К 1845 году относятся эскизы стенописи «Воскресение Христово», предназначавшиеся для строившегося К. А. Тоном храма Христа Спасителя. Они знаменуют наступление нового этапа творчества художника. В работе над ними Иванов впервые соприкоснулся с византийскими мозаиками и, что особенно интересно, с древнерусской иконописью. В конце 40-х годов Иванов переживает исподволь подготовлявшийся жестокий кризис, высшей точкой которого был 1848 год.
Это был не только кризис идеологии художника, но и процесс перестройки художественной формы. Революционные события 1848 года окончательно освободили художника от предрассудков, привитых воспитанием. Эти события заставили его вновь пересмотреть свое отношение к искусству. Искусство должно служить народу и нести ему новые, просветительные идеи — таково теперь твердое убеждение художника. На этот период падает ряд важных событий в личной жизни
Иванова. В частности, художник отдаляется от Гоголя, место которого в его жизни занимают новые люди (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, И. М. Сеченов), определившие дальнейшее развитие его миросозерцания и несомненно оказавшие сильнейшее влияние на все последнее десятилетие его жизни. В этот период у Иванова возникает мысль о создании целого цикла библейско-евангельских росписей. Эти росписи должны были покрыть стены особого здания (отнюдь не церкви, как всегда
подчеркивал сам художник). Их темы и последовательность соответствовали книге германского ученого Д. Штрауса, но были основаны на глубоком и самостоятельном изучении самим художником первоисточников. Иванов задумал представить всю эволюцию верований и мировоззрений человечества. Поражает обилие и бесконечное разнообразие выполненных Ивановым акварельных эскизов (почти все они хранятся в Третьяковской галерее). Совершенно новые методы работы с натуры и изучение памятников классического Востока как литературных,
так и вещественных, помогли ему создать образы небывалой силы, полные глубокого своеобразия и жизненности. Даже в своей предварительной эскизной форме этот цикл Иванова является новым словом в мировом искусстве. По мысли Иванова, будущая живопись должна была стоять на уровне современной науки и соответствовать прогрессивному направлению мысли. Иванов понял, как далеко ушел от своей картины, понял, что время требует от художника нового подхода к темам, новых методов исторической живописи.
Библейско-евангельские эскизы исполнены Ивановым с необычайным и неослабным творческим подъемом. Они поистине вдохновенны и поражают зрителя могуществом своих образов.
А.А. Иванов. Смотрят на Голгофу.
А.А. Иванов. Ангел поражает Захарию неемотой.
А.А. Иванов. Три странника у Авраама.
А.А. Иванов. Хождение по водам.
Пока трудно еще полностью раскрыть творческий метод художника. Ясно, что этот метод не имеет ничего общего с тем, каким шел художник, работая над большой картиной. В настоящее время могут быть названы главные литературно-исторические источники и археологические памятники, которые изучал художник. С этой работой могут быть сближены и некоторые пейзажные и другие этюды. Но все эти легко установимые данные лишь в малой степени позволяют проникнуть
в суть творческой работы художника. Они только усиливают изумление перед его могучим гением, создавшим из крупиц исторических материалов и скупых слов литературных первоисточников изображения библийских событий такой необычайной яркости и убедительной силы, словно сам художник был их очевидцем. Трудно среди эскизов указать лучшие. Поэтому следует остановиться только на более характерных. Таков, например, эскиз «Три странника у Авраама», композиция которого поразительна по своей простоте
и монументальному лаконизму, по органической слитности человека и природы, по выразительности фигур, ясности и значительности характеров. Не менее интересен «Сбор манны в пустыне»—массовая сцена, в которой бегущие люди захвачены радостным вихрем, или «Шествие пророков», исполненное мощного, потрясающего ритма. Ясное взаимоотношение фигур и пространства всегда является самым главным композиционным приемом. Иногда архитектурные формы исполняют роль посредников, разделяя пространство и организуя человеческие толпы.
Такова, например, «Проповедь в храме», таков поздний вариант «Явления Христа Марии Магдалине», такова сцена в египетском храме и потрясающая силою простых чувств композиция «Смотрят на Голгофу». Несмотря на то, что замысел Иванова остался только в эскизах, эскизы эти принадлежат к величайшим достояниям искусства. Лишь великими художниками, мастерами древнерусской живописи и итальянского Ренессанса созданы образы равной силы и душевного благородства.
Иванов смог через века прикоснуться к забытым древним традициям. Остатки памятников и мозаик Византии, живопись Сербии и немногих известных ему произведений древнерусских художников несомненно помогли ему творчески решить задачу монументальной живописи. В высшей степени важно и интересно то обстоятельство, что эскизы Иванова обнаруживают прямое родство с самыми высокими традициями древнерусского монументального искусства, перевоплотившимися в творчестве художника середины XIX столетия.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).