Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 21

Сайт рассылки

Приветствую!

Звукозапись - мифы и реальность

Профессиональный подход есть оптимальный подход - точное решение стоящей задачи (включая ее правильное формулирование) состоит в привлечении достаточных для этого ресурсов, но не сверх нужного.

Евгений Петров

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем. Профессионалы построили Титаник.

Дэйв Берри (Dave Barry)

Поговорим о том, что совершенно необходимо на современном этапе любому музыканту и, в особенности, начинающему - о фиксации издаваемых звуков, или звукозаписи.

Многим сразу приходят на ум буржуйские студии в живописных местах (Альпы там, или остров Монсеррат ;), изнутри похожие на рубку космического корабля, запакованные супероборудованием на гигабаксы и кофе с апельсиновым соком в каждом углу.

На самом деле всё НАМНОГО проще. В одном из выпусков я уже говорил о том, что необходимо для того, чтобы записать себя, повторюсь немного.

Итак, 3 составные части маркс... ой, куда это я :) - части качественной записи - это качественный материал, качественное исполнение и - внимание! - помещение. Именно помещение, точнее, его акустические свойства являются определяющими для качества звучания вашей записи.

В профессиональных студиях используют специальные заглушенные (или отделанные) комнаты для записи с микрофона и контрольные помещения со специальными акустическими системами - мониторами ближнего и дальнего поля - для работы звукорежиссёра. Строят студии обычно подальше от метро и аэропортов и стоит это - сами понимаете сколько. Когда Питер Габриел построил в скромном британском поместье свой Real World со стеклянным полом и протекающей под ним рекой за 40млн. фунтов, все, как обычно, подумали - когда он разорится?

Нам ни к чему контрольные залы площадью в гектар с микшерным пультом на 1000 каналов - обычная средняя комната обычной квартиры вполне годится для домашней записи, если в ней есть мебель, на полу - ковёр (лучше толстый), на стене ковёр тоже не повредит. Я знаю, многие развешивают по стенам шубы или куски ковролина, мы с моим другом и учителем Сашей Ничипоренко при записи отгораживали компьютер и пианино акустическим экраном в виде одеяла на микрофонной стойке. Основная задача - исключить появление отражений (эхо), резонансов и стоячих волн (абсолютно не отражает звук, напр., открытое окно :)

Альбом "Группа крови" Кино записан в квартире на 4х-канальном магнитофоне. Я читал, "Аквариум" в начале 80х записывали поздно вечером на берегу Невы с помощью магнитофона "Маяк-203", двух микрофонов и 200-метрового удлинителя. Мораль проста - лучше делать, используя то, что есть сейчас, чем бесплодно мечтать.

Качество современных бытовых магнитофонов и "бумбоксов" вполне годится для нормальной записи (во всяком случае, оно намного превосходит уровень исполнения многих музыкантов и певцов), звуковые карты на компьютерах - и подавно.

Для тех, кто испытывает творческий зуд при словах "запись на компьютере" - простое сравнение: возьмите обычный магнитофон/магнитолу/бумбокс со встроенным микрофоном, вставьте чистую кассету, нажмите кнопку "запись" и издайте звук :) Потом перемотайте в начало и послушайте. От идеи до результата - всего 4 действия.

Теперь - найдите микрофон с тонким "джеком", воткните его в микрофонный вход звуковой карты (к компьютеру нужно подлезть сзади, для чего его, скорее всего, придётся передвигать, для чего необходимо выключить его, чтобы не убить винчестер), откройте виндовозовский (или какой там у вас в системе) микшер, включите микрофонный вход, откройте программу для записи (о них будет отдельный разговор), установите уровень звука, сделайте запись, сохраните файл, отключите микрофонный вход (он "ловит" лишний шум). Следите, чтобы микрофон был подальше от компьютера - он "слышит" шум вентиляторов, винчестера и вибрации, напр., стола, не говоря уже о высокочастотных "наводках" от материнской платы, видеокарты и монитора.

Суть, надеюсь, ясна? Я намеренно не рассматриваю здесь вопрос работы с программами для записи - об этом целые книги пишут, мне же придётся делать серию выпусков :) Правда, сделаю :)

Кстати, требования к "железу" не такие уж и жёсткие - у меня Атлон 1,33ГГц спокойно "тягает" полтора десятка треков с аудио,  синтезаторами-сэмплерами, эквалайзерами-компрессорами-реверами и прочими улучшайзерами, а хор мы когда-то записывали на АМД К5-160.

Будем безжалостно смотреть правде в глаза - записывать на компьютере очень удобно, если это является вашей основной деятельностью - у вас постоянно подключена вся коммутация, всё раз и навсегда настроено и стоит на своих местах и вы отработали действия с программами до автоматизма. Иначе - вместо творческого процесса вы получите мучения и бесполезную трату времени. Поверьте мне, поломки, отказы и глюки начнутся именно в тот момент, когда вы захотите что-то быстро записать - вместо того, чтобы сыграть-спеть - начнёте ковыряться в проводах и драйверах, и вместо удовольствия получится злость и раздражение. Лучше проще, да лучше.

Так или иначе - выбирать и действовать вам.

Начинающим музыкантам необходимо записывать себя для самоконтроля. Записываете и слушаете, что вы делаете не так - это позволяет самим исправлять свои же ошибки. Главное - смотреть правде в глаза и не падать духом :) - всё не так плохо и всё получится. Тут легко наступить на грабли самолюбования. Дело ваше - либо вы наслаждаетесь своей крутизной, либо вы развиваетесь - одновременно этого не происходит, это взаимоисключающие процессы.

Неэффективно постоянно записывать себя от начала до конца и от начала до конца слушать - куплета-припева вполне достаточно, чтобы понять, что то, что вы делаете - лажа и начать исправлять свои ошибки. Хорошо так отрабатывать отдельные места - переходы куплет-припев или какие-то сложные вокальные ходы (спеть обычную октаву - две ноты снизу вверх - одна из сложных задач, пропеть чисто  несколько слов на одной ноте - вообще высший пилотаж). Можно делать несколько проб сложных мест в одну запись - потом будет слышно, в правильном направлении вы продвигаетесь или нет.

Это, кстати, довольно напряжливо для окружающих, даже не соседей, а родителей/жён/мужей/детей - они не понимают, зачем всё время одно и то же петь-играть? Потом, правда, привыкают :)

Итак, выбираете время, место, технические средства - и вперёд! Если записываете прямо в магнитофон (хоть диктофон) - ставьте его (или садитесь) за 1.5-2 метра, по высоте его лучше расположить на уровне груди - тогда он будет хорошо слышать и гитару, и ваш голос (то же, кстати, и просто микрофон, если он у вас один). Если гитара на записи звучит слишком громко - измените положение относительно магнитофона/микрофона, чтобы она стала дальше (или ниже).

Принято считать, что тем, кто уже перерос этап просто записи себя и стремится дальше - в многоканальную запись и звукорежиссуру, не обойтись без знания наизусть частот и диапазонов, хотя по мне важнее понимание физики процесса (физика, напомню, в переводе с греческого - природа).

Частоты звучания гитарных струн:

Ми (6струна) 82,41Гц

Ля (5) 110

Ре (4) 146,83

Соль (3) 196

Си (2) 246,94

Ми (1) 329,63

На днях выложу на сайте TuneIt! - это софтовый тюнер.

Кто просил частотные диапазоны - вот они, не помню уже, с какого сайта я их взял, извините:

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкиеот 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц - высокие.Для более точного определения, давайте разделим эти три част на более мелкие и рассмотрим х по отдельности.
        1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) - это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
        2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) - это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
        3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) - здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.
        4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) - соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".
        5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется "слушательской утомляемостью" и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
        6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука - это маловато.
        7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
        Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука - ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

Я не со всем здесь согласен. Напр., регистр гитары примерно 82 - 988 Гц. Хотя, в области звукорежиссуры ведётся очень много баталий и споров относительно вопросов, которые в большинстве случаев второстепенны и не влияют на результат.

Возвращаясь к напечатанному, приведу такой пример:

>>Цель у меня - стать профессиональным звукорежиссером. Хочу научиться из этой рассылки правильно распологать инструменты в панораме, по разному украшать музыку, узнавать ньюансы создания музыки, как говориться учиться на чужом опыте и чужих ошибках.

>Во-первых, ЗАЧЕМ вам становиться профессиональным звукорежиссёром?

Ну что вы к челу прикопались? Ну хочет он стать звукорежиссёром - прекрасная профессия. И, между прочим, без хорошего звукорежиссёра хорошей записи (а без звукооператора - хорошего концерта) точно не получится с какой бы "душой" там не пели или играли.

А то что чел не туда написал - так это не удивительно. Вы ведь не написали, что эта рассылка для начинающих гитаристов... А "музыкант" - понятие растяжимое.

>Ну, будет в армии звукорежиссёров ещё один - и что? Что изменится?

Армия профессиональных звукорежиссёров больше чем "музыкантов" (читай - гитаристов-самоучек)?

>Во-вторых, украшения и нюансы создания - это инструментовка и аранжировка, но не звукорежиссура, это разные отрасли.

Извините, но это бред. Звукорежиссура имеет прямое отношение к "украшениям и нюансам создания"

з павагай Руслан З.Ы. Извините, что немного резко - сорвался, за живое задели.

Руслан, ты же вроде бы на инженера-программиста учишься, а не на адвоката ;)

Нет никакой необходимости спорить с Русланом или что-то ему доказывать - зачем? Он ведь говорит на основании своего богатого опыта, верно? Руслан, расскажи лучше, чем звукорежиссёр отличается от звукооператора? (только не говори, что первый - с бородой, а второй - нет :) Это не проверка тебя на эрудированность, просто хочу узнать, на одном ли языке мы говорим.

Кстати, я вообще очень скептически отношусь к специальности и профессии. Как говорится - если вы хорошо знаете только химию - то вы и химию не знаете. А заканчивается это примерно так - лошадь всю жизнь качала воду, ходила по кругу, а когда состарилась и её отпустили пастись на луг (на пенсию) - она и там по кругу ходила... Профессионал ведь...

Звукорежиссура - это прежде всего творчество, а частоты, пульты, наушники и улучшайзеры - средства, инструменты для реализации творческой мысли. Мысли нет - и всё хлам.

Как ни странно, иностранцы здесь намного проще, чем наши. Они объясняют многие вопросы и явления именно человеческим языком, без специальных терминов и справочных данных, по принципу "делайте и слушайте, что получается" и "вам нравится - значит правильно".

Лучшее, что я читал на тему звукорежиссуры - How to Mix a Pop Song From Scratch (By Jezar), когда-то я даже переводить начал. Лежит на http://easymusician.nm.ru в Библиотеке. Там же на русском языке книга Пола Уайта "Творческая звукозапись". Есть у меня ещё "RECORDING TECHNIQUES for small studios", автор David Mellor - позже выложу, и древняя, изданная ещё в СССР в 60е отличная книга звукорежа ВВС Алека Нисбета "Звуковая студия и техника её применения" - 10 лет назад я её руками на компьютере набирал 8о)

А знаете, мне прямо сейчас пришла в голову гениальная мысль :) - открою-ка я отдельную рассылку и буду публиковать там материалы этих книг. С целью их рекламы ессно :) Заодно и на русский переведу.

И ещё - сайт "Музыкантом стать легко!" постепенно переезжает на http://easymusician.nm.ru, обновите свои закладки.

Мы продолжим тему звукозаписи и звукорежиссуры, у кого какие вопросы - пишите!

 

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.
Пишите
Всего доброго,
Вячеслав Грисюк
 

Открыт набор на курс "Музыкантом стать легко!" Подробности на  http://moon-project.nm.ru  http://www.moon-project.narod.ru/ и http://easymusician.nm.ru

 

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/ и здесь: http://moon-project.nm.ru

Позаботьтесь о друзьях, отправьте им эту ссылку:  http://subscribe.ru/catalog/culture.music.easymusician


Новости Школы Своего Дела

Музыкантом стать легко!

Новости "Каталога Наших Рассылок"


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное