Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Александр Иванов

"Библейские эскизы"

     К 1845 году относятся эскизы стенописи «Воскресение Христово», предназначавшиеся для строившегося К. А. Тоном храма Христа Спасителя. Они знаменуют наступление нового этапа творчества художника. В работе над ними Иванов впервые соприкоснулся с византийскими мозаиками и, что особенно интересно, с древнерусской иконописью.
    В конце 40-х годов Иванов переживает исподволь подготовлявшийся жестокий кризис, высшей точкой которого был 1848 год. Это был не только кризис идеологии   художника,   но   и   процесс перестройки художественной формы.
    Революционные события 1848 года окончательно освободили художника от предрассудков, привитых воспитанием. Эти события заставили его вновь пересмотреть свое отношение к искусству. Искусство должно служить народу и нести ему новые, просветительные идеи — таково теперь твердое убеждение художника. На этот период падает ряд важных событий в личной жизни Иванова.
    В частности, художник отдаляется от Гоголя, место которого в его жизни занимают новые люди (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, И. М. Сеченов), определившие дальнейшее развитие его миросозерцания и несомненно оказавшие сильнейшее влияние на все последнее десятилетие   его жизни.
    В этот период у Иванова возникает мысль о создании целого цикла библейско-евангельских росписей. Эти росписи должны были покрыть стены особого здания (отнюдь не церкви, как всегда подчеркивал сам художник). Их темы и последовательность соответствовали книге германского ученого Д. Штрауса, но были основаны на глубоком и самостоятельном изучении самим художником первоисточников. Иванов задумал представить всю эволюцию верований и мировоззрений человечества. Поражает обилие и бесконечное разнообразие выполненных Ивановым акварельных эскизов (почти все они хранятся в Третьяковской галерее). Совершенно новые методы работы с натуры и изучение памятников классического Востока как литературных, так и вещественных, помогли ему создать образы небывалой силы, полные глубокого своеобразия и жизненности. Даже в своей предварительной эскизной форме этот цикл Иванова является новым словом в мировом искусстве. По мысли Иванова, будущая живопись должна была стоять на уровне современной науки и соответствовать прогрессивному направлению мысли. Иванов понял, как далеко ушел от своей картины, понял, что время требует от художника нового подхода к темам, новых методов исторической живописи.
    Библейско-евангельские эскизы исполнены Ивановым с необычайным и неослабным творческим подъемом. Они поистине вдохновенны и поражают зрителя могуществом своих  образов.

А.А. Иванов. Смотрят на Голгофу. А.А. Иванов. Ангел поражает Захарию неемотой.
А.А. Иванов. Три странника у Авраама. А.А. Иванов. Хождение по водам.


    Пока трудно еще полностью раскрыть творческий метод художника. Ясно, что этот метод не имеет ничего общего с тем, каким шел художник, работая над большой картиной.
    В настоящее время могут быть названы главные литературно-исторические источники и археологические памятники, которые изучал художник. С этой работой могут быть сближены и некоторые пейзажные и другие этюды. Но все эти легко установимые данные лишь в малой степени позволяют проникнуть в суть творческой работы художника. Они только усиливают изумление перед его могучим гением, создавшим из крупиц исторических материалов и скупых слов литературных первоисточников изображения библийских событий такой необычайной яркости и убедительной силы, словно сам художник был их очевидцем.
    Трудно среди эскизов указать лучшие. Поэтому следует остановиться только на более характерных. Таков, например, эскиз «Три странника у Авраама», композиция которого поразительна по своей простоте и монументальному лаконизму, по органической слитности человека и природы, по выразительности фигур, ясности и значительности характеров. Не менее интересен «Сбор манны в пустыне»—массовая сцена, в которой бегущие люди захвачены радостным вихрем, или «Шествие пророков», исполненное мощного, потрясающего ритма. Ясное взаимоотношение фигур и пространства всегда является самым главным композиционным приемом. Иногда архитектурные формы исполняют роль посредников, разделяя пространство и организуя человеческие толпы. Такова, например, «Проповедь в храме», таков поздний вариант «Явления Христа Марии Магдалине», такова сцена в египетском храме и потрясающая силою простых чувств композиция   «Смотрят   на   Голгофу».
    Несмотря на то, что замысел Иванова остался только в эскизах, эскизы эти принадлежат к величайшим достояниям искусства. Лишь великими художниками, мастерами древнерусской живописи и итальянского Ренессанса созданы образы равной силы и душевного благородства. Иванов смог через века прикоснуться к забытым древним традициям. Остатки памятников и мозаик Византии, живопись Сербии и немногих известных ему произведений древнерусских художников несомненно помогли ему творчески решить задачу монументальной живописи.
    В высшей степени важно и интересно то обстоятельство, что эскизы Иванова обнаруживают прямое родство с самыми высокими традициями древнерусского монументального искусства, перевоплотившимися в творчестве художника середины XIX столетия.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс  «В поисках дворянского гнезда».

А у нас для вас новость:  конкурс СЛОГАНОВ в разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!


В избранное