Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 12

 

Сайт рассылки

Приветствую!

Три аккорда!

Сегодня у нас эксперимент.

Будем в рассылке постигать то, что в музыкальных школах и училищах происходит с большим трудом и малым успехом :)

Загадочное слово - аккорд. Есть целая социальная группа - "дворовые" гитаристы и иже с ними - которые считают, что аккорд - это такая фигура из трёх или 4х пальцев.

На самом деле аккорд - это созвучие, три и более звуков разной высоты, звучащие одновременно. Если несколько нот взять не одновременно, а последовательно - получится мелодия. В том, чем мы с вами здесь занимаемся, мелодией занимается голос, а гитарный аккомпанемент строится аккордами. В музыке аккорды записывают нотами, располагая их одну над другой.

В гитарной литературе применяется система изображения аккордов не только нотами, но и "отпечатками пальцев" на схематически изображённом грифе. Таб называется. Очевидно, от "таблица". Соответственно, набор таких схем-рисунков - табулатура. Это проще и нагляднее нот, хотя и примитивно, конечно. С другой стороны, зачем делать сложно, если достаточно сделать просто?

Проблема заключается в том, что механизм рассылки не очень-то дружит с рисунками. Были прецеденты. Поэтому я думал-думал и придумал способ показывать в рассылке аккорды. Манипуляции с таблицами и немного терпения - и получилось!

Я не претендую на революционность идеи, но - не буду врать - я собой доволен :) А чё стесняться? ;)

1 ---- ---- ---- ----  
2 --x- ---- ---- ---- 1
3 ---- --х- ---- ---- 3
4 ---- --x- ---- ---- 2
5 ---- ---- ---- ----  
6 ---- ---- ---- ----  

Возьмите гитару и посмотрим, что мы здесь имеем?

Мы имеем кусочек грифа, самое его начало - слева-направо - как вы его и держите, и ВНИМАНИЕ! - снизу-вверх. Т.е. на рисунке низ там, где у вас верх. Непонятно? Шестая струна у вас сверху, а на рисунке - снизу. Таким образом, на рисунке показано то, что вы видите от себя вниз.

Цифры слева - это струны. Точнее, струны показаны горизонтальными пунктирными линиями.

Не ёрзайте нетерпеливо те, кому это давно известно - есть среди читателей совсем начинающие.

Вертикальные сплошные линии - порожки на грифе, промежутки между ними - лады.

Крестики, или буквы "х" - это места, где должны находиться ваши пальцы. Цифры справа - номера пальцев левой руки.

Смотрим на свою левую руку - ладонью к себе:

Большой палец не обозначаем никак - у него особые функции.

Указательный палец носит гордый номер 1. Он же - первый палец.

Средний - 2

Безымянный - 3

Мизинец - 4

Да, пианисты, у них всё совсем не так, как у нас. У них всё сдвинуто на один палец, с непривычки это тяжело, но если перестать заморачиваться этим - нормально. Оставим эпитет "по-дурацки" и вспомним английскую поговорку - If you are in England, do as English do. Что в нашем случае означает - такая у гитаристов традиция, такие ярлыки у них приняты и это работает.

Так вот, рисунок выше обозначает следующее: указательным пальцем левой руки зажать вторую струну на 1м ладу, не отпуская его - средним пальцем зажать 4ю струну на 4м ладу и, его тоже не отпуская, зажать безымянным пальцем 3ю струну на 3м ладу. Воистину, лучше один раз увидеть, чем даже один раз прочитать. Не говоря уж - написать :)

Сразу привыкайте ставить пальцы ближе к порожкам - так требуется меньше усилий, чтобы прижать струну.

1 ---- ---- ---- ----  
2 --x- ---- ---- ---- 1
3 ---- --х- ---- ---- 3
4 ---- --x- ---- ---- 2
5 ---- ---- ---- ----  
6 ---- ---- ---- ----  
1 --х- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --х- ---- 4
3 ---- --х- ---- ---- 2
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- ---- ---- ----  
6 ---- ---- ---- ----  
1 ---- ---- ---- ----  
2 ---- ---- --х- ---- 4
3 --х- ---- ---- ---- 1
4 ---- --х- ---- ---- 3
5 ---- --х- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ----  
 
Am - ля минор Dm - ре минор E7 - ми септаккорд  

Вот они, широко известные 3 аккорда - "блатные", "дворовые" итд.

Их нужно научиться играть, точнее, брать. Т.е. пальцы левой руки ставите туда, где нарисованы крестики, а правой рукой - брынь... Один аккорд, потом второй, потом третий. Когда начнёте сразу попадать пальцами в указанные места, начинайте отрабатывать сам момент смены аккорда - она должна проходить быстро и без лишних звуков.

Важно понимать, что на данном этапе ваша задача не заучить, куда ставить пальцы, а выработать естественные положения рук и приучить пальцы к движениям, иначе говоря, дать понять вашему организму, чего вы от него хотите. Приоритет - не музыкальный, а физический.

Возможны болевые ощущения в кончиках пальцев - не пугайтесь. Как заболело - сделайте перерыв. Вообще, боль в спине, кисти левой руки, пальцах - это сигнал о напряжении, "красная лампочка", которая сообщает, что вы делаете ошибку. Научитесь "слышать" свои ощущения.

Забегая вперёд, отметим следующее:

Обращайте внимание на номера пальцев - иногда они будут отличаться от того, чему кого-то из вас научили и от того, как принято во дворе. В основном вы так же будете видеть у играющих на гитаре любителей немного другие пальцы в тех же позициях. Объясняю, почему.

Что в геометрии является кратчайшим расстоянием между двумя точками? Правильно, прямая.

Что в музыке является кратчайшим расстоянием между двумя точками? Неправильно - дуга!

Знакомые со стилем Контэн увидят здесь единство принципов, ибо дуга - это часть круга.

Так вот, и в боевых искусствах, и при игре на муз.инструментах принцип один - минимальные движения по кратчайшему пути. Рука на грифе должна совершать минимальное кол-во движений - не за счёт скованности и зажатости, а за счёт рационального построения движения. Рациональность эта достигается за счёт продуманности.

И тогда руки просто парят над клавиатурой или гитарой. Честно, ощущение именно такое!

В нашем случае это означает, что при смене позиции-аккорда один аккорд подготавливает следующий - следующий строится наиболее простым и удобным движением, исходя из предыдущего положения. Движения пальцев вытекают одно из другого, логика построения движения пальцев основана на минимуме перемещений, при этом используется любая возможность вообще пальцы не переставлять. Сложно, вижу, но это нужно попробовать и почувствовать.

Чего я прицепился к этим движениям?

Давайте посмотрим.

Наиболее частый ход - Dm-E7, что по-русски означает последовательность аккордов ре-минор - ми-септаккорд, субдоминанта - доминанта. Ой, не по-русски получилось :) Потерпите, всё объясню, но сейчас важно другое понять, о пальцах.

Ниже - два варианта, традиционный и рациональный, или грамотный - какое вам слово больше нравится.

1 --х- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --х- ---- 3
3 ---- --х- ---- ---- 2
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- ---- ---- ----  
6 ---- ---- ---- ----  
1 ---- ---- ---- ----  
2 ---- ---- --х- ---- 4
3 --х- ---- ---- ---- 1
4 ---- --х- ---- ---- 3
5 ---- --х- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ----  
1 --х- ---- ---- ---- 1
2 ---- ---- --х- ---- 4
3 ---- --х- ---- ---- 2
4 ---- ---- ---- ----  
5 ---- ---- ---- ----  
6 ---- ---- ---- ----  
1 ---- ---- ---- ----  
2 ---- ---- --х- ---- 4
3 --х- ---- ---- ---- 1
4 ---- --х- ---- ---- 3
5 ---- --х- ---- ---- 2
6 ---- ---- ---- ----  
<- так делают все -> <- так лучше делать вам ->

В традиционном "дворовом" варианте при смене аккорда "как все" вам приходится делать два совершенно разных движения, более того, траектории движения пальцев - прямые. Кроме того, на ре-минорном аккорде (Dm) 4й палец остаётся просто не при делах - им ничего нельзя "взять", ибо там, где он находится - проверьте - ничего нет.

В варианте, который я предлагаю, 4й палец (мизинец) ОСТАЁТСЯ на месте, более того, ваша кисть руки поворачивается на нём, как на оси, что, во-первых, разгружает мышцы руки, во-вторых, 1-3 пальцы двигаются по дуге - кратчайшему расстоянию. В целом это даёт нам экономию сил и времени - рука не напрягается и смена аккорда происходит  быстрее, что очень важно, ибо её не слышно в процессе игры. Опять же, на том же ре-минорном аккорде (Dm) 3й палец находится на оперативном просторе - сколько мест, куда его можно поставить! а это - дополнительный ресурс, что позволяет использовать его, напр., в развитии линии баса.

Таких маленьких моментов у нас будет много, и именно такого рода мелочи отличают дилетанта от музыканта (не люблю слова "профессионал" - как правило, профессиональный кто-нибудь - это усталая лошадь)

И что особенно ВАЖНО: когда берёте аккорд, не старайтесь механически заучить позиции пальцев на струнах. В зависимости от ситуации эти позиции и пальцы (номера пальцев) могут и будут меняться.

Поэтому важно понять общий принцип и выработать правильную постановку руки и движения в целом, а какие пальцы куда ставить - ситуация определит сама. На грифе и на клавиатуре всё рядом - просто не нужно делать лишнего и ходить окольными путями.

Но начинать нужно с базовых положений и движений.

Есть ещё один очень важный момент, который совершенно необходимо объяснить именно на данном этапе, а  информации уже многовато и выпуск уже раздулся :( Хотя на сегодня вам работы хватит.

Подумайте над тем, что я рассказал о движениях. Возьмите гитару и попробуйте, почувствуйте те позиции, которые показаны на трёх аккордах. Только без фанатизма :) О фанатизме - следующий выпуск.

И не старайтесь сразу их заучить - сейчас это ни к чему. И следите за посадкой!

Послушайте, почему ваша гитара "не строит" и подстройте её.

И определитесь, наконец, хоть с какой-нибудь песней! Что подбирать-то будем?

Не "Во поле берёзка стояла" же играть собираетесь...

 

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/

Буду рад получить от вас замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.

Пишите

Всего доброго,

Вячеслав Грисюк


Новости Школы Своего Дела

Чернигов. Клуб Своего Дела

Новости "Каталога Наших Рассылок"


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное