноты, ты их сама ниже написала.

> Что за расстояния си-до, ля-си? До-ре-ми-фа-соль-ля-си - какие расстояния (я специализировалась на геометрии поэтому, наверное, слово расстояние понимаю очень буквально, по-математически)?

Именно. От си до до :) - пол-тона, или они на грифе (и клавиатуре) сидят рядом, между ними ничего не помещается, ни ещё один лад, ни черная клавиша. На гитаре 2я открытая струна - си, 2я струна на 1м ладу - до.

Между ля и си - один промежуточный лад, ля-диез (или си-бемоль), он же - чёрная клавиша на рояле. 5я струна открытая - ля, 5я на 2м ладу - си.

Даже геометрически расстояние больше.

Расстояние между двумя звуками в музыке называется интервалом . Интервалы бывают разные :) и называются по-гречески: прима (т.е. первый) - это расстояние между одним и тем же звуком ( в геометрии это точка), содержит этот интервал одну ступень; секунда (созвучно с second, правда?) - расстояние между двумя соседними звуками, напр., ля-си (5я струна открытая и 5я на 2м ладу) - две ступени; терция (третий) - ля-до (5я струна открытая и 5я на 3м ладу) - 3 ступени; кварта - 6я и 5я открытые струны - 4 ступени; квинта - 5, секста - 6, септима - 7 и октава - 8. Ещё есть нона, децима, ундецима, терцдецима итд всё, что шире октавы, но они нам ни к чему.

Откуда эти интервалы взялись?

Возьмите гитару, зажмите 6ю струну на 5м ладу, а правой рукой (большим пальцем от себя) её сильно и коротко - тыц! Главное, заглушите её сразу. Смотрите, чтобы 5я (пятая) струна была свободной - и она зазвучит. Сама. Это называется резонанс. То же самое на пианино - нажмите любую клавишу (напр., до в любой октаве) медленно и мягко, так, чтобы звука не было, а затем коротко и сильно ударьте по клавише до на октаву ниже - и услышите звучание "безмолвной" клавиши. Это происходит от того, что каждый звук представляет собой комплекс, сочетание нескольких звуков, или тонов, на которые резонирует наша свободная струна. Исходная струна колеблется не только целиком, но и одновременно частями - половинами, третями, четвертями итд., которые каждая в отдельности дают свой призвук, тон, их ещё называют обертонами по-немецки или высшими гармониками по-русски.

Явление тут происходит такое. Если 5ю (или любую) струну указательным пальцем правой руки оттянуть на несколько миллиметров, а потом отпустить (или стукнуть по ней молоточком, как в пианино), то струна вернётся в исходное положение, но, как маятник в часах, пролетит дальше, в противоположную сторону, потом вернётся обратно и так 110 раз в секунду (для 5й струны). Постепенно размах колебаний будет уменьшаться (для дотошных - в соответствии с логарифмическим декрементом затухания), это будет проявляться как уменьшение громкости звучания струны. Проверьте, на 5й-6й струнах эти колебания хорошо видны глазами.

Кроме этого, возникают вторичные колебания половин струны, которые колеблются в два раза быстрее и дают звучание 1го обертона, или 1й гармоники.

Кроме этого, струна "ломается" на трети, которые дают звучание 2го обертона (квинты), четверти - на гитаре этот обертон будет звучать как 1я струна на 5м ладу (ля) и тд. - я могу по памяти расписать до 12го обертона, в справочниках обычно дают до 16, но нам достаточно шести.

Обертона ноты ля получаются такие: 1 - ля на октаву выше, 2 - ми, 3 - ля, 4 - до#, 5 - ми, 6 - соль итд. Вот они, объективно существующие интервалы: ля-до# - терция, ля-соль - септима итд.

Звучат обертона, естественно, НАМНОГО тише , чем основной тон, но именно они определяют тембровую окраску звучания инструмента, поскольку звучат все одновременно.

И именно обертоновый состав звука определяет все гармонические законы. Не от слова гармонь, а от слова Гармония. Странное слово, правда?

Я писал выпуск до половины третьего ночи, а утром обнаружил, что, во-первых, выпуск раздулся до неприличия, во-вторых, слишком много теории и мало практики. Поэтому я решил разбить теор.часть на несколько выпусков. Дальше - долгожданная песня и объявление.

> А теперь, то о чём ты просишь, но никто тебе этого не даёт: любимая песня моего племянника (3 года) - "Прекрасное далёко" (из к/ф "Гости из будущего"). Он просит сыграть, а аккордов я не знаю (подбирать пока не умею). Пожалуйста, напиши.

1 ---- ---- ---- ----

 

2

--x-

----

----

----

1

3

----

--x-

----

----

3

4

----

--x-

----

----

2

5

----

----

----

----

 

6

----

----

----

----

0

Am (t)

1 --x- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --x- ---- 4
3 ---- --x- ---- ---- 2
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- ---- ---- ---- 0
6 ---- ---- ---- ---- 0

Dm (s)

1 --x- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --x- ---- 4
3 ---- --x- ---- ---- 3
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- --x- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ---- 0

Dm/H (II)

1 ---- ---- ---- ----  
2 ---- ---- --x- ---- 4
3 --x- ---- ---- ---- 1
4 ---- --x- ---- ----

3

5 ---- --x- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ----  

E7 (D7)

1 --x- ---- ---- ----

1

2

--x-

----

----

----

1

3

----

--x-

----

----

4

4

----

----

--x-

----

3

5

----

----

--x-

----

2

6

----

----

----

----

0

F(VI)

1 ---- ---- --x- ---- 4
2 ---- ---- ---- ----  
3 ---- ---- ---- ----  
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- --x- ---- ---- 3
6 ---- ---- --x- ---- 2

G (VII)

1 ---- ---- ---- ----  
2 --x- ---- ---- ---- 1
3 ---- ---- ---- ----  
4 ---- --x- ---- ---- 2
5 ---- ---- --x- ---- 3
6 ---- ---- ---- ---- 0

C (III)

1 ---- --x- ---- ---- 4
2 ---- ---- ---- ----  
3 ---- --x- ---- ---- 3
4 --x- ---- ---- ---- 1
5 ---- --x- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ---- 0

H7 (DD)

Друзья мои, присылайте по возможности сразу текст. Лень мне руками ещё и текст набирать :) Опять же, ошибиться в тексте могу. Хорошо, что у меня готовый нашёлся:

Am                                                        Dm

Слышу голос из прекрасного далёка

             Dm/H               E7                   Am

Голос утренний в серебряной росе

               F                   G               C

Слышу голос, и манящая дорога

                Dm                  H7                  E7

Кружит голову как в детстве карусель

        Am              Dm         E7                          Am   

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко

      F                             C              G            C    E7

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь

      Am               Dm             E7              F

От чистого истока в прекрасное далёко

           Dm              Am      E7             Am

В прекрасное далёко я начинаю путь.

В скобках указаны гармонические функции аккордов.

t - тоника (поскольку тональность минорная, я её обозначаю маленькой буквой)

s - субдоминанта

II - вторая ступень (натуральная)

D7 - доминанта (гармоническая, точнее доминантсептаккорд)

VI - шестая ступень, она же субдоминанта параллельного мажора

VII - седьмая ступень, она же доминанта параллельного мажора

III - третья ступень, она же тоника параллельного мажора

DD - двойная доминанта, или доминанта к доминанте

Не спешите, в нужное время всё объясню.

Обратите внимание, при переходе Dm - Dm/H нужно переставить всего 2 пальца, опять же, затем в Е7 мы легко попадаем, изменив позицию тоже всего 2х пальцев. Кисть левой руки при этом не "зажата", а всё время гибко немного поворачивается, без этого, напр., F вообще невозможно взять.

Следите за тем. чтобы кончики пальцев были перпендикулярны грифу, особенно в "неудобных" (пока) аккордах Dm/H, F, H7 - ошибки вы легко услышите по заглушенным струнам. Да, на F первый палец лежит и так перекрывает 2 первые струны. Ищите удобное положение - оно всегда есть.

Больше головой, друзья мои, внимание и сосредоточенность - вот что нам сейчас жизненно необходимо.

Да, в тексте аккорды я специально указал именно над теми слогами, на которых меняется аккорд (если при пересылках ничего не покривится)

В этой песне ещё много есть полезного, о чём я расскажу в след.выпуске.

> И одна незначительная просьба: мой электронный адрес можно  давать в рассылке, если когда-нибудь ещё моё письмо туда попадёт.

> Хорошо?

Да нет проблем :) С нами была ШСДшница Светлана Шоркина, ShorkinaSv@yandex.ru, Всесезонные туристические туры в Крым

 PS

Открыт набор на курс "Музыкантом стать легко!"

Подробности см. на http://moon-project.nm.ru


 Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/ и здесь: http://moon-project.nm.ru/easymus%201-16.rar

Позаботьтесь о друзьях, отправьте им эту ссылку: http://subscribe.ru/catalog/culture.music.easymusician

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.

Пишите

Всего доброго,

Вячеслав Грисюк


Новости Школы Своего Дела

Чернигов. Клуб Своего Дела

Новости "Каталога Наших Рассылок"


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное