Работая над портретами во время своего пребывания в Москве, Брюллов подчеркивал, что он не берет заказов, а пишет только друзей. Особенно замечательны портреты скульптора И.П.Витали (1836—1837, Третьяковская галерея), А. А. Перовского (писатель Антон Погорельский, 1836, Русский музей) и поэта Алексея Константиновича Толстого (1836. Русский музей). Скульптор Витали изображен за работой над бюстом самого Брюллова. В его движении
и лице выражено характерное для художника стремление сравнить результат своей работы с моделью, которая находится перед его глазами. Скульптор смотрит на бюст Брюллова снизу вверх, как бы сознавая свою ответственность перед строгим критиком. Подчеркнута сильная рабочая рука Витали. А. А. Перовский изображен сидящим на балконе, или террасе, в домашнем костюме. В его руке, лежащей на балюстраде, табакерка, которой он постукивает, как бы сопровождая этим движение своей мысли. Удивительно
передан ясный взгляд писателя. Портрет юноши-поэта А.К.Толстого замечателен своей композицией, построенной на свободном движении фигуры. Сила пластики здесь, как и во «Всаднице», превалирует над психологической характеристикой. Мягкая белая ткань манжет резко подчеркивает кисти рук, взятых в трудном ракурсе. Иногда Брюллов привлекает искусственное освещение; таков, например, портрет его друга художника
Я.Ф.Яненко (1841, Третьяковская галерея). Свет свечей или ламп выявляет мягкую, рыхлую, даже мясистую форму его лица, которая сама по себе является характеристикой модели. Здесь следует упомянуть о том, что Брюллов был выдающимся карикатуристом, хотя его карикатуры лишены общественного значения. Они высмеивают уродливые стороны быта друзей художника и зло издеваются над их внешностью. Сохранилось несколько карикатур времени пребывания Брюллова в Италии, но эти карикатуры не
имели отношения к портретным работам художника. Иной, характер носят карикатуры, сделанные в Петербурге. Здесь в карикатуре у Брюллова были излюбленные модели: тот же Яненко, затем Глинка, отличавшийся маленьким ростом, и долговязый Нестор Кукольник, Черты, послужившие темой для карикатуры, не могли не просочиться в портрет. Но деталь характера, бывшая предметом осмеяния в карикатуре, никогда не выпирает в портрете; сохраняясь в нем, она приобретает серьезность, чуждую мимолетной насмешке.
К.П. Брюллов. Портрет Н.В. Кукольника (1836)
Портрет писателя Нестора Кукольника (1836, Третьяковская галерея) наглядно показывает, как трезво относился художник даже к своим ближайшим друзьям, не допуская в их портретах ни идеализации; ни карикатуры. Голова Кукольника несколько наклонена вперед, и потому лицо полускрыто тенью. Кукольник как бы умышленно скрывает свое лицо. Однако совершенно ясно улавливается его выражение, в котором больше хитрости, чем ума, больше желания приглядеться и приспособиться к окружающей
обстановке, чем сохранить свою независимость; его взгляд исподлобья как бы оценивает окружающее.
К.П. Брюллов. Портрет А.Н. Струговщикова (1840)
К.П. Брюллов. Портрет А.Н. Струговщикова. Фрагмент (1840)
Своеобразной поэзией раздумья овеян портрет литератора А. Н. Струговщикова (1840, Третьяковская галерея). Перед нами человек, которого тревожат сомнения, мучает интеллигентская «рефлексия», как говорили о таких людях в 60-х годах. Это подчеркнуто слабыми, опущенными руками (правая держит книгу, готовую выпасть), мечтательным взглядом и ртом безвольного человека.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Вас наверняка обрадует новая выставка в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."Быть может, Ваша новая работа ещё успеет ее украсить? У нас всегда рядом профессионалы и любители.
На летний конкурс «В поисках дворянского гнезда» приходят интересные работы. Заходите, смотрите, участвуйте. Принимаются любые творческие работы: фото, живопись, графика, компьютерная графика, скульптура… Ждем ваше творчество.